Конспект НОД по познавательному развитию
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Туганбаева  Александра  Николаевна

В конспекте НОД по познавательному развитию дети получают знания о космосе, космонавтах,  с помощью опыта узнают как образуются кратеры на Луне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_o_kosmose.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

по познавательному развитию (ФЦКМ)

в подготовительной группе

« Путешествие в космос».

Цель: Расширить представления детей о космосе, знакомить с героями космоса.

Приоритетная область: «Познавательное развитие»

Интеграция ОО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Задачи  ОО  «Познавательное развитие»

  • Расширять и углублять знания детей о космосе, о планете Земля. Продолжать знакомить детей с Российским праздником – Днём Космонавтики и героями космоса.
  • Познакомить детей с понятием «Солнечная система».
  • Расширить и закрепить знания о космических явлениях; понятия “звезды”, “планеты”,  “ спутники”, названия планет.
  • Развивать мышление, познавательную активность.
  • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Задачи  ОО  «Социально-коммуникативное развитие»

  • Воспитывать  познавательные интересы, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.
  • Воспитывать уважение к профессии космонавта и гордость за свою страну и за людей, прославивших Россию: К. Э. Циолковский, С. П . Королёв, Ю. А. Гагарин.

Задачи  ОО  «Речевое развитие»

  • Развивать  умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.
  • Активизировать в речи детей слова: космическое пространство, кратеры, скафандр, Солнечная система, спутник.

Задачи  ОО  «Художественно – эстетическое развитие»

  • Закреплять умение детей выражать в продуктивной деятельности свои знания и впечатления от  увиденного.
  • Развивать умение использовать в одном рисунке разнообразные материалы и способы рисования.

Планируемые результаты:

  • Проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, делает выводы по результатам опыта.
  • Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: экспериментальной деятельности, проблемно-поисковой, коммуникативной, игре.
  • Проявляет умение поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения.
  • Способен сосредоточенно действовать в течение 15-25 минут.
  • Проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо.
  • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная, опытная, творческая.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему «Космос», беседа о космосе, о планетах, чтение рассказов и стихотворений о космосе, чтение энциклопедической литературы, разгадывание загадок , рисование на тему «Космические фантазии».

Оборудование:  презентация на тему «Космос», лист  в клетку, красный  карандаш на каждого ребёнка,  иллюстрации на космическую тему;    листы бумаги чёрного цвета, трафареты, губки, влажные  салфетки, акварель,  гуашь разного цвета, кисти по количеству  детей, фоновая музыка «Космическая романтика»,  чашка с мукой, пластилиновые шары  на нитке.

Ход занятия.

(Дети входят в группу, приветствуют гостей и садятся на свои места)

Воспитатель:  Ребята, я бы хотела загадать вам загадку:

               Океан бездонный, океан бескрайний,

               Безвоздушный, темный и необычайный,

               В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

               Есть и обитаемые, может быть, планеты.

                                                                              (Космос)

Воспитатель: Что же  такое космос? Что находится в космическом пространстве? (Дети: солнце, планеты, звёзды, Земля.)

Воспитатель:  Ребята, а вы знает какая она, наша Земля? В древности люди считали, что Земля огромная и плоская, как тарелка, и можно добраться до края Земли. Другие считали, что Земля – это чаша, которая покоится на трёх слонах. (Слайд №2). Потом путешественники убедились, что земля круглая. Что же тогда окружат землю? Давным-давно люди смотрели на птиц и мечтали подняться в небо, как они, посмотреть на землю с высоты. Но у людей нет крыльев. Что же люди придумали, что бы подняться в небо? (Дети: самолёт, вертолёт, воздушный шар, ракета.)

Воспитатель: Правильно, и вот когда, человек смог подняться в небо, ему захотелось подняться ещё выше, отправиться к другим планетам. Узнать есть ли жизнь где-нибудь ещё? Есть ли воздух на других планетах?

Учёный Константин Циолковский был первым, кто заговорил о полётах в космос. Он придумал космический корабль. Люди смеялись над ним и говорили, что летать в космос невозможно. А конструктор Сергей Королёв взял и построил такой корабль. Он совсем не был похож на пиратский фрегат или на пассажирский пароход. (Слайд 3и 4. )

Как видите, в космическом корабле — ракете — нет окон. В первой ракете, которая называлась «Восток», едва помещался один человек. При запуске из хвоста ракеты вырывается пламя, как из большой петарды, и огромная реактивная сила тянет её вверх.

Первыми на ракете слетали в космос и обратно две собачки — Белка и Стрелка. Но они не смогли рассказать о своём путешествии (Слайд  5)

И учёные решили осуществить свою самую заветную мечту – послать в космос человека.

12 апреля 1961 года – эта мечта сбылась! Впервые в мире космонавт – Юрий Алексеевич Гагарин успешно облетел вокруг Земли на корабле «Восток». (Слайд 6 )

                           1 Ребёнок: В космической ракете

                   С названием «Восток»

                   Он первым на планете

                   Подняться к звёздам смог.

                   Поёт об этом песни

                   Весенняя капель:

                   Навеки будут вместе

                   Гагарин и апрель (В. Степанов)

                            2 Ребёнок: Взлетел в ракете русский парень

                  Всю землю видел с высоты,

                  Был первым в космосе Гагарин…

                  Каким по счёту будешь ты?  (В.Орлов.)

Воспитатель: Это было  очень важным и радостным событием не только для нашей страны, но и для всего мира. Вскоре подвиг Ю. Гагарина повторили  другие космонавты, в том числе и женщины. (Слайд 7)

Воспитатель:  Что делают космонавты в космосе? (Дети: наблюдают за Землёй, другими планетами.)

Воспитатель: Космонавты проводят медицинские и технические исследования, изучают поверхность Земли и сообщают о местах, где обнаружены полезные ископаемые, сообщают о пожарах в тайге, уточняют прогноз погоды, обеспечивают космическую радио и телевизионную связь.

Ребята, а вас бы могли взять в космос? (Дети : Нет.)

Воспитатель: Почему? (Дети: Мы ещё маленькие) Для того чтобы стать  космонавтом, надо  многому учится и много тренироваться.

Воспитатель: Как вы думаете, каким должен быть космонавт? (Дети:  здоровым, сильным, образованным, умным, сообразительным, трудолюбивым, мужественным, выносливым, упорным, смелым.)

Воспитатель: Правильно. Сегодня и мы с вами поиграем в космонавтов: отправимся в полёт на космическом корабле, понаблюдаем за Звёздами, планетами и спутником нашей Земли Луной. Давайте пройдём подготовку к полёту.  

Физкультурная пауза   «Космонавты» 

Будем очень мы стараться, (рывки руками перед грудью)

Дружно спортом заниматься:

Бегать быстро, словно ветер, (бег на носках)

Плавать лучше всех на свете. (гребки руками)

Приседать и вновь вставать (приседание)

И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)

Станем сильными, и завтра

Всех возьмут нас в космонавты! (руки на поясе)

Воспитатель: Космонавтам нужно хорошо питаться. Как вы думаете, мы можем взять кастрюли с борщом, котлетами, компотом? (Дети: Нет нельзя.

Ведь в космосе невесомость и вся еда будет летать по ракете. Нужно брать специальные тюбики с едой )  (Слайд 8)

Воспитатель: Ребята, а какие продукты питания могут быть в тюбиках? (Дети: – Борщ, суп, каша, компот, какао и др.)

Воспитатель: Теперь мы готовы к космическому полёту? А можно ли нам отправляться в космос в обычной одежде? (Ответы детей: скафандр) Приготовились  к взлёту. Встали, подняли руки вверх. (Дети: 10, 9, 8, 7,6,5,4,3,2,1. – поехали!)  (запись звука запуска ракеты) Руки вниз, сели.

Воспитатель: Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Внимательно посмотрите в иллюминатор

Что вы видите?  (Слайд 9)  (Дети : много звезд .)

Воспитатель: Опишите, как  они выглядят? (Они нам кажутся маленькими сверкающими точками,   потому что находятся далеко от Земли. На самом деле звёзды очень большие. Большие звёзды соединяются в созвездия, у которых есть свои имена: например большая и Малая Медведица) (Слайд 10).

Воспитатель: А так выглядит наша земля в космическом пространстве (Слайд 11).  Учёные выяснили, что наша Земля в Солнечной системе не одна. А что же такое Солнечная система? Это Солнце (слайд 12), вокруг которого вращаются  9 планет. И каждая планета Солнечной системы  движется по своей орбите.  Назовите, какие планеты вы знаете? (Дети: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)

Воспитатель:  Ребята, а можно ли жить на этих планетах? Почему? (Дети: на этих планетах нет воздуха, нет воды.)

Воспитатель:  Правильно. Космонавты и учёные выяснили, что на планетах, которые вращаются вокруг Солнца, жизни нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живёт на этих планетах.

Только наша планета Земля

Во всём пригодна для жилья.

Ведь Земля – планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Воспитатель: А сейчас мы с вами приближаемся к спутнику Земли – Луне. Чтобы наш путь был более точным  безопасным   нужно проложить маршрут нашей ракеты до Луны.

(Графический диктант.)

Воспитатель: Возьмите лист и красный карандаш. Будьте внимательны.

 3 вверх, 2 влево, 4 вверх, 3 вправо

Воспитатель: Молодцы! Маршрут полета  до Луны внесен в компьютер нашего корабля. Отправляемся дальше. (Слайд 13)

Воспитатель:  Луна – это спутник  планеты Земля. Луна вращается вокруг Земли. Луна светит не собственным светом, а отражённым. Солнце освещает Луну, и поэтому мы можем её видеть. Можем видеть пятна на Луне – это лунные моря. Дети, поверхность Луны состоит из кратеров больших и маленьких. (Слайд 14 и 15) Как вы думаете, почему? Давайте  посмотрим, как это происходит?  (Дети подходят к столу)

Опыт « Лунные кратеры».

В чашку или тарелку насыпать горку муки. Бросаем туда пластилиновый шарик на верёвочке. (Для сравнения шарики разных размеров). Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера. Вопрос к детям: Кто может описать, что мы увидели? Что произошло? Вывод: Это происходит, потому что Луна не защищена атмосферой, как Земля  и об неё с огромной скоростью ударяются все космические обломки, камни, метеориты. (Слайд 16)

Воспитатель: Теперь мы знаем опроисхождении лунных кратеров. Предлагаю  вам зарисовать увиденное.  Воспитатель обращает внимание на иллюстрации на тему  «Космос».

Воспитатель: Подготовим пальчики к рисованию.

Пальчиковая гимнастика

«Солнце»  (две соединённые перекресно друг с другом ладони с разведёнными в стороны пальцами)

«Ракета»  (Ладони соединены указательными, средними и безымянными пальцами, нижние части ладоней разведены в стороны, запястья на столе)

«Луноход» (Пальчиками перебирать по поверхности стола, обходя все неровности, бочком, как паучок)

Объяснение способа выполнения рисунка.

Детям предлагается на лист чёрного цвета наложить лист картона с прорезанным в нём кругом и с помощью губки нанести краску на круг (не размазывая, а прижимая). Затем осторожно убрать картон и пальцами дорисовать круги – кратеры. Дорисовать ракету, космонавтов, луноход  (по желанию детей )  красками, гуашью.

Рисование губкой «Луна»  (рисование сопровождается фоновой музыкой «Космическая романтика» )

Воспитатель: Ребята, мы с вами познакомились поближе с Луной, а свои рисунки я предлагаю вам показать своим друзьям, мамам и поделиться впечатлениями об увиденном. Нам пора возвращаться домой.

За чудесами мы стремимся,

Но нет чудесней ничего,

Чем полетать и возвратится

Под крышу дома своего!

Воспитатель: Ребята, пока мы возвращаемся домой,  ответьте мне: Куда мы путешествовали? Что мы видели?  Что нового узнали о жизни космонавтов? Ну вот, мы удачно приземлились на космодроме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Африка".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по карт...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Свет и цвет".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой, с использованием книги О.В. Дыбиной, Н.П. Р...

Конспект ООД по познавательному развитию (развитию познавательно-исследовательской деятельности). Тема: "Дети войны".

Познавательно-исследовательская деятельность организована по технологии развития продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности Н.А.Коротковой. Тип исследования— путешествие по &quo...

Конспект НОД по познавательному развитию (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)

Конспект НОД  по познавательному развитию  (развитие познавательно-исследовательской деятельности) «Поможем Топтыгину» (младшая группа)....

Конспект НОД (область познавательное развитие) . Познавательное развитие на тему" Мой город - моя малая Родина"

Прродолжать расширять и закреплять знания детей о городе в котором они живут....