Путешествие по материкам
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Карапыш Анна Леонидовна

Тема:Путешествие по материкам Работу выполнила: Карапыш Анна Леонидовна воспитатель МБДОУ д/с №7 "Аленушка" Дидактическая направленность: материал занятия позволяет формировать у детей понятие о земле, как планете, о материках, разнообразии животных и растений,развивает умение наблюдать, делать выводы. Использование презентации способствует лучшему пониманию и усвоению материала. Используемые технологии: для проведения занятия была создана компьютерная презентация, использован дидактический материал. Работа предназначена: для детей старшего дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_materikam.docx25.36 КБ
Файл puteshestvie_po_meterikam.pptx2.59 МБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  игра-путешествие «Путешествие по материкам»

в подготовительной группе МБДОУ д/сад № 7 «Аленушка»

Воспитатель: Карапыш Анна Леонидовна

Цель: Формировать у детей представление о том, что планета Земля – это огромный шар, большая часть которого покрыта водой; кроме воды есть материки.

Задачи: Познакомить детей с научной версией образования материков на планете Земля, с названиями и расположением материков на карте.

             Дать представление о животном и растительном мире каждого материка.

             Развивать воображение, ассоциативное и творческое мышление; познавательную активность детей в процессе ознакомления со свойствами льда.

           Воспитывать стремление беречь нашу Землю.

Материал к занятию: глобус, макет карты мира, компьютерная презентация о материках, материал для проведения опыта (лёд, ёмкость для воды).

Методы и приемы: 

Словесный: устное изложение, беседа, художественное слово;

Наглядный: презентация собственных материалов и интернет ресурсов, работа с иллюстрациями по теме.

Практический: Экспериментальная деятельность.

Ход занятия:

Воспитатель: Планета голубая,

                           Любимая, родная,

                           Она твоя, моя,

                           А называется……(Земля)

        Наша планета – это огромный преогромный шар, такой большой, что нужно много дней и даже месяцев, чтобы его объехать вокруг. Она круглая, как яблоко. Земля крутится вокруг солнца, словно самолётик вокруг башенки. Да ещё и сама вращается вокруг своей оси, словно волчок, только медленно.

       Чтобы понять, как это происходит, мы с вами сейчас представим, как это происходит. Один из вас будет исполнять роль Солнца, а второй роль Земли.

(Игровое упражнение)

       Земля – спутник солнца. Вместе с нашей планетой вокруг солнца вращается ещё несколько планет. Но только на земле есть жизнь.

        Из космоса можно легко наблюдать за нашей землей, но не все могут побывать в космосе. Мы с вами попробуем себя в роли космонавтов, чтобы  увидеть нашу землю. А какой предмет поможет нам в этом, вы узнаете, отгадав загадку.    

                           На ноге стоит одной,

                           Крутит, вертит головой,

                           Нам показывает страны,

                           Реки, горы, океаны. (Глобус)

Как вы думаете, что на глобусе обозначено голубым цветом? (Вода) А другими цветами? (Земля)

Воспитатель подводит детей к столу, на котором из макетов 6 материков выложен один.

Много миллионов лет назад наша земля представляла собой огромный материк. Назывался он – Панагея. В результате стихийных катаклизмов: землетрясений, наводнений извержений вулканов, этот материк стал разрушаться и от него стали отделяться большие и малые куски.

( Воспитатель разделяет материк на 6 частей)

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по материкам. А как вы думаете, на каком транспорте нам будет удобнее совершить это путешествие?

Приглашаю вас в наш самолёт (дети выстраиваются в колонну друг за другом).

Руки в стороны – в полет
Отправляем самолет.
(прямые руки в сторону)

Правое крыло вперед,
(правую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Полетел наш самолет.

Левое крыло вперед,
(левую выпрямленную руку выдвигаем чуть веред)
Повернул наш самолет.

Мы летели высоко,
(поднимаем руки повыше)
Мы летели низко.
(чуть опускаем руки)
Мы летели далеко,
Прилетели близко.

(Дети садятся на стулья)

А на какой из материков мы прилетели, вы узнаете из стихотворения.  Я читаю, а вы мне помогайте.

Делим мир на 6 кусков,

В мире 6 материков.

Раз – Австралия у нас,

Кенгуру там встретит вас.

(Дети крепят макет Австралии на полотно)

Презентация Слайд 2-5(комментарии воспитателя)

Приготовились к полёту ( дети расставляют руки в стороны, имитируя крылья самолёта)

Вот Америка смотри,

Юг и север 2 и 3,

Северная, Южная,

Всем нам очень нужная.

(Дети крепят макет Америка на полотно)

Слайд 5-12

Нам пора оправляться в путь.

(Имитация полёта)

Четыре – Антарктида

Ветрам холоду открыта,

Там  кругом лишь снег да льдины,

А на льдинах спят пингвины.

( На полотно прикрепляют макет Антарктида)

Ребята, а чем отличается изображение на карте Антарктиды от других материков? (Она белая) С чем это связано? ( Антарктида покрыта снегом)

Слайд 13, 14,15

Опыт подтверждающий, что лёд не тонет.

А могут ли жить в Антарктиде люди?  (Ответы детей)

Из-за холода люди не могут жить в Антарктиде. Но на специально оборудованных станциях живут учёные,  которые  Антарктиду изучают.

А как люди, которые там работают, могут туда добраться?

Слайд 16-18

Всё в Антарктиде покрыто льдами и снегом, давайте, скорее, покинем этот материк, пока мы не заболели.

 (Имитация полёта)

Дальше вспоминаем 5,

Надо Африку назвать

В Африке растут бананы,

 А живут там обезьяны.

(прикрепляем на полотно макет Африка)

Африка – самый жаркий материк на Земле.

Слайд 19-22

И последней назовём

Шесть – Евразию, наш дом.

Больше всех она, друзья

Счастлив, что живу тут я.

Мы вернулись домой. А почему Евразия наш дом?  (Ответы детей) Да, ребята, на территории этого материка располагается наша огромная страна  – Россия. В следующий раз мы отправимся в путешествие по этому материку, чтобы  лучше узнать о растениях, которые  растут  и животных, которые обитают в Евразии.

Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живёт. Она всем нужна, и все, кто на ней живёт, тоже нужны Земле. У нас над головой общая крыша – голубое небо. Под ногами общий пол – земная поверхность, у нас на всех один светильник и печка – солнце. И всё это – люди должны беречь.

Используемая литература:

  1. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры. Составитель Н.В. Нищева Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013

     2.Методическое пособие «Мир вокруг нас» Под общей редакцией Н.Н. Бауковой Ростов -на-Дону  Издательство ГБОУ ДПО РИПК и ППРО

     3.http://rodnaya-tropinka.ru/detyam-o-samoletah/

               

     Приложение (комментарии к презентации)

Слайд 2

Ребята, на что похоже это дерево? (На бутылку)

Правильно, это дерево так и назвали – бутылочное дерево. Оно способно подобно бутылке, хранить воду в своём стволе.

Слайд 3

Посмотрите внимательно на это дерево,

Слайд 4

Эму – одна из самых больших птиц в мире.

Слайд 5

На какого зверя похожа коала? (Медведь)  Правильно, а чем она отличается от нашего медведя?  (Окрас, размер)

Коала питается листьями, поэтому она почти не слазит с дерева, только если дерево, на которое она хочет забраться, находится далеко от того, с которого она хочет слезть.

Слайд 6

Секвойя – самое высокое дерево на Земле. Его высота достигает 100 метров.

Слайд 7

Посмотрите внимательно, на что похож сок,  вытекающий из дерева? Какого он цвета? (Белый, похож на молоко) Правильно, поэтому его так и назвали – молочное дерево. Чтобы собрать вот такую чашечку такого «молока», вам понадобится примерно 1 час.

Слайд 8

А это ребята, хлебное дерево. Как вы думаете, почему его так назвали?

Жареные плоды этого дерева по вкусу напоминают свежевыпеченный хлеб.

Слайд 9

Посмотрите на это животное, кого оно вам напоминает? (Коза) Чем оно отличается от козы, которую мы привыкли видеть? (Шерсть другая, форма рогов)  Это – снежная коза. Она живёт высоко в горах, поэтому ей нужна такая тёплая шубка, чтобы не замёрзнуть. Из-за белого окраса, это животное очень сложно увидеть, ведь горы всегда покрыты снегом.

Слайд 10

Это броненосец. Всё его тело покрыто панцирем, как бронёй. А вы знаете, что такое броня?

Слайд 11

Самая маленькая птица – колибри. Размером она как небольшая бабочка. Питается нектаром.

Слайд 12

Паук-птицеед

 Почему так назвали этого паука? Паук-птицеед охотится на птиц, лягушек, ящериц и небольших змей.

Слайд 13

Кто знает, что изображено на этой картинке? (Айсберг) Да, ребята, это – айсберг. Посмотрите, какой он красивый, белый, большой. Но не все айсберги одинаковые.

Слайд 14

Есть чёрные айсберги. Когда айсберг переворачивается, то его красивая белая поверхность оказывается под водой. Такие айсберги очень опасны, потому что из-за своей окраски малозаметны.

Слайд 15

А как вы думаете, опасны ли белые айсберги? Посмотрите, большая часть айсберга, находится под водой и человек видит только его малую часть и не может оценить размеры. Поэтому встречаясь с айсбергами мореплаватели должны быть очень осторожны.

Слайд 16

Пингвины – это птицы. Они не умеют летать, но их тело покрыто перьями, и они, как и все птицы, высиживают яйца.

Слайд 17

Морской слон. Как вы думаете, почему его так назвали? Посмотрите внимательно на нос этого животного, что он вам напоминает? (Хобот)

Слайд 18

В Антарктиде не растут цветы, деревья и кустарники, как вы думаете почему? ( Из-за холода) Но зато там растёт мох, который не боится морозов.

Слайд 19

В Африке существует легенда, что когда творец создавал землю, он посадил баобаб около реки. Но тот стал жаловаться на сырость. Тогда творец пересадил баобаб, но он не переставал жаловаться. В гневе, творец выдернул дерево и бросил его корнями вверх. С тех пор баобаб так и растёт. А его ветки уж очень напоминают корни деревьев.

Слайд 20

На что похожи плоды этого дерева?  (Колбаса) Это дерево так и назвали – колбасное. Только его плоды, в отличии от колбасы не употребляют в пищу.

Слайд 21

Угадали кто это?

Слайд 22

У лемура в темноте светятся глаза. Эти животные находятся на грани исчезновения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путешествие по материкам

Слайд 2

Бутылочное дерево

Слайд 3

Травянистое дерево

Слайд 4

Эму

Слайд 5

Коала

Слайд 6

Секвойя

Слайд 7

Молочное дерево

Слайд 8

Хлебное дерево

Слайд 9

Снежная коза

Слайд 10

Броненосец

Слайд 11

Колибри

Слайд 12

Паук Птицеед

Слайд 13

Айсберг

Слайд 14

Чёрный айсберг

Слайд 16

Пингвины

Слайд 17

Морской слон

Слайд 18

Мох

Слайд 19

Баобаб

Слайд 20

Колбасное дерево

Слайд 21

Обезьяна

Слайд 22

Лемуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развлечение "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО МАТЕРИКАМ"

Развлечение в подготовительной к школе группе....

Интеллектуальный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по материкам".

В интересной развлекательной форме обобщить представления детей о планете Земля ( материках, их флоре и фауне)....

Путешествие по материкам

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миромНа тему:«Путешествие по материкам»для детей подготовительной группы...

Путешествие по материкам

Ребенок по сути своей - исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного он увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.Дети  не мыслят сво...

НОД познавательное развитие "Путешествие по материкам"

НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Путешествие по материкам"...

Дидактическая игра "Путешествие по материкам"

Дидактическая игра "Петешествие по материкам" - это игра формирует у детей представление о материках и разнообразии животного мира на них. Закрепление знаний о диких животных, формирование б...

Сценарий развлечения «Путешествие по материкам» для детей подготовительной группы

Цель: Создать положительный эмоциональный настрой.                                         ...