Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Путешествие в зимний лес

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в средней группе на тему

«Зимующие птицы»

Автор: Иванина  Алла Николаевна, воспитатель МКДОУ «Алёнушка», с. Родино Родинского района.
Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) по формированию целостной картины мира (ознакомление с природой) по теме «Зимующие птицы». Материал знакомит детей с птицами родного края, нуждающимися в подкормке в зимнее время.
Демонстрационный материал: карточки с изображением птиц, ,яблоко, зубочистки.
Оборудование: мультимидийное оборудование, картинки с изображением зимующих и перелётных птиц, магнитная доска, образцы корма для птиц.
Цель: закрепление знаний о зимующих птицах и роли человека в их жизни.
Задачи:
1. Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь им выжить в зимнее время.
2. Обогащать словарный запас и расширять кругозор детей.
3. Расширять знания детей о птицах родного края.
4. Учить правильно подкармливать птиц.
Предварительная работа: организация наблюдений за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь), проведение подвижных игр «Воробьишка», «Снегири», «Воробей», пальчиковой гимнастики «Кормушка» (Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкульминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.- ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008), рассматривание сюжетных картин по теме.

Мотивационно-ориентировочная часть:

Воспитатель: Вносит  ковёр-самолёт и предлагает детям угадать, на чём они сегодня отправятся в путешествие.(ответы детей)Дети усаживаются поудобней, закрывают глаза  и прилетают в зимний лес.( Перед детьми панорама зимнего леса).
Ребята, послушайте и отгадайте загадку:
Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Ответ детей: Зима.
Воспитатель: И куда же мы с вами прилетели?

Ответы детей: В зимний лес.

Воспитатель: Правильно. Наступила зима…
На улице стало холодно. Почувствовали приближение морозов и птицы. Некоторые улетели в тёплые края. Как называют таких птиц?
Ответ детей: Перелётные.
Воспитатель: Правильно, молодцы.
Но сегодня мы с вами поговорим о других птицах, попробуйте  угадать, что это за птицы?

Основная часть:

Воспитатель: ( звучит щебет воробья)
Эта маленькая пташка
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
Ответ детей: Воробей. (После правильного ответа воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением воробья)

Воспитатель: Послушайте следующую загадку: (звучит пение синицы)
Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня... 

Ответ детей: Синичка. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)
Воспитатель:

 Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют

Не боится он простуды -

 С первым снегом тут как тут!


Ответ детей: Снегирь. (Воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением птицы)

Воспитатель:     ( под звуки стук  дятла)                                  

                                          Столяр есть у нас в бору,

Целый день долбит кору.

В красной шапочке своей

Виден он среди ветвей.

Ответ детей: Дятел (воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением дятла)

Воспитатель:    (звучит воркование  голубя)

 Очень странный почтальон:

Не маг и не волшебник он.

Доставит письма и газеты,

Несёт посылку на край света,

Хранить умеет все секреты.

Крылат и смел, и зорок он.

Кто же этот почтальон?

Ответ детей: Голубь (воспитатель вешает на магнитную доску карточку с изображением голубя).

Воспитатель:

Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло.(Сова)

        Воспитатель: Молодцы. А скажите, как называют птиц, которые никуда не улетают, а некоторые , наоборот, прилетают к нам зимой?

Дети: Зимующие.

Воспитатель: А что страшнее для зимующих птиц: голод или холод?

Дети: Голод.

Воспитатель: Правильно. Я предлагаю вам выбрать   для птиц корм и организовать кормушки.

Дидактическое упражнение «Покормите птиц зимой»
Воспитатель раскладывает на столе варианты корма для птиц: конфеты, семена подсолнечника, пшено, кусочки  пшеничного хлеба, шоколад, картофель, морковь гроздь рябины, кусочки свежего сала.
Воспитатель: Ребята, пожалуйста, помогите мне выбрать корм для птиц. (Дети выбирают тарелочки с нужным кормом и сообща делают кормушку из половинок яблока и зубочисток, на которые одна половина детей нанизывает сало, а другая-  кусочки хлеба.

 Воспитатель:
Мы кормушку смастерили, 
Мы столовую открыли. 
Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

(на каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки).

 Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием! Во время прогулки вы с воспитателем вынесете  кормушку с кормом на улицу, птицы будут вам очень благодарны.

Но вдруг прилетает сорока и о чём-то стрекочет.

Ребята, вы не знаете, о чём вам хочет рассказать сорока? Оказывается, не все птицы успели улететь на юг с приходом зимы, и они просят вас им помочь. На картинках птицы, и вы должны угадать, какие из них уже должны быть в теплых странах. Если угадаете правильно, то птица улетит.

Дидактическая игра « Четвёртый лишний»

 Будьте внимательны. ( На интерактивной доске птицы: голубь, дятел, грач, синица; снегирь, воробей, сова, ласточка.)
Воспитатель: Молодцы.

Рефлексивно-оценочная часть:

Воспитатель: Я приглашаю всех на наш ковёр- самолет, чтобы отправиться обратно, домой.. Давайте  вспомним, о чём мы сегодня с вами говорили на занятии?
(Дети, сидя на ковре, вспоминают, готовятся к рефлексии)
Ответ детей: О птицах зимой.
Воспитатель:  Каких птиц мы называем  перелётными?
Ответ ребёнка.
Воспитатель:  Каких птиц мы называет зимующими?
Ответ ребёнка.
Воспитатель:  Назовите зимующих птиц, которых вы запомнили.
Ответ ребёнка.
Воспитатель:  Воспитатель: А что вам больше всего запомнилось и было интересным на занятии?  
Ответ ребёнка.
Воспитатель: Спасибо вам большое за работу, а на память вашей группе  я хочу подарить  дидактическую игру « Картинки - половинки с зимующими птицами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту

Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...

презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)

Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...