КОНСПЕКТ НОД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ "ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скворцова Лариса Викторовна

Конспект НОД разработан для детей  старшей группы по образовательной области "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_publikatsiinod_ftskm_hleb.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД ФЦКМ для детей старшей логопедической  группы:

«Хлеб -  всему голова»

Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством расширения представлений детей о хлебе.

Задачи:

  • Способствовать расширению и закреплению представлений о хлебе, о труде хлеборобов.
  • Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме: хлеб, пшеница, рожь, хлебороб, мука, комбайн.
  • Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, диалогической речи, зрительного внимания.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.

Материал:  рассказ Я. Тайца «Все здесь», квадраты черного, зеленого, желтого цветов,  колоски, картина «Золотая рожь», шкатулка, круги голубого, желтого, белого, красного, синего, зеленого  цвета, мяч.

Ход НОД:

  • Мотивация

- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)

Воспитатель читает стихотворение:

Глубоки у нас моря, Широки у нас поля
Изобильная, родная щедрая моя земля!
-Ребята, а что значит щедрая земля?(Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав)

-Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своей щедростью. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? О нем даже говорили, что он всему голова.(Дети предполагают).

  • Основная часть

- Я хочу рассказать вам о моей знакомой девочке. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее. Девочку  зовут Надя и у нее есть бабушка. Однажды с ней произошла такая история.

 Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «Все здесь».

Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, внученька.
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Все здесь, внученька.

Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?

- А вы поняли что растет в поле? (рожь и пшеница)

- А для чего их выращивают? (ответы)

- Как думаете легко ли получить хлеб? (ОТВЕТЫ)

-Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб? А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает  зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу)

- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ).

- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и пшеницы. У вас на подносах, на столах лежат колоски. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)

- Посмотрите, все ли одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом -зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зерна пшеницы.) А зерна ржи - длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руки зерна ржи) Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлебобуболочные изделия.

-Есть люди, которые ухаживают за землей, лелеют ее, удобряют, рыхлят, поливают. Кто эти люди? Назовите их профессии. (Дети: Это садоводы, огородники, овощеводы.)

- А еще есть — хлеборобы. Это люди, которые выращивают и убирают урожай хлеба.

 Сегодня моя знакомая девочка Надя из рассказа, который я вам читала, прислала нам свой рисунок и написала, что он называется «Золотая рожь». 

 Педагог помещает на мольберт картину и организует беседу.

Рассмотрите картину. А описать ее нам поможет чудесная шкатулка. Разноцветные кругии будут обозначать какой-нибудь предмет или явление природы. Мы будем ставить круги на наборное полотно. Выберите из шкатулки такие круги, которые помогут нам рассказать о погоде.

К шкатулке педагог вызывает 3х детей. Они выбирают кружки желтого, голубого и белого цвета.

 - Скажите, почему вы выбрали эти кружочки, и постарайтесь красиво рассказать о том, какая стоит погода?

1й           ребенок (держит в руках кружок желтого цвета). Летнее солнышко очень яркое, теплое. Оно освещает все вокруг и греет своими лучами землю, колоски и людей на поле.

2й           ребенок (держит в руках кружок голубого цвета). Небо чистое, ясное, голубое, бескрайнее.

3й            ребенок (держит в руках кружок белого цвета). По небу плывут легкие белые облака. Стоит ясная, тихая, безветренная погода.

Дети ставят круги на наборное полотно.

- Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему Надя назвала  ее «Золотая рожь»?

Дети. На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.

-Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?

 Дети. Большое, широкое, привольное, раздольное.

-Сравните хлебное поле с морем. Чем они похожи?

Дети. Хлебное поле похоже на большое море, по которому катятся волны.

-Скажите, почему так говорят: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»?

Дети. Колоски стоят спелые, зрелые, золотые, полные зерна. Значит, пора убирать урожай.

- Выберите из шкатулки кружочек такого цвета, который поможет нам рассказать о хлебных колосках.

Дети выбирают золотистый кружок, ставят его на наборное полотно.

-Что художник изобразил на заднем плане картины?

Дети. На краю поля мы видим зеленый лес.

-Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?

Какого цвета кружочки напомнят нам о машинах, которые помогают людям на поле?

Дети выбирают кружки красного и синего цвета.

-Расскажите об этих машинах и о людях, которые на них работают.

Дети. По полю ездят большие красные комбайны. Ими управляют  комбайнеры. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Рядом с комбайном едет синий грузовик. Им управляет шофер.

-Как работает комбайн?

Дети. Комбайн срезает колоски, отделяет зернышки от соломы и сора. Затем очищенное зерно высыпается в кузов автомобиля.

-Ребята, как вы думаете, куда шоферы отвозят зерно?

Дети. В зернохранилище, на мельницу или на мукомольный завод.

-Как вы думаете, какие звери и птицы, какие домашние животные обрадуются, когда увидят, сколько выросло хлеба? Ответы детей.

-Наступила горячая пора, когда хлеборобы не могут терять ни одного часа. Они работают целыми днями и даже ночью. Почему они так торопятся?(—    Они боятся, что погода испортится.

—   Может начаться дождь; колоски все намокнут, станут тяжелыми и лягут на землю.

—   А если подует  сильный ветер или начнётся ураган, зёрнышки осыплются).

- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?                                                         

 Подвижная игра «Золотая рожь». Координация речи с движением.

Ветерок спросил, пролетая:     Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.

Отчего ты, рожь, золотая?        Меняют направление бега.

 А в ответ колоски        Останавливаются, руки вверх,

  шелестят:                                   наклоны в стороны

Золотые руки растят!             Два наклона к носочкам.

                                                                                                     Е. Серова

Дети делятся на 3 микрогруппы для составления рассказа. Педагог приглашает детей сесть на стульчики за столы.

-А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.

 Пауза для подготовки детей к рассказыванию.

Рассказ по картине «Золотая рожь». Создание целостного впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи, мышления.

Педагог вызывает троих детей (по одному из микрогруппы) для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.

1-     й   ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке — еще зеленый лес.

2-      й   ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.

3-     й   ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.

Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.

  • Итог, рефлексия.

-  Ребята, почему же говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)

-Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)

-Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.

- Ребята, а вы любите хлеб? Какой хлеб вы любите? (Ответы детей)

- Что нового о хлебе вы сегодня узнали?

Воспитатель предлагает поиграть в игру Д/и «Кого чем угостим?»  с мячом  и угостить сказочных героев хлебобулочными изделиями.

- Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий.

Красную шапочку мы угостим….

Анфиску….

Чебурашку…

Буратино….