Конспект НОД на тему: «Тянет неспроста в заповедные места»… Игра — путешествие «Парк - «Бажовские места»» (подготовительная группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Панкратова Ольга Владимировна

Цель:

Дать детям общее представление о заповедном месте родного края.

 

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края.

Формировать у детей представления о растительном и животном мире родного края.

Познакомить детей с уникальными заповедным местом Урала — парком «Бажовские места», с его обитателями  и растительным миром.

Развивать любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края.

Развивать словарный запас, активизировать речевое общение детей.

Воспитывать чувство гордости и восхищения красотой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_o_zapovednike_rodnogo_kraya_pankratova_o.v.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 364

Г. ЕКАТЕРИНБУРГ 620100 УЛ. ТВЕРИТИНА, 6 ТЕЛ. 254 81 43; mail: mdou364@list.ru

Конспект НОД

на тему:

«Тянет неспроста в заповедные места»…

Игра — путешествие

«Парк - «Бажовские места»»

(подготовительная группа)

Составила:

Панкратова Ольга Владимировна,

Воспитатель 1КК

Екатеринбург

 2016

Цель:

Дать детям общее представление о заповедном месте родного края.

Задачи:

Расширять представления детей о природе родного края.

Формировать у детей представления о растительном и животном мире родного края.

Познакомить детей с уникальными заповедным местом Урала — парком «Бажовские места», с его обитателями  и растительным миром.

Развивать любознательность и стремление изучать и сохранять природу нашего края.

Развивать словарный запас, активизировать речевое общение детей.

Воспитывать чувство гордости и восхищения красотой родного края.

Ожидаемые  результаты:

У детей развит познавательный интерес к природе Урала, заповедным местам родного края.

Материал: презентация со слайдами растений, животных и др., диск со звуками леса, карточки с изображением растений,  фото П.П.Бажова.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр, мольберт с магнитами, стол.

Предварительная работа:

Чтение стихов и рассказов о родном крае.

Просмотр мультфильмов и фильмов по сказам П.П.Бажова.

Прослушивание музыкальных произведений о родном крае.

Рассматривание иллюстраций, слайдов и фото животных и растений о природе родного края.

Ход НОД

Воспитатель:  Природа имеет важное  значение  в жизни каждого человека:  ведь кроме красоты и хорошего настроения, она дает человеку, без чего жить не возможно. А без чего именно, давайте ответим на вопросы.

1) Круглое, тёплое, жёлтое, живёт на небе? (солнце).

2) Чего ни в комнате, ни на улице не увидишь? (воздух)

3) Её пьют, её льют, всем она нужна. Что это?(вода)

4) Как называется одним словом: солнце, воздух, вода, растения, животные, насекомые? (природа).

Воспитатель: А что такое заповедник? (ответы детей)

Запове́дник - охраняемая природная территория.

Заповедное место - это где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, животные, уникальные участки природы, культурные ценности.

Воспитатель: На Урале, где мы живём, много природных заповедных мест и парков, которые находятся под охраной.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю  отправиться в путешествие по одному из наших заповедных мест Урала, которое называется «Бажовские места». Как Вы думаете, почему оно так называется? (ответы детей) 

Воспитатель: Природный парк "Бажовские места" назван так в честь знаменитого уральского писателя Павла Петровича Бажова. (слайд на экране - фото П.П.Бажова). Поскольку прошлое, настоящее и будущее Сысертского района связано с именем этого человека, любившего беззаветно свою родину, ее природу. Родина Бажова и родина самых поэтичных сказов - это весь Сысертский горный округ. Родители писателя жили в Сысерти, в Полевском и в Верхней Сысерти. Уже в детские годы писателю довелось много путешествовать по родному краю. Позднее, в юности и в зрелом возрасте. Он много раз бывал в этих местах, шел по знакомым с детства тропам, записывал народные предания, использовал путевые впечатления в своем творчестве. Образ родной ему Сысерти, Урала запечатлен во многих сказах, очерках и повестях. Картины уральской природы в сказах Бажова - то таинственно суровые, то одухотворенно прекрасные - сменяют одна другую. 

Воспитатель: Итак, отправляемся в наше путешествие. 

(Дети встают возле стульчиков и повторяют движения под музыку звуков леса)

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр.

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания - руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Слайд фотографии схемы парка «Бажовские места»

Воспитатель: А вот и парк «Бажовские места». И наша первая остановка в парке - «Растительная  поляна».

Как вы понимаете эту пословицу?

Родной край – и под елью рай. (ответы детей)

Воспитатель: Как и в любом парке, в парке «Бажовские места» есть много разных растений.

В лесах центральной части района произрастают редкие, исчезающие и красиво цветущие виды растений. Прежде всего, это представители семейства ятрышниковых: венерин башмачок (настоящий, крупноцветный, пятнистый), калипса луковичная, любка двулистная и др. (слайды - фото каждого растения)

В лесных массивах и прилегающих к ним лугах встречаются лекарственные растения. Такие как: алтей лекарственный. боярышник пятипестичный, василек синий, зверобой продырявленный, ромашка аптечная, пижма обыкновенная, шиповник иглистый,. А также донник лекарственный, душица обыкновенная, чабрец, лапчатка прямостоячая, буквица обыкновенная и многие др. (слайды - фото каждого лекарственного растения)

Среди представителей степной флоры здесь произрастают ковыль перистый, гвоздика иглолистная, василек сибирский, мордовник обыкновенный, овсяница овечья, дрок красильный и другие виды. (слайды - фото каждого  растения)

Воспитатель: Я сейчас вам буду загадывать загадки, а вы должны будете не только отгадать, но и найти картинку с  ответом.

(Воспитатель загадывает загадки, дети находят карточку - картинку с растениями  на столе)

1) На зеленой хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.(одуванчик)

2) Вырос во поле цветочек:

Сверху — синий огонечек,

Снизу — тонкий стебелек.

Что за цветик? (василек)

3) Цветики — корзинкой

С желтой серединкой,

Белая рубашка.

Хороша... (ромашка)

4) Выросли звоночки в ряд,

Жалко только — не звенят.

Синие бутончики —

Это... (колокольчики)

6) Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а без волос. (береза)

Наша белоствольная красавица - берёзка нравится всем. Это дерево - символ нашей Родины. (На экране слайд с изображением берёзы)

Воспитатель:  Давайте вспомним стихотворение А.Прокофьева «Люблю берёзку русскую» и вместе его прочитаем.

(Дети вместе с воспитателем хором читают стихотворение)

Люблю берёзку русскую

То светлую, то грустную,

В белом сарафанчике

С платочками в карманчиках,

С красивыми застёжками,

С зелёными серёжками.

Воспитатель: Мы снова отправляемся в путь.

(Дети встают возле стульчиков и повторяют движения под музыку за воспитателем)

Мишка вылез из берлоги

Огляделся на пороге (повороты в лево и вправо)

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил (вращение головой)

Наклонился назад, вперед (наклоны туловища)

Вот он по лесу идет (ходьба)

Мишка гири  поднимает (имитирующие  упражнение «поднимает гири»).

Воспитатель: Вот и наша вторая остановка в парке и называется она  «Лесные обитатели». 

Различные виды животных расселяются в местах их обитания там, где есть пища, то есть возможность существования и разведения потомства.

Давайте узнаем, какие животные и птицы обитают в «Бажовских местах». На экране будет появляться изображение животного, которое обитает в парке, а вы будете называть его.

(показ слайдов с изображениями животных)

Воспитатель: В парке есть копытные. (слайд) Это … (ответы детей: косуля, кабан  и лось). 

(слайд) Хищные животные... (ответы детей: бурый медведь, волк, лиса, рысь, куница, лесной хорёк и норка).

(слайд) Из других видов обитают ... (ответы детей: заяц-беляк, белка обыкновенная, бобр, еж обыкновенный, землеройка). 

(слайд) Среди птиц встречаются певчие... (ответы детей: свиристель, иволга, соловей, снегирь и синица)

(слайд) На ветвях деревьев можно часто увидеть и услышать … (ответ детей:  дятлов (трехпалый и черный), филина, кукушку)

Воспитатель: Известны места гнездований орла-могильника, орлана-беркута, орлана-белохвоста. К промысловым птицам отнесены - глухарь, тетерев и рябчик, количество которых резко сократилось. К водоплавающим относятся утки разных пород: кряква, серая, чирки. Они населяют водоемы. Среди болот обитают серые журавли. В водохранилищах, озерах и реках описываемой территории обитают широко распространенные на Урале виды рыб, которые обычно не представляют собой промысловой ценности. Это щука, окунь, лещ, чебак, ерш, и др, всего 10-14 видов.

Воспитатель: Мы снова отправляемся в путь.

(Дети встают возле стульчиков и повторяют движения под музыку за воспитателем)

Воспитатель: А вот  ребята  наша и последняя остановка, а называется она «Водная».

Воспитатель: В парке "Бажовские места" - находятся реки, водохранилища, озера, болота, подземные воды и пруды. Четыре болота: Багарякское, Глубочинское, Лезгинское и Чистое - объявлены памятниками природы, то есть взяты под охрану. На территории Природного парка находится большое количество водоемов, каждый из которых имеет свою историю, такие как: Озеро Тальков камень, озеро Большое Щучье, озеро Малое, озеро Карасье, озеро Багаряк, Верхнесысертский пруд, пруд Хрустальный.

На территории парка большое количество уникальных объектов истории природы и культуры, среди них: (показ фото на слайдах)

- Скала и озеро "Тальков камень"

- Скалы "Марков камень"
- Развалины старинного железоделательного завода
- Старинный канал "Черновской"
- Хрустальные копи
- Хребет Березовый увал
- Гора "Иванушкина"
- Пруд Хрустальный (корабельные сосны)
- Старинные карьеры по добыче железной руды
- Карьеры"Мочаловские разрезы"
- Скалы "Веселый мыс, "Храпы"
- Озеро "Большое Щучье"
и много других интересных мест

Воспитатель: Но я хочу вам показать одно из красивейших мест парка «Бажовские места» - «Тальков камень». Посмотрите внимательно на изображение (показ слайда) «Тальков камня» сфотографированного с птичъего полёта сверху. Что оно напоминает? (ответ детей: сердце)

Воспитатель: Ну вот и подошло к концу наше путешествие по одному из заповедных мест Урала - «парку «Бажовские места»».

Что нового вы узнали? Что находиться на территории парка? Что вам понравилось?

Молодцы, ребята! Действительно природа нашего края красива и многообразна, но она беззащитна перед человеком.

Воспитатель:

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

 «Наш девиз –любить и охранять природу нашего заповедного края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательного занятия на тему "Детективное агентство" с испльзованием элементов ТРИЗ и РТВ для детей подготовительной группы

Конспект  познавательного занятия для детей подготовительной группыс использованием методов и приемов ТРИЗ и РТВ....

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт»

Конспект образовательной деятельности по формированию грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с ОНР по лексической теме «Транспорт» разработан с ...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе. Тема: "Космическое путешествие".

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим и формированию графо-моторных навыков в подготовительной группе " Космическое путешествие"...

Конспект коррекционного занятия по развитию зрительного восприятия формы для детей с нарушениями зрения подготовительной группы по теме «В волшебной стране Геометрии»

Это конспект коррекционного занятия для детей старшего возраста с нарушением зрения по развитию зрительного восприятия формы. В процессе занятия дети закрепляют знания о знакомых геометрических фигура...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения (подготовительная группа). Тема: «Заваривание чая».

Социализация дошкольников с нарушением зрения направлена на формирование у них знаний, умений, навыков, являющихся прочной основой дальнейшей успешности в школе, интеграции в мир нормально видящих люд...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированного типа по социализации и развитию речи для детей подготовительной группы. На тему «Смело в школу мы пойдём».

Цель: формирование у детей желания  учиться в школе.Задачи:-  обучение установке на преодоление школьных трудностей «Я все смогу».         - форм...