Методическая разработка по социально-нравственному воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Я и мир»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему

Долинина Светлана Николаевна

Социально-нравственное воспитание дошкольников  очень важно на современном этапе развития общества.

В данном проекте представлены занятия, игры, совместная деятельность с детьми по социально-нравственному воспитанию дошкольников по трем направлениям: воспитание потребности в здоровом образе жизни, введение в мир социальной действительности, воспитание патриота-гражданина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ya_i_mir.odt28.9 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный долгосрочный план работы по реализации проекта:

«Я и мир»

(Социально-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста)

Младшая группа 2017 — 2018 учебный год.

Автор проекта: воспитатель Аппа С.Н.

        Цель: формирование ребенка как свободной, творческой личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, человека-гражданина и патриота с активной жизненной позицией.

        Задачи:

  • способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья; воспитывать потребность в здоровом образе жизни;
  • способствовать формированию навыков разумного поведения; научить адекватно вести себя в разных ситуациях;
  • воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться;
  • активизировать участие родителей по данной тематике, способствовать укреплению детско-родительских отношений.

        Предполагаемый результат:

1. Создание предметно-развивающего пространства.

2. Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

3. Повышение уровня мотивации к занятиям.

4. Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности.

5. Активное участие родителей в социально-нравственном воспитании детей, поддержание интереса.

        Формы работы:

1. Подгрупповые занятия.

2. Индивидуальные наблюдения, игры.

        Сроки реализации проекта: 2017 — 2018 учебный год.

        Участники проекта:

  • дети младшей группы;
  • педагоги группы;
  • родители воспитанников.


                                                                                                                                                        

Раздел

Содержание работы. Форма проведения. Цель

Сроки проведения

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

1. НОД. «Я — человек».

Обогащать представления детей о себе и о своих сверстниках; учить различать людей по полу, возрасту, индивидуальным особенностям; расширять и активизировать словарный запас; учить рисовать человека по его характерным особенностям.

  • Рассматривание иллюстраций (девочка/мальчик).
  • Д/и «Растем вместе». 1) Части тела (руки, ноги, туловище и т.д.); 2) По полу – девочка и мальчик; 3) По размеру – большой и маленький.
  • Беседа на тему «Чем люди отличаются от животных».
  • Продукт. деятельность — рисование человека «Палка, палка, огуречик, вот и вышел человечек»; рисование «Мой домашний питомец» (у кого нет домашнего питомца, рисуют того, кого хотел бы завести).

2. НОД. «Правила личной гигиены»

Закрепить последовательность действий при умывании и знания о назначении предметов туалета; Воспитывать желание быть чистым и аккуратным; развивать диалогическую речь, учить доброжелательному общению друг с другом и со взрослыми.

  • Беседа на тему «Чистота – залог здоровья!».
  • «Мойдодыр»  К. Чуковского.
  • Д/и «Чистоплотные дети».
  • Продукт. деятельность — приготовление мыльного раствора и пускание мыльных пузырей.

3. НОД

       1) «От шалости до беды один шаг».

 Дать представления о возможных негативных последствиях неправильных действий; воспитывать чувства ответственности за свои поступки; способствовать развитию речи.

  • Беседа о правилах поведения в группе и на улице.
  • Беседа «В какие игры играют в помещении?». Выбираем игру из названных вариантов, играем.
  • Рассматривание иллюстраций по правилам поведения в помещении.

2) «Знакомимся со светофором и пешеходным переходом».

Познакомить детей с элементарными правилами дорожного движения, светофором, пешеходным переходом; расширять знания о транспорте, работе водителя; учить рассказывать, отвечать на вопросы, внимательно слушать.

  • Рассматривание плаката «Дорожная азбука». Беседа с детьми.
  • Заучивание стихотворения С. Михалкова «Светофор».
  • Д/и «Правила дорожного движения» для маленьких.
  • П/и «Водители и пешеходы».
  • Продукт. деятельность — поделка «Дорожные знаки».

5. НОД. «Полезная и вредная пища».

Дать понятие о правильном питании; закрепить знания о продуктах питания; вызватть желание заботиться о своем здоровье; учить проявлять заботу.

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Т/и «Приготовь обед для кукол».
  • Беседа «Таблетки растут на грядке».
  • Д/и «Чудесный мешочек» (узнать овощ на ощупь).
  • Продукт. деятельность — рисование «Полезная и вредная пища».

Ноябрь, декабрь

Введение в мир социальной действительности

1.НОД «Моя семья».

Формировать у детей представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга; воспитывать желание заботится о близких; учить составлять короткий рассказ.

  • Беседа с детьми, по желанию рассказ детей о своей семье.
  • Пальчиковая игра «Моя Семья».
  • Д/и Лото «Семья» (наши родные: как их называть).

Беседа «Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка, сестра, брат…).

Воспитывать уважение к членам семью, учить проявлять заботу о близких. Учить составлять короткий рассказ, используя в речи распространенные предложения.

  • Сюжетно-ролевая игра «Семья».

 НОД «Где работают мои близкие».

Узнавать и называть людей разных профессий. Развивать интерес к профессиям близких людей. Воспитывать уважения к людям разных профессий.

  • Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем».
  • Продукт. деятельность — изготовление гармошки «Моя семья».

2. НОД «Мои друзья»

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Расширять представления о дружбе. Развивать эмоциональную отзывчивость.

  • Стих. «Мой друг», «Верный друг».
  • Беседа на тему «Дружба».

3. Игровая ситуация «Готовимся встречать гостей».

Воспитывать вежливость. Учить в различных ситуациях договариваться, избегать конфликтов со сверстниками. Продолжать учить наводить порядок в группе, правильно сервировать стол к празднику. Способствовать развитию диалогической речи.

  • Беседа с детьми «Гостеприимство»
  • Стих. «Гостеприимная Ксюша»
  • Сказка «Кот Федот в гостях у Хитруши».

4. «Игрушки заболели» — игровая ситуация.

Учить оказывать элементарную помощи заболевшему. Побуждать проявлять чувство милосердия, оказывать внимание, помощь. Продолжать учить договариваться, устанавливать неконфликтные отношения со сверстниками.

  • Беседа «Заботливость».
  • Стих. «Если бабушка болеет».
  • Сказка «Тетушка Заботушка».

5. НОД «Настроение бывает разным».

Учить понимать себя через познание своих чувств. Способствовать развитию умения угадывать чувства и настроения другого человека.

  • Беседа «Эмоции» (рассмотрим грусть, радость, злость. удивление)
  • Сказка «Как Змей Горыныч добрым стал».
  • Стих. «Грусть».

Январь, февраль, март

Воспитание гражданина и патриота

1. НОД «Наш детский сад».

Познакомить детей с некоторыми помещениями детского сада, рассказать об их назначении. Расширить знания о профессиях людей, работающих в детском саду. Воспитывать уважение к старшим, учить ценить их труд и заботу.

Экскурсия по близлежащим улицам.

Познакомить детей с объектами микрорайона. Развивать интерес к жизни родного города. Закрепить знания о названиях улиц микрорайона.

 Дом, улица, адрес.

Продолжать знакомить детей с родным городом. Развивать коммуникативные умения.

  • Рассматривание домов, сравнивать их (на прогулке)
  • Конструирование из кубиков — строительная игра «Мы построим дом для куклы» /гараж для машины.
  • Продукт. деятельность — изготовление из коробок макетов домов.

2. Наш город — Санкт-Петербург.

Расширять знания о родном городе. Воспитывать уважение и бережное отношение к родному краю.

  • Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми
  • Д/и «Наш город — Санкт-Петербург» (Лото с достопримечательностями города)

3. Москва — столица нашей Родины.

Дать представления о Москве как главном городе России. Учить рассказывать по иллюстрациям.

  • Рассматривание иллюстраций. Беседа с детьми.

4. Дымковская игрушка.

Познакомить с глиняной игрушкой как одним из видов народного творчества. Формировать умение рисовать узоры. Развивать чувство цвета.

  • Рассматривание дымковских игрушек
  • Продукт. деятельность — рисование дымковской игрушки.

5. Матрешка.

Познакомить детей с матрешкой. Развивать творческое восприятие и воображение. Учить составлять узоры. Развивать представления  об упорядоченной последовательности объектов.

  • Рассматривание матрешек.
  • Продукт. деятельность — рисование «Мы веселые матрешки».

Апрель, май

Подведение итогов

Игра-квест / итоговое занятие

 Конец мая

Литература:

  1. Маслова Л.Л. «Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста». – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  2. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье: Методическое пособие». – М.: ТЦ Сфера, 2015
  3. Шорыгина Т.А. «Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации». – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  4. Шорыгина Т.А. «Беседы о хорошем и плохом поведении. — М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Шорыгина Т.А. «Наша Родина – Россия. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Этот материал для ознакомления детьми сотворения мира. Откуда он взялся, кто его сотворил? Описание презинтации о 6 днях сотворения мира. Познакомить детей с понятием: кто такие атеисты. ...

Методическая разработка на тему "Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через изобразительную деятельность"

      Целенаправленное эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, поз...

Методическая разработка «Мультимедийные возможности в воспитании детей младшего дошкольного возраста»

Особенность инновационной деятельности в образовании заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются дети, родители и педагоги, а также и необходимость системного охвата большего чи...

Методическая разработка "Разностороннее развитие и воспитание детей среднего дошкольного возраста средствами изобразительного искусства"

Программа нацелена на формирование у детей четырех – пяти лет целостных представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоцио...

Методическая разработка по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"

Методическая разработка воспитателя Родионовой Евгении Викторовны по нравственно - патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста "От улыбки станет всем светлей"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «ГЕНДЕРНОЕ РАЗВИТИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА»...