Прогулка по лесным тропинкам
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Методическая разработка по познавательному развитию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_eko.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  совместной  образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Тема

«Прогулка по лесным тропинкам»

Интегрируемые образовательные области:

Познавательное  развитие, речевое развитие,  социально – личностное, физическое развитие.  

Вид:

Интегрированная организованная совместная образовательная деятельность.

Специфические виды детской деятельности, в которую вовлечены воспитанники:

Игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская,   двигательная.

           

   

Цель:

Расширить  знания детей о лесе; вызвать интерес к лесу; воспитывать бережное отношение к обитателям леса.

Задачи:

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.  

Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей  о лесе и его обитателях;  продолжать знакомить с правилами поведения в лесу; познакомить с лекарственными растениями, растущими в лесу; продолжать учить понимать и использовать обобщающие слова «насекомые», «птицы»;  использовать слова, характеризующие хвойные растения. Учить измерять расстояния между предметами  разными приёмами.

Методические приемы  и формы организации деятельности:

Привлечение внимания детей, мотивация интереса детей, желание участвовать в  познавательно - игровой деятельности.

Использование карты-схемы для определения маршрута путешествия.

Интерактивная  дидактическая игра «Четвертый лишний».

Вариативное представление  изучаемого объекта (схемы «Можно – нельзя», фотографии лекарственных растений, кроссворд, аудиозапись «Звуки леса».

Спортивная игра «Догонялки с препятствиями».

Оборудование и материалы:

Персонаж Лесовичок (взрослый)

Письмо от Лесовичка.

Карты - схема маршрута путешествия.

Схемы «Можно-нельзя» (по правилам поведения в природе)

Фотографии лекарственных растений.

Веточки ели и сосны.

Кроссворд «Деревья».

Аудиозапись «Звуки леса»

Интерактивная игра  «Кто лишний?».

Самовар с травяным чаем.

Предварительная работа:

Подготовка  «Лесных полянок».

Изготовление  кроссворда «Деревья»,  карты – схемы маршрута, схемы для игры «Можно - нельзя».

Создание интерактивной игры «Кто лишний?»

Подборка сопровождающего аудио материала.

Подборка фото - материала о лекарственных растениях.

Чтение пословиц и поговорок о природе.

Актуализация знаний детей о правилах поведения в лесу.

Последующая работа:

Продолжить  ознакомление  дошкольников  с обитателями леса, с правилами поведения в лесу.

Привлечь детей к изготовлению материала для лэпбука.

Совместное оформление лэпбука.

Ход  образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

   Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

  Он им протянет сотни рук

                               И тысячи ладошек.

Дети: Лес.

Воспитатель: Ребята здесь лежит конверт. Какое необычное письмо, но от кого же оно! Давайте прочитаем.

(читает письмо)

«Дорогие ребята старшей группы! Это пишет вам Старичок – Лесовичок. Вы, наверное, меня помните. Не раз бывал я у вас в гостях. Но сегодня я вам приготовил необычный сюрприз на этой тропе. Вы должны его найти, но только для этого нужно выполнить задания на каждой стоянке тропы. Ребята, я знаю, что вы любите природу, спорт, не боитесь трудностей и быстро справитесь заданиями. Удачи вам, ребята.

                                                         Старичок -Лесовичок»

Воспитатель: Какое загадочное письмо! Ну, что, ребята, найдем мы сюрприз Лесовичка?

Дети: Да, найдем!

 Воспитатель: Ребята здесь еще  что-то есть? (достает карту передвижения). Это уже первое задание Лесовичка.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что это значит? (дети рассматривают карту- схему)

Дети: Это, карта - схема.  

Воспитатель:  А что будем делать по этой схеме?

Дети: Мы будем путешествовать.

Воспитатель: Сначала нам надо дойти до первой поляны  (воспитатель с детьми доходит до поляны) «Войди в природу  другом» (вспоминают  с детьми правила поведение в природе)

 Воспитатель: Ребята, давайте вспомним правила поведения в природе, поиграем в игру «Можно - нельзя» (воспитатель использует наглядные схемы). Слушайте внимательно и отвечайте на вопросы вместе:

1. Ходить в лесу по тропинкам (можно)

   Ходить по траве, и рвать цветы   (нельзя)

2. Собиратьть в лесу грибы       (можно)

    Вырывать их с корнем           (нельзя)

3. Слушать пение птиц               (можно)

    А шуметь в лесу, включать музыку (нельзя)

4. Наблюдать за муравьями       (можно)

 А разрушать муравейники        (нельзя)

5.Можно брать детенышей диких животных домой (нельзя). Почему?

 Дети: Потому, что лес – это родной дом зверей и создать дома такие же условия, как в лесу – очень трудно. Животные не смогут жить с нами.

Воспитатель: А теперь, ребята, продолжим свой путь.

(Идут по тропинке дальше).

Воспитатель: Посмотрите, какие стоят деревья?

Дети: Береза, Дуб.

Воспитатель: Какое дерево находится от нас дальше (ближе). А как вы думаете, как можно измерить расстояние  подручными средствами до деревьев. (дети исследуют шагами, ступнями, пальцами, прыжками, и т.д.) Вот мы измерили расстояние до деревьев  и узнали, какое дерево от нас дальше (ближе), и  где же Лесовичок нам свой сюрприз приготовил, вот интересно? Давайте везде посмотрим. (Находят коробку на дереве).  Это, наверное, сюрприз. (Воспитатель достает коробку из-под конфет,  и находит там только записку. Читает.).

«Ребята, на  «Чудо – полянке» вы должны назвать  лекарственные растения». Предлагаю поиграть в игру «Да и нет»  

Воспитатель: Игра «Да и нет». Правила игры такие: те растения, которые растут в лесу - вы хлопаете в ладоши, а если растение в лесу не растет  - сидите тихо.

Воспитатель: Молодцы, ребята справились с заданием. Сейчас я предлагаю  продолжить с вой путь по тропе.

Воспитатель: Вот  мы и  дошли до следующей поляны. Эта поляна имеет свое название  «Зеленые подружки».

(ребенок читает стихотворение)

Я у мальчиков спросила

- Это что за деревце?

Говорят они – Осина.

Только мне не верится.

Даже елки мы вначале

От сосны не отличали

Раз торчат иголочки

Значит, это елочки.

А когда на ветку ели

Мы получше поглядим

Оказалось, что она

Не такое, как сосна.

Воспитатель: Посмотрите, у меня  в руках ветки каких деревьев? Чем они похожи и чем отличаются?

Дети: У ветки ели и сосны есть иголки. У сосны иголки собраны по две, а у ели они по одной. Хвоя  ели короче и темнее по цвету, чем у сосны. Это вечнозеленые деревья.  

 Воспитатель: Молодцы, ребята!   Вы справились  и с этим заданием. А сейчас мы отправимся на поляну кроссвордов.   Отгадав загадки вы решите кроссворд с волшебным словам. (ключевое слово «ДЕРЕВО») Я думаю, ребята, что с этим заданием вы так же  справитесь. (воспитатель читает загадки, дети отгадывают название деревьев).

1. Он высок и могуч, достает до самих туч. Осенью с ветки сыплются детки.    (дуб)

2. Маленький мужичок, костяная шубка.      (орех)

3. Стоят столбы белёны, на них шапки зелёны.     (береза)

4. Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю зимой не умираю.    (ель)  

5.  Возле речки, у обрыва, плачет горько, плачет.     (ива)

6. Никто не пугает, а все дрожит.       (осина)

 Воспитатель:  Молодцы, вы  отгадали волшебное слово.

Воспитатель: (предлагает присесть на полянке , закрыть глаза и послушать звуки леса) Что вы слышите?

Дети: Пение птиц соловья, кукушки,  воробья, как шелестят листочки на деревьях, журчание ручья, жужжание насекомых.

 Воспитатель:  Я предлагаю вам поиграть.  Игра называется  «Кто лишний? (играют в интерактивную игру, используется материал по теме «Насекомые», «Птицы»)

(появляется Старичок –Лесовичок»

Лесовичок: Здравствуйте гости, моего дома! Здравствуйте, здравствуйте! Если вы до меня дошли, значит, все мои задания выполнили. А вы помните мои задания? Какие были самые трудные? А сюрприз мой вы  нашли?

Дети: Нет. (воспитатель показывает пустую коробку из-под конфет)

 Лесовичок:  А сюрприз мой вас дожидается.   Теперь я сам  хочу поиграть с вами, сам проверю, какие вы ловкие, сильные, смелые. Сейчас вот я вас поймаю!

(Лесовичок с детьми играют в догонялки. Лесовичок просит соблюдать правила поведения в лесу – не кричать и не повредить жителей леса. Затем  дети  догоняют  Лесовичка.)

 Лесовичок: Как я устал. Так пить хочется ребята. А вы ребята не устали?  Мой лес всегда рад добрым гостям. Он дарит им здоровье.  А вот и мой сюрприз вам.

 (достает самовар и коробку с конфетами)

 Лесовичок: В моем самоваре чай не простой, а с травами, что растут на полянке. В них сила и здоровье.

 (Лесовичок угощает всех чаем. Затем предлагает вспомнить пословицы о природе.)

Лес по дереву, а море по рыбине тоскует.

Дерево водой живёт, дерево и воду бережёт.

Дерево от плодов, а человек у дел познаётся.

Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

Не высок лесок, а от ветра защищает.

 

(Воспитатель и деть благодарят Лесовичка за гостеприимство, прощаются.)

Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по лесным дорожкам. Я очень рада. Что вы справились со всеми заданиями Лесовичка и показали  свои знания и любовь к природе. И если их применят в настоящем лесу, то и он отблагодарит нас своей красотой, радостным настроением и крепким здоровьем.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИСПОЛЬНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА

НИЖНЕКАМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Муниципальный конкурс авторских конспектов (сценариев) совместной позновательно-

исследовательской образовательной деятельности среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района

КОНСПЕКТ

СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ: «ПРОГУЛКА ПО ЛЕСНЫМ ТРОПИНКАМ»

                                                                                         Авторы:

                                                                                 Бреднева Н.И., воспитатель МБДОУ №77,

                                                                          первая квалификационная категория.

                                                                               Михеева Т.В., воспитатель МБДОУ №77,

                                                                         первая квалификационная категория

г.Нижнекамск

2016

ЗАЯВКА

На участие в муниципальном конкурсе авторских конспектов (сценариев) совместной познавательно- исследовательской образовательной деятельности среди воспитателей дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района.

Ф.И.О.

участника

Должность

Место работы

Квалификационная категория

Тема

СОД

Количество страниц

Михеева

Татьяна
Валерьевна

Воспитатель

МБДОУ№77

первая

«Прогулка по лесным тропинкам»

6

Бреднева

Наталья

Ивановна

Воспитатель

МБДОУ№77

первая

«Прогулка по лесным тропинкам»

6

Дата: «11»     апреля  2016г.                                                           /                                

                                                                                                          подпись               Фамилия И.О.

                                                                                                      /                                  

                                                                                                      подпись                 Фамилия И.О.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по речевому развитию в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта "Прогулка по лесной тропинке"

Конспект НООД в группе младшего дошкольного возраста с использованием игрового парашюта. Тема "Прогулка по лесной тропинке"...

Прогулка по лесным тропинкам

Интегрированное занятие по ФЭМП с исрользованием ИКТ во второй группе раннего возраста....

Конспект занятия по сенсорному воспитанию во второй младшей группе «Прогулка по лесной тропинке»

Формирование представлений о внешних свойствах предмета. Совершенствовать основные движения....

Конспект тематической прогулки на тему «По лесной тропинке»

Цель: прогулка детей на свежем воздухе, знакомство с лесом, развитие у детей внимание и наблюдательности.Задача: рассказать детям о правилах поведения на природе, научить детей замечать мелкие предмет...

«Прогулка по лесным тропинкам», конспект открытого подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме недели: «Деревья. Кустарники»

laquo;Прогулка по лесным тропинкам», конспект открытого подгруппового занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме недели: «Деревья. Кустарники»...

Конспект музыкального развлечения во 2-ой младшей группе Тема "Прогулка по лесной тропинке"

Развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку, выполнение изобразительных, подражательных движений животных....

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»

Конспект занятия по коррекционной ритмике для детей с нарушением зрения старшей группы «Прогулки по лесным тропинкам»...