Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Книга в гости к нам пришла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Чукалова Зоя Михайловна

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в старшей группе на тему: "Книга в гости к нам пришла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kniiga_v_gosti_k_nam_prishla._starshaya.docx22.52 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБДОУ ЦРР Детский сад 1387 УДП РФ

Конспект

НОД с детьми старшей группы №3

на тему: «Книга в гости к нам пришла»

                                                

Воспитатели: Чукалова З.М.

                                                                          

                                                Дата проведения: 12.11.2016

г. Москва

Конспект НОД с детьми старшей группы №3

 «Книга в гости к нам пришла»

Цель: Воспитывать бережное отношение и интерес к книге. Воспитывать интерес к рисованию, желание порадовать малышей.

Познакомить детей с историей создания книги, её развитием; показать, как она преобразовывалась под влиянием мыслительной деятельности человека; способствовать формированию системного диалектического мышления, основанного на законах развития, активизировать познавательную деятельность, формировать навыки самостоятельного поиска и получения нужной информации, умение выстраивать причинно-следственные цепочки, прогнозировать; закреплять умение отгадывать определённый объект путём сужения поля поиска, задавать вопросы; упражнять в подборе слов-признаков через восприятие объекта различными анализаторами, в классификации и систематизации данного объекта.

Развивать самостоятельность, творческую активность в поисках способов изображения сказочных образов. Продолжать формировать интерес к результату, создаваемому группой в целом;

Учить передавать в рисунке содержание сказки, самостоятельно выбирать для изображения одного из героев сказки Маршака, обосновывать свой выбор и выразительно передавать его образ в рисунке.

Продолжать учить рисовать крупно, располагая Изображение на всём листе и использовать в работе набросок.

Ход занятия

Сюрпризный момент.

Воспитатель вносит «чёрный ящик» и предлагает детям отгадать, что в нём находится.

Загадки

Я всё знаю, всех учу,

А сама всегда молчу.

Чтоб со мною подружиться,

Нужно грамоте учиться.

Есть листок, есть корешок.

А не куст и не цветок

Нету лап, нету рук.

А приходит в дом, как друг

На колени к маме ляжет,

Обо всём тебе расскажет.

Воспитатель: Правильно, ребята, это книга. А для чего надо уметь читать?

Художественное слово:

Чтение стихотворения В. Берестова «Читалочка»

Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам отправиться в путешествие.

Сначала мы посетим нашу мини выставку (На выставке представлены детские книги, школьные учебники, техническая литература энциклопедии и т. д)

Посещение выставки книг:

Воспитатель: Какие книги вы видите перед собой?

Каково их назначение?

(Воспитатель предлагает поиграть в игру)

Речевая игра«Что говорят о книге наши органы чувств»

Воспитатель: А теперь давайте расскажем о книге с помощью наших Помощников- органов чувств. ^

(Воспитатель выставляет на стенде схематическое изображение глаз, ушей,

носа, рук).

«Что могут рассказать о книге наши глаза?»

Дети подбирают выражения: красивая, яркая, красочная, большая, маленькая, новая, старая, грязная, порванная, растрепанная, прямоугольная.

Воспитатель: что могут рассказать о книге наши уши?

Дети подбирают выражения: как шелестят страницы, захлопывается книга,падает.

«Что может рассказать о книге наш нос?»

Дети подбирают выражения: запах типографской краски, запах пыли.

«Что могут рассказать о книге наши руки?»

Дети подбирают выражения: гладкая, шероховатая, толстая, тонкая, сухая, мокрая, твердая, мягкая, плоская

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько новых слов книга услышала о себе. И я предлагаю вам увлекательное путешествие в страну ЗНАТОКОВ книг.

Рассказ воспитателя:

Я вы знаете, что раньше не было книг, а первобытным людям нужно было обмениваться информацией и тогда появились наскальные рисунки. Вот таким образом они и передавали какую либо информацию.

Рисунки были не подробные, а схематичные. Но зато они очень живые и выразительные. а движения помогают понять что происходит.

В нашей группе есть знатоки, которые много знают о истории возникновения первой письменности и первых книг. Они с радостью поделятся своими знаниями.

Рассказы знатоков:

1реб. Глиняные книги самые древние и совсем не похожи на современные. Они Написаны на глиняных плитках. На еще влажной и мягкой глине писец Острой палочкой выдавливал слова - значки. Потом глиняную дощечку сушили и обжигали. Одна страница глиняной книги была такой толстой, как теперь вся книжка. Такие книги хранили в больших деревянных ящиках

(слайды с изображением глиняных книг)

2реб. В другой стране где было много болотного тростника, люди писали на его листьях. Называли его папирус. Люди научились склеивать эти листья,

И получалась длинная лента. На папирусе писали чернилами и красками. Длинную папирусную книгу накручивали на палочки и хранили в футляре.

(слайды с изображением папирусных книг)

Зреб. Позже люди научились из шкур животных делать пергамент. Он был

прочнее папируса, и на нем можно было писать с обеих сторон. Пергамент сгибали в четверо, а потом сшивали. Обложку делали из дерева и обтягивали кожей. Пергамент был очень дорогой. На одну книгу требовалось целое стадо телят.

(слайды с изображением пергаментных книг)

4 реб. В Китае писали на шелке кисточкой и тушью. А у нас в России, в то время, наше государство называлась Русь, писали тогда на коре- бересте. Берестяные книги назывались берестяными грамотами.

Но чтобы написать одну книгу, уходило очень много времени.

Люди старательно выводили одну букву за другой, поэтому книг было мало. Люди бережно относились к книге.

Позже у нас в России был изобретен первый печатный станок.

А придумал его человек, имя которого Иван Федоров. Он был грамотным человеком, много знал, умел красиво рисовать.

Ему очень хотелось свои знания и умения передавать другим.

Вот и стал он книги печатать и продавать, чтобы люди из книг много мудрости узнали. Иван Федоров напечатал первую в России детскую книжку, а называлась она «Азбука»

Теперь в Москве в самом центре стоит памятник Ивану Федорову.

Воспитатель: Ребята, книга благодарит вас за такое увлекательное

Путешествие. А мы сейчас прочитаем правила пользования книгой.

Дидактическая игра«Правила пользования книгой».

(Дети называют правила)

1 .Нельзя разбрасывать книги, надо ставить их на место.

2. Нельзя рвать, вырывать страницы.

3. Нельзя рисовать на книгах.

4. Нельзя загибать страницы, надо пользоваться закладкой.

5. Нельзя брать книгу грязными руками.

6. Нельзя есть над книгой.

Воспитатель. Дети, а какие книги вы любите читать? (ответы детей) А сказки любите? Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Добрые и злые герои сказок» и мы узнаем, хорошо ли вы знаете сказки.

Игра «Добрые и злые герои сказок»

Воспитатель: Теперь мы видим, что вы любите сказки хорошо знаете их героев. Помните, мы с вами решили сделать подарок детям, которые придут в нашу группу, когда вы уйдете в школу? И этот подарок - книга, которую вы создавали сами. Вернее, вы рисовали иллюстрации к книге Самуила Маршака «Сказка о глупом мышонке». Мы с вами долго трудились над этим проектом и вот. Хотите посмотреть, что у нас получилось? И гости тоже посмотрят, как шла наша работа и какие замечательные иллюстрации нарисовали наши юные художники.

Презентация «Рисуем иллюстрации»

Воспитатель: И вот, наша книга готова. Вернее, почти готова. Чего же не хватает нашей книге? (ответы детей) Да, у нашей книги пока нет обложки. И я предлагаю вам нарисовать ее прямо сейчас. Как вы думаете, что можно нарисовать на обложке? (ответы детей) Совершенно верно, на обложке можно нарисовать самый интересный момент сказки, можно нарисовать одного из главных героев, например мышонка или кошку, можно изобразить маму-мышку, которая плачет над пустой кроваткой своего глупого сына, а можно всех героев сказки. Вы сейчас подумайте немного и скажите, кто что нарисует на своей обложке (опрос детей, почему? А теперь занимайте свои места.

А теперь приступайте к работе. Вы - художники -иллюстраторы! И малыши ждут вашу книгу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Конспект ООД По ознакомлению с окружающим в средней группе с использованием ИКТ «В гостях у бабушки Авдотьи».

Цель:  обогащение и закрепление знаний детей о домашних животных с использованием ИКТ.Задачи:Образовательные:- Систематизировать знания детей о домашних животных;- Способствовать расширению и угл...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим для старшей группы "В гостях у кастелянши"

знакомство с деловыми и личностными качествами кастелянши....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе детского сада «Ириска Мармеладкина в гостях у ребят».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим  в старшей группе детского сада  «Ириска Мармеладкина в гостях у ребят».                ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе "Лето красное пришло"

Цель: Формировать у детей представления о сезонных  изменениях в живой и не живой природе летом...