Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Гаврючкова Ирина Николаевна

Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект познавательно - исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Молоко и молочные продукты»

ЦЕЛЬ: Формирование у детей понимания ценности для организма молочных продуктов и желания употреблять их в пищу через исследовательскую деятельность.

Задачи: Расширить представления детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детского организма.

Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое.

Развивать умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместно опытно - экспериментальной деятельности.

Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.

Оборудование: Посылка из Простоквашино, конверты с заданиями, «Животные, дающие человеку молоко», плакат «Молоко и молочные продукты»,  карточки «откуда пришло молоко», бумажные салфетки, пластиковые стаканчики, блюдца, ватные палочки; продукты: молоко, сметана, творог,  сыр,  шоколадки Milky Way. 

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент:

Собрались мы с вами в круг-

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся

С гостями поздороваемся

И улыбнёмся им.

В: Ребята, мы с вами поздоровались, значит, пожелали гостям здоровья. А чтобы быть здоровыми, крепкими, что для этого надо? (правильно питаться).

Только появится на свет (родится) маленькое живое существо – у человека – ребёнок, у животных – детёныш и самая первая его еда это – молоко.

Вот и сегодня мы продолжим с вами разговор о молоке и молочных продуктах (дети садятся на стульчики) .

В: Что такое молоко?

Д: Напиток, молочный продукт, полезный продукт.

В: Молоко – это самый ценный полезный продукт, необходимый для роста

детского организма.

В: В молоке полезных много витаминов и веществ

Пейте молоко парное, чтобы кариес исчез.

Чтобы кости были крепки , не болела голова,

Настроение чтоб было привесёлое всегда!

-Ребята, я сегодня получила письмо и посылку  из деревни Простоквашино. (Воспитатель обращает внимание на посылку из Простоквашино,)  но открыть её можно только тогда, когда будут выполнены задания, которые приготовили для нас  герои мультфильма (Шарик, Матроскин, Дядя Фёдор, почтальон Печкин, Корова Мурка)

Конверт с заданием №1 от Шарика.

Ответьте на вопрос:  - Назовите животных, которые дают человеку молоко.

Ответы детей: Верблюдица – верблюжье молоко,

Кобылица – кобылье молоко,

Ослица – ослиное молоко, Но одним из самых древних и полезных видов молока считается ослиное молоко. Еще древние римлянки умывались им.
Лосиха – лосиное молоко,

Коза – козье молоко,

Корова – коровье молоко.

В: Самое известное в мире животное, которое дает молоко – это корова.

В Индии она считается священным животным.

В Испании употребляют овечье молоко.

В Аравийских пустынях молоко берут от верблюдов.

В Египте молоко дает буйвол.

В Перу молочным животным является лама. Молоко ламы похоже на молоко верблюда, впрочем, и сама лама является его близким родственником. На самом деле молоко лам в пищу не употребляется, но не потому, что оно невкусное или неполезное. А потому что его у самки ламы очень мало – едва хватает, чтобы выкормить собственного детёныша. 

В Тибете люди получают молоко от яка.

На севере - от северного оленя. Некоторые народы Севера «просто молоком» считают молоко оленя. Оно отличается от молока коров тем, что содержит в 3 раза больше белка и в 5 раз больше жира.
Во многих странах молоко людям дает коза.
  Заменяет коровье при аллергии на коровий белок.

- Какое молоко называют парным?

Пальчиковая игра «Кормилица»

Я коровушку свою

(приставить кулачки с выставленными указательными пальцами к голове, имитируя рога, покачивание головой из стороны в стороны)

Ранним утром подаю,

(движение пальцев, имитирующее доение)

Я поглажу ей бока:

(движение кистями сверху вниз, имитирующее поглаживание)

- Дай детишкам молока!

-Ребята, я думаю мы справились с заданием Шарика. Можем ли мы теперь открыть посылку? Что же нам передал Шарик? (Достаю молоко)

В: А какого  цвета молоко?

У меня в руках белый шарик такого же цвета, как молоко – он, как молекула молока, его частичка. Дело в том, что за цвет молока отвечает одно из веществ, содержащихся в нем - белок казеин. Если посмотреть на каплю молока под микроскопом, то мы увидим белые шарики. Это и есть казеин. Именно он окрашивает молоко в белый цвет.

Задание №2 от кота Матроскина. - Какие продукты делают из молока?

Д/И  «Молочные продукты»

Сейчас мы будем передавать шарик  по кругу и называть молочные продукты , которые вы знаете.

Воспитатель: А однажды мы услышали вот какой разговор.

В магазине, на витрине
Завязался разговор.
Что нужнее? Что вкуснее?
Разгорелся жаркий спор.
Сыр головастый
Перед всеми хвастал:
«Я запашистый,
Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,
Нет вкуснее сыра!
Я не то, что молоко,
Ведь его разлить легко».
А сметана белая
Вдруг тоже стала смелая:
«Я, послушайте, ребята,
Разливаюсь по салатам,
По супам и овощам,
Запеканкам и борщам.
Без меня и торты —
Все второго сорта.
Я нужнее молока,
Я послаще творожка».
Тут вмешался творог:
«Вот из нас-то прок.
Уваженье к творогам:
Мы — начинка к пирогам.
Я нужнее молока
И сметаны... Ну, слегка».

И кефир:  Буду главным я сейчас,

Пьют меня пред сном как раз

Витаминный очень я

И полезен всем друзья!

И йогурт: Самый вкусный – это я!

Меня любит вся семья!

Йогурт всем известный,

Людям всем полезный.
Масло тоже не молчало,
Очень громко всем сказало:
«Чтобы сделать бутерброд,
К хлебу масло надо. Вот.
Без меня блины и кашу
Есть никто не будет даже.
Я жирнее молока,
Сыра, сливок, творожка».
Тут и мороженое
Воскликнуло восторженно:
«А меня-то, а меня-то
Очень любят все ребята:
И с клубникой, и с печеньем,
И с орехом, и с вареньем».
Помолчало молоко,
Повздыхало глубоко:
«Глупые продукты,
Как же вы забыли,
Что коровьим молоком
Все когда-то были?
Сделан сыр из молока,
И творог — из молока,
И сметана с маслом —
Это детям ясно!»

Кот Матроскин прислал нам тоже молочные продукты -простоквашу и творог- (достаю из посылки и показываю).

– Как они называются? Почему мы называем их кисломолочные?

Задание  №3  от коровы Мурки: - Какой путь совершает молоко, прежде чем появиться на нашем столе. (дети садятся на стульчики перед доской)

Дидактическая игра «Откуда пришло молоко»

Перед вами лежат картинки. Вы должны разложить их по порядку на магнитной доске. С чего началось путешествие молока?

Дети выкладывают по порядку следующие картинки:

1. Корова пасется на лугу, кушает травку.

2. После того, как она поела, у неё в вымени появляется молоко. Её подоили.

3. Машина «Молоковоз» отвезла молоко на молочный завод.

4. На молочном заводе переработали и разлили в красивые бутылочки, коробочки, пакетики, сделали из молока различные молочные продукты.

5. С молочного завода машина развезла молоко и молочную продукцию по магазинам нашего города.

6. В магазине мы покупаем молоко и молочные продукты, приносим домой. Так молоко появляется на нашем столе.

- Что значит выражение  «молоко убежало»? Может оно убежало от коровы и что у него есть ноги? ( Молоко убегает при кипячении, оно поднимается вверх, и если вовремя не убрать с плиты кастрюлю с молоком, то существенная часть молока из неё просто выльется).

_ Ребята, мы справились с заданием коровы Мурки?

Давайте посмотрим, что же нам она прислала. ( Достаю диск с песенкой «Убежало молоко»)

Музыкальная гимнастика «Убежало молоко»

Задание № 4 от Дяди Фёдора. - Докажите что молоко полезно для растущего организма?

Что вы знаете о полезных свойствах молока? Для чего нужно пить молоко? Ответы детей: Молоко даёт силу. Молоко полезно для здоровья. Молоко нужно пить , чтобы не болеть. Когда пьешь молоко, укрепляются кости и мышцы. Молоко надо пить, чтобы быть всегда красивой. Лучше растёшь, полезно для ума

Для нормального развития и укрепления нашего здоровья для людей разного возраста, требуется полноценный рацион питания. В котором,  достаточное кол-во жиров, белков, углеводов, минеральных солей, витаминов и других полезных веществ. Все эти вещества невидимы, но как только они попадают внутрь нашего организма, то каждый орган находит нужное вещество.

-Как же  доказать, что молоко полезно? И какие же полезные вещества есть в молоке, мы сейчас узнаем.

Приглашаю  в Эксперементальную лабораторию «Молокознайки»

Коровье молоко содержит более 20 витаминов и много микроэлементов! А без них человек просто не может жить. Из питательных веществ, которые есть в молоке, строятся кожа, мускулы, кости, зубы 

Молочный белок борется с вирусными инфекциями и , укрепляет иммунитет.

В молоке есть витамины (30) В2, А, С,  Д.

В молоке содержаться: кальций, фосфор, йод, магний и другие элементы.

В молоке есть вода.

В молоке есть жир – он обеспечивает организм энергией.

Опыт № 1 (демонстрационный)

Цель: Доказать, что в молоке есть кальций…

- Т.к.  кальций белого цвета, то попробуем его отделить от жидкости. Если молоко, пройдя через фильтр,  не потеряло цвет, то кальций входит в состав молока и при попадании в организм является строительным материалом для костей скелета, зубов, ногтей и волос.

Вывод: Пройдя через фильтр молоко не потеряло цвет, а окрашенная вода стала чистой…  Значит в состав молока входит кальций и является составляющей частью молока.

Опыт № 2 (демонстрационный)  «Есть ли жир в молочных продуктах».

Цель: Доказать содержание жира в молочных продуктах.

Жир служит источником энергии, важен для процесса роста и развития клеток мозга.

На листочек бумаги поместить продукт (молоко, сыр, масло, сливки) и сверху накрыть салфеткой, по размеру жирных пятен определить самый жирный продукт.

Вывод: Чем больше жира в молочном продукте, тем он полезнее.

Опыт №3: «Молочное волшебство»

В тарелку с молоком добавляется краска, затем берется ватная палочка, обмакивается в моющее средство для посуды и ставится в середину тарелки. Вы увидите взрыв красок.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Мыло, расщепляя жиры, вызывает в тарелке настоящую бурю. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко.

- Мы выполнили и задание Дяди Фёдора. Чем он порадует.

А здесь, какой-то рецепт «Вкусное превращение»

Мы налили в мисочку 4 ложки молока,

Добавили 1 ложку сахара и 2 ложки сметаны, все перемешали и поставили в холодильник.

Через 1 час молоко замерзло-стало мороженным. (раздаю рецепты)

Ребята вы такие молодцы! Так много знаете о животных, о молоке, молочных продуктах. Провели такие занимательные опыты. Спасибо вам большое! И для вас подарочки из Простоквашино (раздача подарков, прощание с детьми)

В:  Молоко — продукт полезный,
Кто бы что ни говорил.
Будем пить его и дальше,
И прибавим себе сил.

Литература

1. Г.Шаталова "Целебное питание" Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 2004.

2. И. Литвина «Три пользы».

3. «Молоко. Кулинарная энциклопедия».

4. А. Ликум «Все обо всем» Москва, компания «Ключ – С», 1996.

5.  Панфилова Н.Е. «Молоко и здоровье»

D:\всё для детсада ИРА\DSC_1293.jpg

D:\всё для детсада ИРА\DSC_1253 (2).jpg

        

D:\всё для детсада ИРА\DSC_1232 (2).jpgD:\всё для детсада ИРА\DSC_1293.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»

Конспект позновательно-исследовательской деятельности (РМП) в подготовительной к школе группе на тему «В поиске сокровищ»Автор: Петрова С.В., воспитатель группы компенсирующей направленности для детей...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ВОЛШЕБНОЕ ЗЕРКАЛО»

Программные задачи:Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.Развивать познавательные способности детей.О...

«Хлеб – всему голова» Интегрированная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Коррекционно-образовательные задачи:Уточнение представлений детей о разнообразии хлебобулочных и кондитерских изделий.Обучение анализу и умение делать простейшие умозаключения.Активизация знаний детей...

Изготовление бумаги в домашних условиях КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Количество детей:13 человекВозраст детей: 5-7 летВиды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.Интегрирование образовательных областей: &laqu...

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём».

Технологическая карта НОД по познавательно – исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Опыт проведём –электричество найдём»....

Конспект ОД познавательно – исследовательская деятельность с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Звезды и планеты».

К далёким планетамПути пролегли-По трассам ВселеннойЛетят корабли.По трассам ВселеннойВедут кораблиОтважные люди Земли....