Экологический КВН для педагогов "Знатоки природы"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Пискова Наталья Анатольевна

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 26.11_kvn_ekologiya_.docx2_.docx67.56 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический КВН для педагогов "Знатоки природы"

 

Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах экологии. Уточнить и углубить знания педагогов по экологии, экологическому воспитанию. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность воспитателей.

Предварительная работа:  изготовление костюмов из бросового материала, проведение консультации по методике экологического воспитания.

 

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы знаем, что сообщая детям знания о животном и растительном мире, взрослые одновременно сообщают им и правила поведения в природе. Мы воспитываем в детях четкое понимание – человек – часть природы. Не будет зелени, животных, и ему не жить на Земле, и наоборот: чем богаче мир вокруг, чем лучше человеку жить в этом мире.

Сегодня у нас проводится экологический КВН  “Знатоки природы”. Наши педагоги сегодня постараются показать  свои знания по экологии, по экологическому воспитанию дошкольников.

 Судить наш конкурс будет   жюри в составе заведующего детским садом Недопекиной  В.Ф. ,педагога-психолога Чабина А.А., Визерук И.В. методиста Отдела образования Администрации Обливского района.

1 конкурс. “Придумай название”.

Ведущий.  Каждая команда должна придумать название команды и представить себя в соответствии с выбранным названием. Но, прежде чем приступить к выполнению задания, командам необходимо выбрать капитанов, которые будут представлять свою команду. Время для обсуждения – 1 минута, время для представления – 1 минута.

2 конкурс. Экологическая разминка.

Ведущий. В данном конкурсе времени для обсуждения не будет. Каждой команде по очереди будет задаваться вопрос, если одна команда не ответит – право ответа будет передано другой команде.

Вопросы команде “1”

Вопросы команде “2”

1.У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

2.Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью.)

3. Какое дерево является символом России? (Берёза)

4.Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб.)

5.Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит.)

6.Какое дерево называют прадедом прадедов? (Дуб.)

7. Кто написал сказку “Гадкий утенок”? (Г.Х. Андерсен)

8.Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина.)

9.Какую траву любят кошки? (Валериана.)

10.Самая высока трава? (Бамбук.)

1. Как называется самая маленькая птица? (Колибри)

2.Лесной петух. (Глухарь.)

3.Что означает “плач” берёзы весной? (Сокодвижение.)

4. Какое дерево является символом Канады? (Клён)

5.Почему лиственницу называют “добрым деревом”? (Не колется.)

6. Кто написал музыку к балету “Лебединое озеро”? (П.И. Чайковский)

7.Пингвин птица или животное? (Птица.)

8.Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб.)

9.Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц.)

10.Какая охота разрешена в  лесу в любое время года? (Фотоохота.)

3. «Конкурс эрудитов» (оценивается знание, правильность ответа)

1. Объясните смысл поговорки «Один человек оставляет в лесу след, сотня – тропу, тысяча - пустыню»

Ответ: ухудшается структура лесной почвы, в нее плохо проходит влага, воздух, погибает подрост, гибнут микроорганизмы почвы.

2. Зачем паукам паутина?

Ответ: для строительства жилища, делают из паутины кокон, в который помещают свои яйца, для ловли добычи, для передвижения.

3. След какого зверя похож на след человека?

Ответ: медведя

4. У кого язык длиннее тела?

Ответ: у хамелеона

5. Сколько глаз у стрекозы?

Ответ: тысячи

6. Какие новорожденные животные длиннее домика, из которого вышли?

Ответ: крокодил, змея 

4конкурс «Вопросы из зала» (оценивается остроумие и смекалка)

По 3 вопроса на находчивость:

1.Почему лиса всю зиму бегает, а медведь спит?

2.Лягушка расквакалась к чему?

3.Почему люди не летают?

4.Отчего кошка часто умывается, а собака нет?

5.Когда лошадь превращается в хищника? (когда скачет рысью)

6.Зачем мышке хвост? 

5конкурс“Фантазия в творчестве”.

Костюм из бросового материала.

Участники команд представляют свой вариант костюма с защитой. Оценивается творческий подход к работе, разнообразие используемых материалов и соответствие текстового оформления.

6-й конкурс капитанов“Чья жалоба?”

Капитаны получают конверты с текстом задания. По описанию надо догадаться, какого животного эта “жалоба”.

Жалоба №1

Ох, не любят меня люди!
Голос, видите ли, мой не нравиться и глаза говорят, у меня некрасивые.
Считают, что беду приношу. А так ли это?
Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба.
Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо.

Жалоба №2

На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас.
Не нравиться, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи.
Но мы друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились! Обижают нас часто.

Жалоба №3

Сама знаю, что не красавица я.
Окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, говорят, что противная, бородавчатая, а то ещё камнем бросят или ногой пнут.
А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.

7 Конкурс “Верно  – не верно ” (игра со зрителями)

Сейчас вы услышите утверждения, с которыми нужно согласиться или нет.

У кукушки кукует самец. (Да)

Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда, как и на родине. (Нет)

Берёза, осина, лиственница, тополь, дуб – лиственные деревья. (Нет, лиственница хвойное дерево)

Верно ли, что розовая чайка и белый журавль живут в тундре? (Да)

Верно ли, что у карликовой березы корни длиннее, чем у верблюжьей колючки? (Нет)

Верно ли, что у верблюда длинные густые ресницы? (Да, для защиты от песчаных бурь)

Верно ли, что грибы могут быть ростом с дерево? (Да, в тундре)

Верно ли, что Австралия – самый маленький континент? (Да)

8 конкурс     «Найди ошибки» в рассказах 

ЗИМНИЙ ДЕНЬ

В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр за окном – 4° мороза. Едем! Взяли лыжи, палки, не забыли положить в рюкзаки термосы с горячим чаем и бутерброды – и в дорогу. Поезд привез нас к лесу часов в девять.
Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по лыжне. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверное, следы ежа», – сказал Петрик. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик», – возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы. Зеленые иголки деревьев выглядывали из-под нанесенного на ветки снега. 
Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок», – сказала Маша. «А ты что, не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» – ответил ей Петрик. Из леса доносился равномерный стук – это дятел долбил шишки, вытаскивая из них семена. 
Неожиданно на ветке густой ели мы увидели гнездо и в нем какую-то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой? Петрик и это знал: «Это сойка». Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль-лизунец. Это лесники заготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов возле стога сена. «Наверное, это волк ловил мышей в сене», – сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость.
http://bio.1september.ru/2004/41/13.gif

Ошибки. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает. Ежи и суслики зимой впадают в спячку. Зимой на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью. Белки не спят зимой, а ведут активный образ жизни. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.

В ВЕСЕННЕМ ЛЕСУ

Еще в пятницу мы узнали от учительницы Анны Васильевны радостную весть – в воскресенье едем в лес! Задолго до отхода поезда мы собрались у касс вокзала. Сорок минут езды, и вот он – лес! Хорош лес в конце апреля. Нежное, тонкое зеленое кружево из листьев распускающейся березы, веселый щебет птиц! Вот из кустов раздалось мелодичное пение. «Это сойка, – закричал Петрик, – она только на днях прилетела из теплых краев».
На согретых солнцем косогорах, появились первые цветы – мать-и-мачеха, желтые шары одуванчиков, синие фиалки, чуть дальше – желто-синие иван-да-марья. Цветет белыми звездочками ветреница дубравная, на вырубках полыхает иван-чай. В воздухе сладковатый запах расцветающей липы.
А вот и первые грибы появились – сморчки, строчки с коричневыми шляпками, у пеньков желтеют опята, в траве – черные грузди. Еще довольно прохладно, но в голубом небе стремительно пролетают стрижи. Слышится методичный стук неутомимого труженика леса – большого пестрого дятла. На величавых дубах распускаются первые почки.
Незаметно прошло время. Надо снова идти на станцию. Но куда? Где север, где юг? И как всегда подал голос всезнающий Петрик: «Я знаю! Южная сторона муравейника более крутая, чем северная!» Но тут Анна Васильевна достала компас, и мы пошли в нужном направлении. В кустах заливался соловей – первый солист лесной оперы. В вагоне поезда Анна Васильевна нам сказала: «Завтра принесите в школу сочинение «Лес в апреле», но только не наделайте ошибок!»
http://bio.1september.ru/2004/41/15.gifhttp://bio.1september.ru/2004/41/16.gif

Ошибки. Сойка поет немелодично, голос у нее резкий и неприятный. Сойка – оседлая птица, на зимовку не улетает. Иван-да-марья, иван-чай и липа зацветают летом. Летние опята появляются – в июне–июле, осенние – с конца августа, черные грузди появляются летом. Стрижи прилетают в мае, в холодную погоду они впадают в оцепенение. Почки на дубах распускаются в конце мая. У муравейника северная сторона круче южной.

9 конкурс «Составь цепь питания»
Воспитатель: Каждой команде выдаются картинки, с помощью которых необходимо составить цепь питания. Время на обдумывание - 1 минута.

1. Водоросли – рачки – рыбы – белый медведь.

2. Растения – мышь – сова.

3. Желуди - дубы – кабан – волк.

10 конкурс  «Опытная станция»

Опыт 7. «Куда делись чернила? »

Проведение: в пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже не видно.

Опыт 8«Цветные узоры на молоке»

Проведение: молоко разлить по тарелкам, добавить краску, затем обмакнуть палочку в мыльный раствор и опустить в молоко, краски начнут двигаться. Объяснение: молоко состоит из молекул жира. При появлении моющего средства молекулы разрываются, что приводит к их быстрому движению. Поэтому и перемешиваются красители.

11 конкурс Блиц-опрос для команд:
Воспитатель: В течение 1 минуты нужно дать ответ.
- Какой лес называется тайной? (Хвойный)
- От чего плавает утка? (От берега)
- У какого животного 5 черных полос на спине? (Бурундук)
- Кого в шутку называют косым? (Заяц)
- Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, т. к. он не умеет говорить)
- Самое умное морское животное? (Дельфин)
- Кто видит ушами? (Летучая мышь.)
- До каких пор можно идти в лес? (До середины — дальше идешь из леса)
- Царь зверей? (Лев)
- Самое крупное наземное животное. (Слон.)
- Как написать «сухая трава» четырьмя буквами? (Сено)
- Какие грибы ест еж? (Никакие. Ёж грибы не ест.)
- Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу? (Надо подождать, пока она улетит)
- Что станет с зеленым мячиком, если он упадет в Желтое море? (Он намокнет)
- Кто четыре раза в году переодевается? (Лес)
- Сколько ног у паука? (Восемь.)
- Почему корова ложится? (Потому что не умеет садиться)
- Что ест зимой жаба? (Ничего, она спит.)
- Как узнать, сколько лет рыбе? (По чешуе. На каждой чешуйке есть кольца, как на деревьях.)
- Что теряет, лось каждую зиму? (Рога.)
- Самый сильный хищный зверь. (Белый медведь)

Работа с залом:

Предлагаем вам небольшой блиц - конкурс “Как растения и животные предсказывают погоду”.

Напоминаем вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

1.Муравьи стремительно закрывают все входы в муравейник (будет дождь).

2.Комары и мошки вьются столбом (будет хорошая погода).

3.Синичка с утра начинает пищать (жди мороза).

4.Собака свертывается и лежит калачиком (наступят холода).

5.Лошадь храпит – (к ненастью), фыркает – (к теплу).

6.Воробьи купаются в пыли или в луже (будет дождь).

7.Паук усиленно плетет паутину (к сухой погоде).

8. Стрижи, ласточки низко летают (дождь предвещают).

9.Когда цветет черемуха (к холоду, заморозкам).

10.Если утром трава сухая (к вечеру ожидай дождя).

11.Цветы перед дождем (пахнут сильнее).

12.Вороны садятся на нижние ветки деревьев (к ветру).

13. Куры раскудахтались (будет снег).

14.Из березы течет много соку (к дождливому лету).

15. Лягушки вечером громко квакают (будет теплая погода).

16. Много шелухи на луковицах (быть зиме холодной).

Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Ведущий.

Всё хорошее в людях - из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши, 
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический праздник « День защиты природы»

Экологический праздник -- одна из форм экологического воспитания дошкольников....

Экологическая викторина "Путешествие в природу"

В игровой форме дети закрепляют, расширяют знания о диких животных Западной Сибири...

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»

«ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКОЛОГИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ В РАМКАХ РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ»...

Образовательный проект: Формирование системы экологических знаний и представлений посредством экологической тропы "Мы изучаем природу - природа нас учит"

Проект «Формирование системы экологический знаний и представлений по средствам экологической тропы  "Мы изучаем природу - природа нас учит"» имеет выраженную экологическую н...

Экологическая программа "Наш дом - природа" Занятие по экологическому воспитанию для обучающихся подготовительной к школе группы в форме викторины с домашним заданием для родителей и детей

Основная цель экологической программы "Наш дом - природа" - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной принимать и любить окру...

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...