Конспект образовательной деятельности в старшей группе "Что такое воздух?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Евсюкова Светлана Владимировна

Данный материал поможет дать детям экологические знания и умения о природе и её обитателях. Ведь эти знания и умения помогут увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, а также желание сохранить её.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лаборатория "Мы - исследователи"

(для детей старшего дошкольного возраста)

Задачи:

1.        Уточнить и расширить знания детей о воздухе.

2.        Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения.

3.        Продолжать знакомить с органами дыхания.

4.        Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

5.        Расширять и активизировать словарь.

6.        Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

    Материал: Визитка "Ученый-исследователь", камешек, стакан с водой, полиэтиленовый пакет, резиновая груша, кусочек мела, соломинка, зеркало; банка с водой, воронка, стакан, кусок резины, резиновая игрушка, весы, панно с деревом.

    Ход занятия:

Организационный момент:

Дети встают в круг и берут друг друга за руки.

Встаньте дети, встаньте в круг.

Ты мой друг, и я твой друг.

Вместе за руки возьмёмся,

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята! Предлагаю вам стать учеными. Вы знаете, кто такие ученые-исследователи?

Дети: Люди, которые занимаются исследованиями.

Вы готовы? Уважаемые коллеги! Пройдите в лабораторию. Но прежде, чем узнать, какие нам предстоит решить задачи и приступить к нашим исследованиям, отгадайте загадку:

Кинешь в речку не тонет,

О стенку не стонет.

Будем оземь кидать,

Будет кверху летать

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Что же это? (мячик) Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

   Воспитатель: Нам предстоит трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. (Прикрепляет на грудь детям визитки).

     Опыт:

    Воспитатель: Возьмем в руки камешек, сожмем его в руке. Какой он на ощупь? (твердый, жесткий, крепкий). Камень - это твердое тело. Какие твердые тела вы можете назвать?

    Воспитатель: А можно ли взять в руку воздух и сжать его? Нет нельзя. Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ТВЕРДОЕ ТЕЛО.

Чтобы перейти к следующему опыту отгадайте загадку:

Бегу я как по лесенке,

По камушкам звеня,

Издалека по песенке

Узнаете меня. (вода)

 Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой. Посмотрите, понюхайте, попробуйте, какая она?

    Дети: Прозрачная, бесцветная, без запаха, без вкуса.

    Воспитатель: Вылейте стакан воды в другую ёмкость. Что умеет делать вода? Вода течет, бежит, струится, журчит. Что же такое вода? Вода - это жидкость. Назовите другие жидкости.

    Дети: Сок, кефир, молоко, кисель и т.д.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ - НЕ ЖИДКОЕ ТЕЛО.

    Воспитатель: Мы знаем, что воздух нельзя сжать в руке. Значит он - не твердое тело. Воздух не течет, его нельзя пить. Значит он - не жидкость.

Можно сделать вывод: Воздух не твердое тело и не жидкость. Воздух - это газ. Он невидимый, бесцветный, прозрачный, безвкусный, не имеет запаха. Вот это наше открытие. Продолжим исследования.

Воспитатель: Воздух невидим. Как же нам его обнаружить?

Опыт:

Воспитатель: Возьмем полиэтиленовый пакет и начнем скручивать его с открытого края. Пакет становится выпуклым. Почему? (ответы детей)

    Дети: Делаем вывод: Он наполнен воздухом, но мы его не видим.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь помашем ладонью около лица, подуем на ладонь. Что мы чувствуем?

    Дети: Ветер, воздух движется. Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше? .

Игра «У кого пушинка будет красиво подниматься высоко»

Упражнение на дыхание.

  Воспитатель: Делаем вывод: ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА МЫ МОЖЕМ ОЩУЩАТЬ.

Физкультминутка (дети имитируют движения).

Мы вдохнули глубоко,

Дышим мы легко-легко.

Плавно руки вверх подняли,

И кистями помахали.

Руки мы к плечам прижали,

И локтями повращали.                    

    Воспитатель: Воздух есть везде. Проверим это.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем резиновую грушу, сожмем ее в руке. Что вы услышали?

    Дети: Свист, воздух с шумом выходит из груши.

    Воспитатель: А теперь закроем отверстие резиновой груши и попытаемся сжать ее. Она не сжимается? Что же этому мешает?

    Дети: Палец, закрывающий отверстие и воздух, находящийся внутри груши.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ, НАХОДЯЩИЙСЯ В ГРУШЕ, МЕШАЕТ ЕЕ СЖАТЬ.

А для вас следующая загадка:

Белая чайка,

По черному полю скакала,

Следы за собой оставляла

Что же это? (мел).

Опыт:

    Воспитатель: А теперь бросим в стакан с водой кусочек мела. Что происходит?

    Дети: Из мела выходят пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Мы провели ряд опытов, выясняя, где есть воздух. К какому выводу мы пришли? ВОЗДУХ ЕСТЬ ВЕЗДЕ: В ПАКЕТЕ, В ГРУШЕ, В МЕЛЕ.

    А теперь, уважаемые коллеги, предлагаю вам продолжить исследования и выяснить, какими свойствами обладает воздух.

    Воспитатель: Занимает ли воздух место?

Опыт:

    Воспитатель: Опустим перевернутый стакан в банку с водой. Что вы наблюдаете?

    Дети: Вода в стакан не вливается.

    Воспитатель: Теперь осторожно наклоним стакан. Что произошло и почему?

    Дети: Вода влилась в стакан, воздух из него вышел в виде пузырей.

Опыт:

    Воспитатель: А теперь закроем трубочку пальцем и опустим ее в воду. Что произошло?

    Дети: Вода не поступает в трубочку.

    Воспитатель: Откроем отверстие трубочки. Почему вода вошла в трубочку? Воздух вышел из трубочки, и туда влилась вода.

Делаем вывод: ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО.

    Воспитатель: А теперь узнаем, имеет ли воздух вес?

Но для начала отгадайте загадку:

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет – любой, на разный вкус.

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

(Воздушный шарик)

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем два воздушных шара. Внутри одного находится воздух, а другой сдутый, без воздуха. Их кладем на весы. Что наблюдаем: чаша весов с надутым шаром перевесила. Почему?

Делаем вывод: ЧАША ВЕСОВ ПЕРЕВЕСИЛА, ПОТОМУ ЧТО ШАРИК НАПОЛНЕН ВОЗДУХОМ. ЗНАЧИТ, ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС.

Опыт:

    Воспитатель: А сейчас возьмем кусочек резины и бросим его в воду. Он утонул. Опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее, чем кусочек резины? Что у нее внутри?

    Дети: Воздух.

    Воспитатель: Делаем вывод: ВОЗДУХ ИМЕЕТ ВЕС, НО ОН ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ВОДА. Мы провели исследования. Что мы узнали о свойствах воздуха?

    Дети: Воздух занимает место и имеет вес.

    Воспитатель: Правильный вывод, коллеги. А для чего нам необходим воздух?

    Дети: Для дыхания.

    Воспитатель: Уважаемые коллеги! Мы провели опыты, узнали, как и где можно обнаружить воздух, какими свойствами он обладает. Знаем главное назначение воздуха. Теперь предлагаю убедиться в том, что мы дышим воздухом.

Опыт:

    Воспитатель: Возьмем стакан с водой и соломинку. Опустим соломинку в воду и тихонько подуем в нее. Что вы наблюдаете?

    Дети: Пузырьки воздуха.

    Воспитатель: Да, и это доказывает, что мы выдыхаем воздух.

Опыт:

    Воспитатель: Подышим на зеркало. Оно запотело. Почему?

    Дети: предположения детей.

    Воспитатель: Поверхность зеркала стала влажной, так как вместе с воздухом мы выдыхаем мельчайшие капельки воды.

    Воспитатель: А теперь подойдите к плакату и расскажите, как дышит человек, и как воздух проникает в организм.

    Дети: Через нос и рот воздух вдыхается и попадает в легкие. А там, через трубочки-сосуды, по которым течет кровь, отдает необходимые для жизни человека вещества, а забирает вредные, ненужные, и выдыхает, выталкивая их наружу.

    Воспитатель: Правильно. А теперь положите руки на грудную клетку. При дыхании она поднимается (расширяется) и опускается (сжимается). Что происходит с легкими при дыхании?

    Дети: При вдохе легкие расширяются, а при выдохе сжимаются.

    Воспитатель: А теперь попробуйте не дышать. Долго смогли вы продержаться без дыхания? Нет.

Делаем вывод: БЕЗ ДЫХАНИЯ ЖИЗНИ НЕТ.

    Воспитатель: Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха?

    Ответы детей: Дым из трубы, дым из машин.

    Воспитатель: (экологическая игра) А теперь я предлагаю вам поиграть в игру. Рассмотрим панно. А как вы думаете, какие картинки здесь лишние, почему?

    Воспитатель: Мы должны заботиться о своем здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым?

    Дети: Сажать больше цветов, деревьев.

    Воспитатель: Давайте посеем семена цветов в землю, и через некоторое время у нас вырастут прекрасные растения. Сейчас наступила весна и если вы с родителями посадите хотя бы по одному дереву, то воздух в нашем посёлке станет намного чище.

    Воспитатель: У вас хорошее настроение? Передайте его своим друзьям: дотроньтесь друг до друга ладошками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД Тема: Образовательная область «Познавательное развитие» раздел «Формирование элементарных математических представлений» конспект образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Завяжем кукле бантики»

Дата:Тема: «Завяжем кукле бантики»Цель: Совершенствовать навыки счета в пределах 10Задачи:Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.Продолжать формировать ...

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что такое деньги и зачем их экономить»

Конспект образовательной деятельности  в старшей группе «Что такое деньги и зачем их экономить»...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Такое дерево»

Познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие.Формы работы: беседа, экспериментирование, лепка.Цель: расширить представления детей о д...

Конспект образовательной деятельности по теме: «Что такое добрые дела»

Занятие направлено на обобщение представлений детей о доброте как о ценном качестве человека, развитие социальных чувств, взаимопомощи....

Конспект образовательной деятельности по теме: « Что такое хорошо, что такое плохо » в подготовительной группе

Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо» Дата проведения:11.12.2020Цель: способствовать осмыслению детьми нравственных норм «хорошо – плохо»; способствовать р...