Образовательная деятельность на тему: «Рассказ об экологических пирамидах»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Галкина Елена Михайловна

Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 44»

Образовательная деятельность на тему: «Рассказ об экологических пирамидах»

Подготовила: воспитатель

Галкина Елена Михайловна

г. Арзамас.

Цель: формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.

Способы:

  1. Игра «Живая природа».
  2. Игровой момент со сказочным персонажем «Старичком – лесовичком».
  3. Вопрос – ответ.
  4. Физкультминутка.

Средства: разные  полоски из бумаги, комплект из пирамидок Н. Рыжовой, набор игрушек: заяц, волк.

Содержание образовательной деятельности

В гости к детям приходит старичок – лесовичок, он предлагает вспомнить, каких животных называют «хищники» и каких «травоядных», почему? Просит детей привести пример. Затем рассказывает детям, что в природе между численностью животных (хищных, травоядных) и растений  существует подвижное равновесие. Например, хищных животных (волков, лис) должно быть меньше, чем травоядных (зайцев, мышей), которыми они питаются. Такие отношения выражаются в виде различных пирамид, которые так и называются – «экологические пирамиды» (например, пирамиды численности).

Сначала дети просто складывают пирамиды из полосок бумаги, затем – экологические пирамиды из комплекта Н. Рыжовой «Невидимые ниточки природы». В основание кладется самая длинная полоска –колоски, выше – более короткая – мыши , далее – еще более короткая – сова. Аналогично выкладывается вторая пирамидка: травы – зайцы - волк.   Получились изображения пирамидок.

Для сравнения воспитатель показывает детям игрушечную пирамидку и предлагает поразмышлять, почему экологическая пирамидка выстроена именно в таком порядке.

Рассматривается вторая пирамидка.

Зайчик очень любит траву. Сколько травинок съедает зайчик – одну или много? Много. Для того, чтобы зайчики наелись, травинок должно быть больше, чем зайчиков. Поэтому полоска с травой длиннее, чем полоска с зайчиками, и зайцев меньше, чем травы. Ну, а зайцев не прочь отведать на обед волк. Волк большой, сильный. Чтобы быть таким, ему нужно съесть много зайцев. Поэтому в лесу зайцев  должно быть больше, чем волков, чтобы всем хватило. Вот и получается пирамида: один волк может съесть много зайцев, а один заяц – много травы.

Подводим итог: чтобы всем хватило еды, травы должно быть больше, чем зайцев, а зайцев – больше, чем волков.

Воспитатель просит детей  высказать свои мысли по поводу первой пирамиды.

Вопросы:

  1. Кто любит колоски? (мыши).
  2. Много или мало колосков съедает каждая мышка? (много).
  3. Значит, кого должно быть больше? (колосков должно быть больше, чем мышей).
  4. А чем питается сова? (ловит мышей на обед).
  5. Сова тоже сильная, большая птица, хищник, как и волк.
  6. Чтобы быть такой сильной, сове надо съесть одну или много мышек? (много).
  7. Значит, кого должно быть меньше, сов или мышек? (конечно, сов, чтобы им хватило мышек на обед).

Подводим итог: чтобы всем хватило еды, колосков должно быть больше, чем мышей, а мышей – больше, чем сов.

Физкультминутка

Зайцы скачут скок-скок-скок!

Да на беленький снежок

Приседают, слушают –

Не идет ли волк?

Раз – согнулся, разогнулся,

Два – нагнулся, потянулся,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

Старичок-лесовичок предлагает детям построить «живую пирамиду».

Дети, изображающие морковки, садятся на пол или приседают, дети – «зайцы» станут рядом с ними, а «волк» должен стоять выше всех на стуле (пирамиды дети строят самостоятельно, воспитатель только предлагает варианты). Обсуждает с детьми, почему они построили именно такую пирамидку.

Можно попросить детей  самостоятельно придумать и построить пищевую пирамиду.

Литература:

  1. Бондаренко Т.М. Экологические занятия  с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж.
  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва.
  3. Рыжова Н.А. « я и природа», Москва.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Путешествие по экологической тропе"

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Познание" на тему : "Путешествие по экологической тропе" в средней группе.  Цель: Формировать умение самосто...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме "Пересказ рассказа "Осень"

Цель: формирование навыков связного последовательного пересказа текста с опрой на графические схемы...