«Экологические сказки»
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

мастер класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_skazka.docx22.83 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Экологические сказки»

      Уважаемые коллеги, сегодня я хочу предоставить вашему вниманию мастер класс «Роль сказки в экологическом воспитании дошкольников».

Слайд №2

Сказки – это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость.

           Сказка занимает детей, увлекает в мир фантазий и воображения. Но ещё и ненавязчиво  воспитывает ребенка.

Слайд №3

Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Слайд №4

Большую роль играют и следующие факторы: доступность материала, увлекательная форма повествования с элементами загадочности.

   В сказках люди выражают не только свою зависимость от окружающей среды, но и благодарность к природе. Например: Землю ласково называют Матерью – кормилицей. Подрастая дети постепенно теряют интерес к хорошо знакомым сказкам. В работе по экологическому образованию детей используется метод придумывания сказок самими детьми. Такие экологические сказки помогают усвоить определенный материал.

Слайд №5

  Этапы работы с экологической сказкой:

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4.Исправление ошибок в сказках.

       Дополнить сказку «Зайчик и Медвежонок» 

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу. Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

 Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

         Однажды Петя и Маша отправились в зимний лес. Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик",- возразила Маша.

         Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, - Давайте ее поймаем.»

Слайд №6

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц – в неволе они погибнут.

Слайд №7

 «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок».

Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме.

Слайд №8

 Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой).

Слайд №9

В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды – пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

Слайд №10

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», мы даем понятие детям о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Слайд №11

 Сказка «О Человеке и Золотой Рыбке»

       Жил на свете Человек. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом чистым дышал, воду родниковую пил, закатами любовался.

Слайд №12

       Однажды ловил Человек рыбу в речке. Долго над водой сидел, а рыба все не клюет. И вдруг крючок как дернется, чуть Человек не выронил удочку из рук.

Слайд №13

Вытянул – и глазам своим  не верит: рыбка перед ним неизвестного вида, да не простая, а золотая, прямо как в сказке.

— Ты кто? – Человек шепотом спрашивает, а сам глаза протирает – не почудилось ли?

— Да Рыбка я Золотая, - приятным голосом отвечает неизвестное создание, - сказки в детстве читал?

Человек от удивления сказать ничего не может, только головой кивает.

— Между прочим, - говорит Золотая Рыбка, - я и желания выполнять умею. Мне желание исполнить – раз хвостом вильнуть. Отпустишь меня, все желания твои исполню.

      Задумался человек: отпустишь Рыбку – без ужина останешься, а съешь ее – всю жизнь жалеть будешь.

— Ладно, - говорит, - отпущу я тебя. А желание у меня первое такое будет: надоело мне жить в этой избенке деревянной.

Слайд №14

Хочу дом каменный, да с электричеством и центральным отоплением.

       Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостом вильнула.

       Вернулся Человек домой, а на месте его избушки дом стоит белокаменный. Деревьев вокруг, правда, меньше стало; зато столбы с проводами появились.

Слайд №15

В доме все чистотой блестит, мебель красивая по углам стоит. Вода из крана течет. Обрадовался Человек. «Вот это жизнь!» - говорит. Ходит изо дня в день по комнатам, любуется. Даже в лесу стал реже гулять. А потом и вовсе решил«Зачем это я пешком ходить буду, если у Рыбки машину можно попросить?»

Слайд №16

Сказано – сделано. Появилась у Человека машина, лесные тропинки в асфальтовые превратились, а полянки цветочные – в места стоянки.

Доволен Человек – бензином дышит. Птиц, правда, да зверюшек вокруг поменьше стало.

Слайд №17

— А вместо птичьих песен я у Рыбки магнитофон попрошу.

       Живет он так – горя не знает! На машине ездит, на закаты внимания не обращает, вода у него из крана течет, к роднику ходить не надо. Все, вроде, хорошо, но хочется Человеку чего - нибудь новенького.

Слайд №18

Думал он, думал и решил завод завести. Места вокруг много, пусть работает, прибыль приносит.

       Пошел Человек к Рыбке – хочу, мол, вдобавок к сельскому хозяйству промышленное производство развернуть. Чтоб все как у людей было.

       Вздохнула Рыбка тяжело и спрашивает:

— Тебе какой завод - химический или металлургический?

— Да мне все равно, - Человек отвечает, - лишь бы прибыль побольше была.

— Будет тебе завод, - вильнула хвостом Рыбка. – Но знай: это последнее желание, которое я могу исполнить.

        Не обратил внимания Человек на эти слова. А зря.

Слайд №19

Возвратился он домой, видит – стоит возле его дома завод огромный, труб видимо – невидимо. Одни – клубы дыма в воздух пускают, другие – потоки грязной воды льют в реку. Шум стоит, грохот.

— Ничего, - думает Человек, - главное - разбогатеть побыстрее.

        Заснул он в тот день счастливым человеком, и приснился ему страшный сон. Будто стало все вокруг по-старому.

Слайд №20, 21

Лес шумит, птицы поют. Ходит Человек по лесу, со зверушками общается, цветы нюхает, песни птичьи слушает, ягоды собирает, родниковой водой умывается. И так ему хорошо стало во сне, так спокойно.

Слайд №22

       Проснулся Человек утром с улыбкой, а вокруг - дым, копоть, вздохнуть невозможно. Закашлялся Человек, подбежал к крану – водички попить. Глядь – вода из крана грязная бежит. Вспомнил Человек о роднике своем с хрустальной водой. Побежал в лес.

      Бежит, через горы мусора перебирается, через грязные ручейки перепрыгивает. Еле отыскал родничок. Смотрит – а вода в нем мутная, запах у нее неприятный.

— Как же так? – удивился Человек, - куда же водичка моя прозрачная пропала?

Слайд №23

      Оглянулся вокруг – дым, смрад стоит, грохот. От деревьев одни пеньки остались.

Слайд №24

В реку потоки мутные текут, на свалках воронье каркает, дороги лесные бензином залиты, ни одного цветочка не видать.

Вспомнил Человек свой сон.

— Что же я наделал? – думает. – Как жить теперь буду?

Побежал к речке Рыбку искать. Звал – звал – нет Рыбки.

Слайд №25

 Только пена по воде плывет.

Слайд №26

Вывод: Люди не могут жить без городов, фабрик и заводов, но нужно все делать так, чтобы природа при этом не пострадала.

      Затем предлагаем участникам взять объемную Волшебную Рыбку и передать её по кругу от участника к участнику. Участник обсуждения, который получает Рыбку, говорит

Слайд №27

«Если бы я был Волшебной Рыбкой, я бы попросил у людей…» (далее следует конкретное предложение участника).

  Слайд №28

Чтобы воздух легкий был и свежий,

Дым и гарь в него не допусти.

Будь в лесу с любой травинкой нежен

И других халатность не прости.

Слайд №29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект образовательной деятельности по экологии в разновозрастной группе (2 младшая - средняя группа) Экологическая сказка в рамках проектной деятельности: «Человек и природа».Тема: Экологическая сказка "Живая душа природы"

Цель: приобщить детей к миру природы, к пониманию ее универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, обитателей, живущих рядом с вами и ...

Экологические сказки как средство формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» - Эти слова мы знаем с детства. И действительно сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добро...

Консультация для воспитателей «Экологическая сказка в экологическом образовании ребенка»

Экологическое образование в широком смысле процесс (или результат) освоения определенного обществом уровня экологической культуры и связанный с ней уровень индивидуального развития (экологическая...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе. Чтение сказки №2 «Волшебница вода. История одной капли». Адлер В.Н. «Экологические сказки Фиолетового леса. Формирование экологического сознания дошкольников»

Практическое использование развивающей предметно-пространственной среды «Фиолетовый лес» по технологии В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» и методической рекомендации " Экологические сказки Фио...

Мастер-класс по экологическому воспитанию «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры воспитанников»

Цель: Оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.Задачи: - Совершенствовать пе...