Интегрированные занятия по экологическому воспитанию
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Диана Валерьевна Кузьмина

 

Конспект занятия по экологии в старше-подготовительной группе на тему «Лекарственные травы»

Цель:

- дать знания о лекарственных растениях;

- расширить знания о пользе и применении лекарственных трав;

- активизировать и расширить словарный запас слов;

- воспитать бережное отношение к природе.

Материал:

- корзинка с картинками лекарственных растений;

- ягода клюква;

- растения: крапива, подорожник, мать-и-мачеха, одуванчик.

 

Ход занятия.

Звучит р.н.м. Дети входят в группу. Их встречает воспитатель.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети

Я бабушка-Здравушка

Живу, не старею

Никогда не болею

И вам доброго здоровья.

В старину люди, приветствуя друг друга, желали здоровья. Давайте и мы по русскому обычаю пожелаем друг другу здоровья. Посмотрите друг другу в глазки, улыбнитесь и скажите доброго здоровья. А теперь поздороваемся с гостями и пожелаем им доброго здоровья (дети садятся на стульчики).

Воспитатель: На Руси раньше говорили:

«Ум, да здоровье дороже всего»

В давние-давние времена не было лекарств, не было таблеток, но зато кругом росли разнообразные травы. Вот и пригласила я вас поговорить о лекарственных растениях, целебных травах. Поделиться своими секретами, а, может быть, и меня чему научите.

Лес, как сказочное царство

Там кругом растут лекарства

В каждой травке, в каждой ветке

И микстура, и таблетки

Ну, а чем и как лечить

Я могу вас научить

Все целебные растения

Знаю я без исключения.

С некоторыми лекарственными растениями мы сейчас и познакомимся.

Эта травка самый первый весенний цветок.

Ранние, весенние

Желтые цветы

Очень необычные

Зеленые листы

С одной стороны

Лист блестящий и гладкий

С другой - он светлее

Приятный и мягкий

Скажите, цветочек

Как этот зовут?

Излечит детишек

Он от простуд.

Дети: мать-и-мачеха.

Воспитатель: а вы знаете, почему оно так называется?

Дети: у него с одной стороны листочек теплый – мать, а с другой холодный – мачеха, как              

в сказке «Золушка», она была злая.

А чем же полезна эта травка? А лечат ей кашель. Заваривают травку и пьют, как чай Молодцы!

А вот портрет следующей травки.

Тонкий стебелек у дорожки

На конце его сережки

На земле лежат листки

Маленькие лопушки

Нам он, как хороший друг

Лечит ранки ног и рук.

(Подорожник.)

А где он растет? Вдоль дорог.

А чем же эта травка полезна, почему считается лекарственной?

Поранили ножку или ручку, помочить листочек и приложить к ранке, кровь останавливается, и ранка заживляется.

Игровой момент – листочек приложить.

А вот еще один портрет целебной травки.

Золотой и молодой

За неделю стал седой

А денечка через два

Облысела голова.

Правильно одуванчик.

А что вы знаете об этом лекарственном растении?

В одуванчике полезно все: цветы, из них варят первое варенье или «майский мед», из листьев и корня делают салат, в нем много витаминов.

Воспитатель:

В народе говорят:

Тот болезней не знает,

Кто никогда не скучает.

Давайте поиграем.

Физ.минутка. Игра «Одуванчик».

- Дождик поливает, солнышко пригревает, одуванчики на поляне растут (дети встают).

- Ветер налетел, стал дуть на одуванчик (дети раскачивают поднятыми вверх руками).

- Ветер подул ещё сильнее (дети разбегаются в разные стороны).

- Вдруг с головок одуванчиков полетели белые легкие парашютики (дети приседают).

- Там, где упали парашютики, снова будут расти одуванчики (дети встают – 2 раза).

Садятся.

Воспитатель: Есть травка, которую боятся все, попробуйте отгадать.

Ой, не трогайте меня

Обожгу и без огня.

(Крапива.)

А чем же она полезна?

Из нее щи варят и голову настоем крапивы моют. А в давние времена из нее ткань делали и шили рубашки и штаны, а рыбаки даже паруса делали.

Игра «Береги руки».

Воспитатель: А какой лекарственной травкой горлышко лечат?

Вы ее все знаете и любите.

Послушайте:

Стоит в лесу кудряшка

Белая рубашка

В середине золотая

Кто она такая?

(Ромашка.)

Стихотворение: Если случится тебе простудиться

(Даша) 

Появится кашель

Поднимется жар

Придвинь к себе кружку,

В которой дымится

Слегка горьковатый

Душистый отвар.

Воспитатель: А сейчас сюрприз.

Закрывайте глазки (положить в рот клюкву).

Что это за ягода

Пришла к вам из болота?

Из клюквы варят морс

 Как называется морс из клюквы?

Дети: Клюквенный.

А кто пил его, какой он по цвету, по вкусу?

Воспитатель: Клюквенный морс помогает при простуде, снижает температуру. Значит какой он?  (полезный, лекарственный, целебный)

Игра: «Угадай растение». (Переворачивая картинку, дети угадывают.)

Молодцы.

Дети, лето пройдет, цветы отцветут, а мы болеем то осенью, то зимой, когда цветочков уже нет. Поэтому летом запасают лекарственные растения (травы).

Только собирать их надо правильно:

- нельзя рвать много растений, а то на следующий год они не вырастут;

- нельзя пробовать ягоды и плоды, можно отравиться;

- после сбора лекарственных растений следует тщательно вымыть руки, на них много пыльцы и грязи.

Все лекарственные растения продаются в аптеке, где их и покупает ваша мама.

Природа дарит нам свои богатства, и мы должны беречь ее.

 

 

 

 

 

 

Конспект комплексного занятия по экологии 

в старше-подготовительной группе.

 

Беседа о лете.

ЦельУглубить и обобщить представление детей о лете, его типичных признаках. Закрепить  представление детей  о жизнедеятельности растений и животных, играх детей летом, труде и отдыхе взрослых. Учить устанавливать простейшие связи между условия ми среды и состоянием живых объектов, выражать свои мысли в связной речи.

Экологическая игра «Где что зреет».

Цель:Учить различать овощи и фрукты. Овощи растут на огороде, фрукты – на дереве. Уточнить представление о многообразии овощей и фруктов.
Развивающая среда: карты с изображением леса, поля, огорода, сада; карточки с изображением растений, овощей, фруктов, ягод, других даров природы; корзинки; иллюстрации о временах года.
Содержание:

  1. Воспитатель читает стихотворение Е. Трутневой «Лето», затем спрашивает, о каких приметах лета говорится в стихотворении, и просит детей назвать их.

Если в поле ходят грозы,
Если травы зацвели, 
Если рано утром росы
Гнут былинки до земли,
Если в рощах над калиной
Вплоть до ночи гул пчелиный,
Если солнышком согрета
Вся вода в реке до дна –
Значит, это уже…(лето),
Значит, кончилась…(весна).

- Назовите летние месяцы.
Летние месяцы – июнь, июль, август – самая благодатная, самая щедрая пора в году.
- Что за месяц - июнь? Какие его приметы вы можете назвать? ( Можно использовать календарь погоды для характеристики примет).
Воспитатель уточняет и расширяет ответы детей.
- Верно, дети, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне дни долгие, солнечные, тёплые, а ночи короткие – с воробьиный шажок. За длинный день и короткую  ночь июнь называют «светозаром». «Заря с зарёй сходится» - так говорят об июне потому, что светлая короткая ночь разделяет закаты и рассветы, вечернюю зарю и утреннюю. За  богатство красок и цветов его зовут разноцветом. В июне густые сочные травы украшены цветами. Зелень на деревьях и кустах свежая, ярко – зелёная. Листья раскрылись, окрепли, наполнились соком и стали пахучими. Цветут рябина, калина, благоухает жасмин, розовые и алые цветы появляются на колючих кустах шиповника. На лесных солнечных опушках загораются в зелёной траве алые огоньки сладкой – пресладкой, душистой ягоды – земляники. Поэтому и называют июнь «земляничником».
Вьёт венок в лесу июнь, распевают птицы.
Одуванчик, только дунь – тотчас разлетится.
В молодой траве густой  солнечные блики.
Нынче день рожденья мой, мой  -  земляники.
    Лиловые колокольчики, белые ромашки, жёлтые купальницы – каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчёлы и бабочки. Мы с вами часто наблюдаем на участке за насекомыми и птицами. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Хотя вокруг  достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детёнышей, затем учить их добывать себе корм.
    Запомни: Здоровых птенцов и зверьков никогда не бери  из леса!
    В июне выходят на покосы люди. Собирают целебные травы, ягоды, сеют гречиху.

     Вопросы детям:

  1. Какой месяц приходит на смену июню?
  2. Что вы знаете об июле?
  3. Как светит солнце в это время?
  4. Какая вода в реке?
  5. Какие осадки выпадают летом?
  6. Что вы можете наблюдать летом на небе после дождя?
  7. Какие работы выполняют люди в огородах, на полях, в садах?

- Июль – середина лета, « макушка лета», «краса», «сердце лета». Солнце поднимается высоко и заливает землю горячими лучами. Часто бывают грозы и ливни. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. За частые грозы июль называют «грозовиком», а за жаркие дни – « жарником». В полях отцветают хлеба, но ещё цветут гречиха и  подсолнечник, на лугах сенокос. В лесу пахнут деревья, цветёт липа и разливает сладкий медовый аромат, привлекает пчёл.
Июль – сладкоежка. В лесу и в саду поспевает ягода. Упадут на землю тяжёлые росы – пора за грибами отправляться. В садах и огородах много работы: прополка, окучивание, полив.
  - После июля наступает последний месяц лета?...( август). Август – «хлебосол», «припасиха». Как вы думаете, за что люди так называют это месяц? Каким  трудом люди занимаются в августе в садах  и огородах? Как ведут себя в августе животные и птицы? Какие изменения происходят в природе?
    В августе  лето пошло на убыль. Дни стали короче. В августе они ещё жаркие, а ночи уже прохладные, на деревьях появляются первые жёлтые листочки. В садах поспевают  фрукты, в огородах -  овощи, начинается уборка урожая. В садах пахнет спелыми яблоками, а в лесу – грибами.
Август устали не знает,
Заглянув во все сады, 
Он в корзины собирает
Золотистые плоды.
Груши, яблоки, малину,
Наклоняя ветки,  рвёт,
А в  бочонки и кувшины
Льёт густой душистый мёд.

      Животные начинают готовиться к зиме: белки сушат грибы, бурундуки – орешки в зимнюю кладовку. Медведь усиленно питается и накапливает жир. Готовятся к отлёту птицы: ласточки, грачи, журавли.

Физкультминутка

К речке быстро мы спустились, наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре – вот как славно освежились!
А теперь поплыли дружно, делать так руками нужно:
Вместе – раз, это брасс, одной, другой – кроль.
Все как один плыли, как дельфин.
Выплыли на берег крутой и отправились домой.

  1. Дети, вы летом ходили на поле, луг, в сад, в огород? Воспитатель предлагает поиграть в игру и вспомнить, что где зреет.

Дети соревнуются, кто скорее отберёт карточки с растениями и закроет пустые клетки на больших картах, на которых нарисованы: лес, поле, сад, огород, луг.
Вариант игры: у одних детей – картинки,  изображающие разные дары  природы, у других – корзинки. Дети – плоды под весёлую музыку расходятся по комнате, мимикой изображая неповоротливый арбуз, вертлявый огурец, нежную землянику и т.д. Дети – корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребёнок должен принести плоды, которые растут в одном месте. Чтобы сдать плоды, надо правильно их назвать, сказать, где их собрал, загадать загадку. Выигрывает тот, кто выполнил все условия.
     В конце занятия дети обобщают свои понятия лета как сезона.
     - Скажите, что такое лето? (Лето – это…).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект целевой прогулки «Что нам лето принесло?»


 

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Раздел: Ознакомление с природой.

Программное содержание:

— Продолжать закреплять у детей представление о растительном мире, о том, что все растения растут на земле.
— Закреплять представлять у детей о временах года, об овощах и фруктах;
— Воспитывать у детей стремление заботиться о растениях огорода, учить распознавать необходимость полива (сухая земля), различать сухую и влажную землю.
— Ввести в активный словарь детей словосочетание «земля – кормилица», «земля — матушка».

Оборудование: медвежонок (игрушка), схема экологической тропы, коробка с фруктами и овощами, корзинки (жёлтая коричневая).

Ход прогулки:

Воспитатель: — Дети, познакомьтесь, это медвежонок, зовут его Топтыжка. Он пришёл к нам в гости и хочет с нами погулять. Ой, подождите, что же ты Топтыжка, в шапке, в тёплом шарфе? Ты замёрз?

Медвежонок (воспитателю): — Нет, но я знаю, что когда идёшь на улицу, надо тепло одеваться. Чтоб не простудиться!
Воспитатель: — Мишка, ты всё перепутал. И сейчас наши ребята всё тебе объяснят.

— Дети, скажите Топтыжке, какое сейчас время года?
— Что бывает летом?
— Как одеваются летом люди?
— Что летом растёт на клумбах, на огороде?

Воспитатель: — Ребятки, а давайте пройдём по нашему участку. И Топтыжке покажем, что бывает летом, там и огород ему покажем, и с ёжиком Стёпой познакомим.

Идём с детьми по экологической тропе.

1.Остановка «Берёзки».

Вопросы к детям:

— Можем ли мы назвать берёзки нарядными? Почему? (Зелёные листочки – как нарядные платья у берёзок).
— Что мы слышим, когда дует ветер? (Шелест, шёпот листьев).

2. «Клумба».

Вопросы к детям:

— Какие цветы растут на клумбе!
— Что нужно для того, чтобы цветы росли?
— Кто помогает расти цветам, кормит  и поит их? (Земля кормит их и поит; люди удаляют сорняки, поливают цветы, если нет дождика).

Воспитатель: — Наша земля добрая и щедрая. Кормит их и поит столько растений, деревьев не жалуется, что ей трудно. О земле люди говорят: матушка, кормилица

— Как говорят о земле люди? (ответы детей).

Подходим к огороду.

Воспитатель: — Вот и пришли мы с вами к огороду. Топтыжка знакомься, это ёжик Стёпа. Он живёт, в этом домике смотрит, как  на грядках растут овощи.
— Ребята, давайте вспомним:
— Что растёт на грядках? (Овощи).
— Назовите, какие овощи растут на грядках? (Огурцы, кабачки, помидоры, капуста и т.д…)
— Нужно ли поливать овощи?
— Как вы узнали? (ответы детей).
— Топтыжка, ну как, нравится тебе на огороде? Всё это подарило нам лето и наша щедрая земля —  кормилица.

А теперь давайте, ребята покажем Топтыжке, как мы умеем играть.

Дидактическая  игра « В саду, на огороде».

(Дети раскладывают фрукты и овощи в корзинки и называют, что растёт в огороде, а что в саду).

Воспитатель: — Молодцы, ребята! Всё правильно разложили по корзинкам. Все овощи и фрукты подарила нам наша земля – кормилица. Скажите ей спасибо!

Дети: — Спасибо, земля — кормилица!
— Спасибо, земля — матушка!

Топтыжке понравилось у нас и он останется с нами ещё поиграть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект занятия по экологическому воспитанию в старше-подготовительной группе на тему:

«Удивительные свойства воды»

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей со свойствами воды: без цвета, прозрачная, без запаха, без вкуса.

2. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека.

3. Обучать детей навыкам проведения лабораторных опытов:

- закреплять умения работать с посудой, соблюдать необходимые меры безопасности.

- учить пользоваться пипеткой.

Воспитательные:

1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту, прививать бережное отношение к воде.

Развивающие:

1. Развивать у детей фонематический слух.

2. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия.

3. Учить отгадывать загадки.

 

Предварительная работа:

1. Беседы о воде, ее роли в жизни человека.

2. Проведение экспериментов с водой.

3. Рассматривание иллюстраций на тему «Вода».

4. Использование игр о воде: «Какая бывает вода?», «Четыре стихии», «Разрезные картинки».

5. Чтение художественной литературы  по теме «Вода».

6. Наблюдение за водой на прогулке.

Материал для занятия: кроссворд, прозрачные стаканчики, пипетки, пуговицы, картинки, молоко, гуашь, ватные палочки, моющее средство, схемы.

 

Ход занятия.

Часть 1

Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную лабораторию. Что делают в лаборатории? Правильно, проводят опыты. Но, чтобы попасть в лабораторию и узнать тему нашего занятия, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной лаборатории. Помогут нам в этом загадки.

Он так бесстрашен и могуч,

Что не боится горных круч-

Привык он с них всю жизнь срываться

И головою вниз бросаться,

И, поднимая тучи брызг,

О камни разбиваться вдрызг!

(водопад)

 

Над лесами, городами,

Над просторами полей

Проплывают караваны

Небывалых кораблей.

Держат путь вокруг земли

Эти чудо корабли.,

(облака)

 

Меня ждали,

Меня звали,

Показался - убежали.

(дождь)

 

Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем – не найдем.

(роса)

Какое слово у нас получилось? Правильно, «Вода».

Сегодня мы поговорим о воде, ее свойствах и о значении воды.

Какая бывает вода? (теплая, горячая, холодная, пресная, прозрачная, газированная и т.п.).

Что вода делает? (течет, льется, журчит, растекается, капает, замерзает, тает)

Для чего вода нужна человеку? (пить, мыться, купаться, готовить еду, стирать, поливать растения, мыть посуду и т.п.).

Теперь мы знаем ключевое слово, и я приглашаю вас в волшебную лабораторию, где мы будем проводить опыты и узнаем о свойствах воды, т.е. какая она вода?

(Дети садятся за столы)

Часть 2

Опыт 1 «Вода не имеет вкуса»

Ребята, попробуйте воду из стакана, какой у нее вкус? (ответы детей)

А теперь добавьте в стаканчик с водой кусочек лимона или сахара. Что изменилось? (Вода стала сладкая, вода стала кислая). Мы изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса.

На фланелераф выставляется схема.

Опыт 2 «Вода не имеет запаха»

Ребята,  понюхайте воду в стаканчике. Как она пахнет? (ответы детей )

Теперь добавьте в воду чеснок, перемешайте ложечкой и опять понюхайте. Что произошло с водой? (вода изменила запах, пахнет чесноком.

Вывод: вода не имеет запаха.

На фланелеграф выставляется схема.

Опыт 3 «Вода без цвета, прозрачная».

Ребята, что произойдет с водой , если добавим в нее краску? (добавляем, перемешиваем). Что изменилось? (вода изменила цвет). Растворилась ли краска? (краска растворилась и изменила цвет воды).

Давайте теперь сравним воду и молоко. В оба стакана положим пуговицы. В каком стакане мы видим  пуговицы? (ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она прозрачная.

Вы хорошо поработали и можно отдохнуть.

Физкультминутка «Ходят капельки по кругу».

Воспитатель говорит, что она мама Тучка, а дети –Капельки, и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой(капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в большой-пребольшой океан(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. (Появляется солнышко, танцует.) Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротник не залезали, не брызгались. Теперь со мной побудьте, я без вас соскучилась.

Часть 3 

Игра-эксперемент «Цветное молоко»

  1. Налейте молоко в тарелку.
  2. Добавьте в него по несколько капель краски. Старайтесь делать это аккуратно, пользуйтесь пипеткой, чтобы не двигать тарелку.
  3. А теперь хотите верьте, хотите нет, но мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в моющее средство и дотроньтесь ею до центра тарелки с молоком. Посмотрите что произойдет! Молоко начнет двигаться, а краска перемешиваться. Настоящий салют в тарелке!

Часть 4

Итог занятия

Подвести  детей к выставке детских работ и иллюстраций на тему « Вода», спросить чем они сегодня занимались, что нового узнали о воде, понравилось ли им занятие, и что понравилось больше всего?

 

 

 

 

 

 

 

 

Занятие   по экологическому воспитанию

"Цветочный хоровод"

старше-подготовительная  группа

Цель:  закрепление знаний детей о цветах.

Задачи:

  • систематизировать и расширять словарный запас по лексической теме;
  • тренировать детей в образование относительных прилагательных;
  • продолжать учить детей согласовывать  прилагательные с существительными и числительными;
  • учить детей образованию слов-признаков от слов-предметов;
  • развивать мышление, память, внимание детей;
  • развивать общую моторику и координацию движений;
  • воспитывать активность и самостоятельность, бережное отношение к природе.

Лексический материал

Существительные и словосочетания: растение, цветок;нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, георгин. пион, гладиолус, лилии, мимоза, хризантема и т.д.(садовые цветы); ромашка, колокольчик, василек, клевер, одуванчик, незабудка, лютик, Иван-чай  (полевые, луговые, лесные цветы); мать-и- мачеха, ноготки(календула), подорожник, зверобой, крапива, чистотел, чертополох, мята (лекарственные растения); ландыш, подснежник, кувшинки(растения, занесенные в Красную книгу);земля, сад, поле, луг, лес, клумба; ваза, букет, подарок; корни, стебель, листья, лепестки, бутон; вода, полив, удобрения; корм, лекарство, польза, мёд, чай, отвар;Красная книга.

Прилагательные и причастия: цветущие, красивые, пахнущие, нежные;синий, белый, красный и т.д.(цвета); садовые, луговые, лесные, лекарственные, полевые, комнатные; полезные, пахучие, сушеные; редкие, исчезающие.

Глаголы: выращивать, сажать, удобрять, поливать, ухаживать; расти, цвести,распускаться; срезать, собирать, рвать, сушить, заваривать, лечиться, дарить, радовать; заносить (в Красную книгу),охранять, исчезать.

Оборудование: магнитная доска; картинки с изображением цветов; мяч; один большой цветок с отдельными разноцветными лепестками (цветик-семицветик); аудио запись «Шум ветра»; письмо; части цветка.

I. Организационный момент, сообщение темы.

Логопед: Ребята, о чем мы будем сегодня разговаривать?

Дети: О цветах.

II. Основная Часть

1.Звучит шум ветра, дверь в группу приоткрывается и появляется письмо.

-Ребята, нам пришло письмо от Зайчонка из леса, у его мамы Зайчихи скоро день рождения, а он не знает , что ей подарить и просит нас помочь ему. Давайте поможем ему и отыщем для него волшебный цветок – Цветик-семицветик!            

Далее, за каждое задание дети получают лепесток от цветика-семицветика.

2.

 Беседа о цветах

-Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д)

3. -Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)

-Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)

-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)

-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)

-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)

.Какие вы знаете садовые цветы?полевые?лекарственные?

Выставляются предметные картинки.

- Вот мы и в саду. Посмотрите, что это? (клумба с цветами). Давайте назовем какие мы видим цветы(тюльпан, нарцисс, гиацинт, ландыш, подснежник). Ребята, а все ли эти цветы - садовые? (нет, подснежник и ландыш - лесные цветы). Расскажите, что вы знаете о подснежнике и ландыше? (их нельзя срывать, потому что это редкие цветы и они занесены в Красную книгу). Поэтому мы с вами возьмем совочек, аккуратно их выкопаем и пересадим в лес.

5. Игра на внимание «Собери цветок»

Логопед: Хорошо ли вы помните части цветка? Если я назову одну из них, хлопните в ладоши.

Лепестки, ноги, стебель, бутон, батон, листья, корни, кора, ствол, ветки, цветок, хвоя, кора.

По ходу задания логопед крепит на доску части цветка.

6.Прослушать стихотворение и назвать цветы, которые запомнил (на каждый цветок загибать палец).

Цветы

Колокольчик и левкой, георгин, шар золотой,

Василек, ромашка, астры, ландыш с запахом прекрасным,

Мак, тюльпан, табак душистый, одуванчик золотистый,

Роза, мальва и ирис, незабудка и нарцисс,

Хорошо запомни ты, как называются цветы.

7.Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах.

- Сейчас я буду начинать предложения, а вы будете оканчивать их словами «красивые цветы».

На клумбе выросли (что?).....красивые цветы.

Скоро будет еще больше (чего?).....красивых цветов.

Мы очень рады (чему?).....красивым цветам.

Везде мы видим (что?).... красивые цветы.

Мы любуемся (чем?).....красивыми цветами.

Мы будем рассказывать друзьям (о чем?).....о красивых цветах.

- Ну, а теперь давайте отдохнем.

Физкультминутка.

На лужайке поутру                          (Дети встают в тесный круг,

Мы затеяли игру.                               ходьба на месте,

Я - подснежник, ты - вьюнок.          показывают друг на друга,

Становитесь в наш венок.                 берутся за руки)

Раз, два, три, четыре,                        (Делают четыре шага назад,

Раздвигайте круг пошире.                расширяют круг)

А теперь мы ручейки,                       (Бегут по кругу)

Побежим вперегонки.

Прямо к озеру спешим,                    (Дети встают в тесный круг, за руки,

Станет озеро большим.                     раздвигают круг)

Стали в пары мы опять,                    (Становятся попарно.

Будем в солнышко играть.                описывают руками круг )

Мы - веселые лучи,                           (Тянутся на носочках, руки вверх.

Мы - резвы и горячи.                        Прыгают на носочках, руки на поясе)

8. Согласование существительных с числительными

Какие цветы и сколько выросло на клумбе? (работа с раздаточным материалом)

9Игра «Назови ласково»

Игра с мячом.

Ромашка-ромашечка, гвоздика-гвоздичка и т.д.

10. Отгадай загадку

11. Итог

Оценка работы детей

– Вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что показалось самым интересным?                                                                         

– Ребята мы собрали столько лепестков, теперь соберем из них цветок.

Дети приклеивают лепестки к заранее приготовленному цветку (стебель, сердцевина).

-Какие молодцы! У нас получился замечательный подарок для мамы зайчонка!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конспект экологического познавательного досуга

на летнюю тематику для детей

старшего дошкольного возраста

Тема занятия «Кто где живет, где что растет»

 (поле, сад, огород)

Скороговорка дня: «Во саду ли в огороде, за оградой за широкой».

Цель занятия: актуализация и обобщение знаний о культурных растениях.

Материалы: карточки с изображениями овощей и фруктов, зерновых культур.

Предварительная работа

Детям поручается обсудить с родителями, какие фрукты и овощи они любят, выбрать то, что любит вся семья. Совместными усилиями взрослых и детей выполняется рисунок на тему «Вкусно и полезно». Можно нарисовать фрукт (овощ или ягоду) и сигнальные рисунки-подсказки, опираясь на которые дети смогут рассказать о его полезных свойствах.

Часть I. То ли овощ, то ли фрукт

Цели: развитие речи; актуализация знаний по данной теме; использование навыка классификации предметов по заданному признаку.

Работа по рисункам. Рассмотрим вместе с детьми рисунки (лес, огород, река, парк, болото, сад, луг, поле), предложим ответить на вопросы.

• Что изображено на рисунках?

• Как вы определили, что изображено на рисунках?

• С какими уголками природы мы уже познакомились?

• Где растут овощи (фрукты, ягоды, зерновые культуры)?

Дидактическая игра «Что лишнее?» Дети делятся на команды. Предложим каждой из них распределить карточки в четыре группы: овощи, фрукты, ягоды, зерновые культуры. Проверим, все ли названия знакомы детям. Выясним, правильно ли они разделили карточки на группы. Предложим игрокам придумать и другие варианты деления карточек на группы. Например: по месту произрастания растений; по цвету и форме плодов; по тому, где (над или под землей) находится съедобная часть; по тому, к какой группе относится растение — к травам, кустарникам, деревьям.

Командам нужно составить задания для своих соперников. За каждое правильно составленное и выполненное задание команды получают по одному очку — выдается значок. За задание с двумя правильными ответами — два очка, за невыполненное соперниками задание — три очка. В конце игры члены команд сами подсчитывают значки, сравнивают количество очков, выявляют победителя.

Подвижная игра «Овощи, в корзинку!» Используем наши карточки для новой игры. На полу размечается два круга — один в другом. Выбираются 2—3 водящих, которые размещаются в большом круге. Остальные игроки получают карточки с изображениями фруктов, ягод, овощей, зерновых культур. По команде педагога «Овощи (фрукты, ягоды, зерна), в корзинку!» игрокам, у которых в руках соответствующие карточки, нужно пробежать мимо водящих в маленький круг. Дети, пойманные водящими или допустившие ошибки в выборе категории, выбывают из игры.

Часть II. Вкусно и полезно

Цели: формирование умения передавать информацию с опорой на сигнальные рисунки; применение умения разгадывать загадки различного типа.

Рассказы по рисункам на тему «Вкусно и полезно». Предложим детям показать свои рисунки, рассказать, какие овощи (ягоды, фрукты) любят в их семьях, где эти культуры растут, чем полезны.

Задание на развитие сенсорных возможностей «Загадки для носа». Предложим детям по запаху узнать различные овощи и фрукты, проверить свои догадки на вкус.

Последующая работа

На занятии по развитию речи проверим, какие овощи, фрукты, ягоды и зерновые культуры дети смогут узнать в загадках.

Рос и стремился ввысь,

Тянул он к солнцу усики.

А как созрел — посыпались

Зелененькие бусинки.    (Горох.)

 

Развалились в беспорядке

На своей перине-грядке

Сто зеленых медвежат.

С сосками во рту лежат,

Непрерывно сок сосут

И растут, растут, растут.    (Кабачки.)

 

Летом — в огороде

Свежие, зеленые,

А зимою — в бочке,

Крепкие, соленые.    (Огурцы.)

 

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом.    (Колос.)

 

Полезней этой каши нет —

Об этом знает целый свет.

Недаром злак на поле рос —

В сережках легоньких... (овес).

 

Был крупинкой золотой —

Стал зеленою стрелой.

Солнце летнее светило

И стрелу позолотило.   (Колос.)

 

Круглое, румяное

С дерева достану я.    (Яблоко.)

 

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи.   (Ягоды.)

 

Он похож на мяч футбольный.

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар?   (Арбуз.)

 

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая.

Держась рукой за тросточку,

Тебя давно я жду.

Ты съешь меня, а косточку

Зарой в своем саду.    (Вишня.)

 

Снесла птичка

Синенькие яички,

Развесила по дереву:

Скорлупка мягонька,

Белок сладенький,

А желток костяной.   (Слива.)

 

Две сестры

Летом зелены.

К осени одна краснеет,

Другая чернеет.   (Смородина.)

Чтение. Украинская народная сказка «Петушок и два мышонка». На занятии по ознакомлению детей с художественной литературой узнаем о судьбе двух колосков. Первый остался в закромах до весны. Потом из каждого его зернышка вырос новый колосок — нарисуем эти колоски по образцу. А о втором придумали сказку.

Рассмотрим иллюстрации, предложим детям, опираясь на вопросы или самостоятельно рассказать сказку. Правильно назовем и запомним, что делал петушок (нашел колосок, обмолотил его, помолол на мельнице, замесил тесто, испек пирожки). Обсудим, почему он не захотел угостить мышат. Чем закончилась сказка? Изменились ли мышата? Помогают ли они петушку?

Дидактическая игра «Я положу в мешок». На этот раз в наш мешок можно «положить» только культурные растения: овощи, фрукты, ягоды, злаки.

Задания по ФЭМП «Урожая ждать — на печи не лежать». Составим и решим задачи с использованием понятий новой темы. Например:

• Сколько всего огурцов будет на каждой плети? Нарисуй схему-решение.

• Сколько помидоров соберут с грех кустов? Сложи все помидоры в нужную корзину. (Соответствие количества и числа.)

• Не считая, попробуй определить, на какой грядке больше кустиков картофеля. Проверь свою догадку разными способами.

• На каком растении больше стручков гороха? Проверь свою догадку разными способами.

Игра на развитие внимания «Бывает — не бывает». Услышав неправильные высказывания, дети хлопают в ладоши, предлагают правильный вариант. Например:

В саду растут фрукты.

На огороде выращивают пшеницу.

Яблоки растут в поле.

Огурцы растут на огороде.

Груши созревают под землей. (И т.д.)

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию "Прилетали птички, птички-невелички, весело скакали, зернышки клевали"

Знакомство детей младшей группы с приметами весны и  жизнью птиц , рисование грача методом "тычка"...

Интегрированное занятие по экологическому воспитанию

Интегрированное  занятие по экологическому воспитанию "ЮНЫЕ СПАСАТЕЛИ"(средняя группа)из опыта работы воспитателя МБДОУ ЦРР №5 муниципального образования Усть-Лабинский район САМОЙЛОВОЙ ВАЛЕНТИНЫ...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей II мл. гр. Тема: «Птицы Приморского края»

Формировать представления детей о птицах: способствовать обогащению и уточнению представлений о птицах, их характерных особенностях (покрыты перьями, есть крылья), воспитывать доброе, бережное к ним о...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию в подготовительной школе группе на тему «Зимующие и пролетные птицы»

Конспект  интегрированного занятия  по  экологическому  воспитанию в  подготовительной  школе  группе на  тему  «Зимующие и пролетные птицы»...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию «Яз килде» (Познание, коммуникация, чтение художественной литературы, татарский язык , музыка )

Муниципальное учреждение  “Управление дошкольного образования ”Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального районаРеспублики Татарстан...

Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему "Путешествие капельки"

Занятие «Путешествие капельки» носит познавательный характер, направленный на развитие исследовательской деятельности детей.Данное занятие проведено в игровой форме с частой сменой деятельности:...