НОД с детьми старшей группы "ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАСОВУЮ МАСТЕРСКУЮ"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Миронова Татьяна Алексеевна

Собрав знания на каждом этапе - практическом задании, ребёнок получит представлении о многообразии часов, их назначении, практическую пользу. Познакомится с профессией часовщика. Узнает о истории и фунчцианировании часов - курантов. Активное участие позволит сформитровать у ребёнка устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельность, обращаться за знаниями к взрослым, информационным источникам.  

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chasy_zanyatie_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО  ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЧАСОВУЮ МАСТЕРСКУЮ»

Система знаний о предмете  - часы

Цель:

Учить обобщать ранее полученные знания о  часах. Дать представление о часах, как системе знаний. Упражнять в умении обобщать предметы по предложенному признаку. Учить звук часов соотносить с соответствующим изображением часов. Донести к пониманию детей основное назначение часов – отсчитывать время.  Познакомить с профессией часовщика, его уникальностью делать часы, тем самым заботиться о других людях.

Развивать умение пользоваться полученными ранее знаниями, высказываться по теме занятия, развёрнуто.  

Закрепить представление о многообразии часов, широком спектре их использования человеком.  Прививать устойчивый интерес к самостоятельной поисковой деятельность, обращаться за знаниями к взрослым, информационным источникам.  Представить ребёнку возможность проявить полученные знания о часах, почувствовать собственную значимость. Пополнить знания детей о часах, знаниями о курантах.

Воспитывать уважительное отношение к человеку труда, к результату его труда.  Работать над сплоченностью детского коллектива.  

Работа, предшествующая занятию, вне группы.

Мотивация на совместную деятельность.

В.  Скажите, ребята,  вы любите узнавать новое? Кто любит? Все любите? Я помогу вам сегодня узнать, что то новое, но что, пока секрет.  Я  говорила, что хочу вас сегодня куда-то пригласить? В группе много гостей, они хотят посмотреть, сколько вы знаете. Сколько? Столько (мало руками) или вот столько (много руками). Покажите все знания, что у вас накопились. Приглашаю детей старшей группы зайти в группу и встать в круг.  

Ход: Сегодня, ребята,    - я ваш гость. Мне очень хотелось бы вас удивить и сделать так, чтобы наша встреча запомнилась. Но сначала предлагаю вам поиграть!

Прямо встаньте, развернитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернитесь,

М друг другу улыбнитесь.

В. . Молодцы! Задам вам вопрос, на который ответят только старшие дети. Кто такой умелый человек? Каких  умелых людей вы знаете! (шутя) с чего вы взяли, что это умелые люди?

Молодцы! А теперь слушайте – задам вам вопрос , на который ответят только старшие дети. Кто такой умелый человек? Каких  умелых людей вы знаете!  (немного шутки, например, повар - умелый, потому  что умеет шить, да?)

Так,  вот  у меня есть  книга про умелых людей (рассматривают). Оказывается, чтобы быть, например, водителем, нужно не только уметь водить машину и знать правила, но и ЗНАТЬ  ВСЕ- ВСЕ  О  МАШИНЕ.  Вот повар  - не только как готовить по порядку, но и должен знать все-все о продуктах …. и т.п.

 

Д. отвечают полилогом.

В. Много умелых людей назвали. А вот, не заполненная страничка. Только фотография умелого человека, интересно, что это за умелый человек? Кто сможет назвать этого мастера?

Д.

В. Сейчас прочитаю – часовщик.

Д. КТО ТАКОЙ ЧАСОВЩИК? ( Чем занимается часовщик) О чем должен знать часовщик? (ВСЕ-ВСЕ О ЧАСАХ)

А мы сможем сейчас заполнить эту страницу? Кто сможет . кто сомневается ? Вы же много знаете!

Для того чтобы заполнить эту страницу, предлагаю вам собрать знания о часах вот в этот мешочек. А для этого мы отправимся в часовую мастерскую.

Вы станете  учениками мастера. Я буду руководителем вашей практики. А запомнить нам все помогут камешки. Если узнаем новое – положим камешек в мешочек, сейчас он пустой и лёгкий.

Включается тиканье часов.

1 зал.

Первый зал – это приемная! Как вы думаете, что находиться за этой ширмой? (ответы, пошути) Правильно. Сюда люди приносят часы.

Слушайте, ученики, задание: нужно взять часы,  внимательно рассмотреть, обследовать часы. И определить, все ли они одинаковые.

У всех часов есть цифры, у кого из пластмассы часы, у кого есть репейки для завода, место для батарейки. А какой формы циферблат?

А сейчас, внимательные старшие дети, найдите пару своим часам. Подойдите к тому, у кого часы чем- то похожи на ваши часы.

Дети выполняют.

Анализ работы детей: Чем похожи ваши часы?

Повторяет, поддерживает верные детские ответы: часы разные по цвету, отличаются по размеру, форме, цвету корпуса, стеклом закрыт циферблат. ЧАСЫ ВСЕ РАЗНЫЕ, У них разный внешний вид (корпус), они  ВЫПОЛНЕНЫ ИЗ РАЗНОГО МАТЕРИАЛА. (Размер,  материал: пластмасса, железо; форма, цвет, Циферблат разный, стрелочки разные)

Кладёт камушек: часы разные по внешнему признаки.

2 зал

Идем дальше. При часовой мастерской есть магазин, где продают много разных часов. (делая жест рукой, указывая на разложенные картинки).

 Вам, ученики часовщика,  задание: нужно правильно  расставить часы витрине

Здесь (кладёт символы) будут, лежат часы наручные, здесь часы настольные, здесь те,  которые крепят на стену.

Каждый из вас возьмет две карточки с часами, и разложит их на нужные полки. Готовы.

Игра «Разложи картинки»

В. Проверим, правильно расставили. (если правильно – хлопаем)

Итак. Что мы узнали о часах в магазине? (слушаешь)

Вывод: часы  разные (отличаются друг от друга)  по расположению (и размещаются в разных местах) 

 

В. Пройдём в третью комнату - дизайнерский отдел.( он на втором этаже, там ступеньки высоки , выше ноги поднимайте!)

Готовы к работе, ученики!

Люди заказали часы такие, какие им удобны, и теперь   пора раздать готовые часы.

Это квитанция, на ней указано кто из людей какие часы себе заказал. Задание: Возьмите каждый квитанцию, карандаш,  изучите, и проведете линию от человека к подходящим ему  часам.

Найдите себе  удобное место для работы .

Кто раздал часы, подойдите к нашим гостям и расскажите, почему вы отдали заказчику  именно эти часы.

В:  (зовет к себе). Давайте  рассуждать:  что мы узнали о часах? (говорят).

Часы для женщин называются….женскими.

Вывод: Оказывается,  часы имеют разный вид в зависимости от того, кто их носит? ( держи камешек)

Кстати! И есть еще много видов часов, о которых вы узнаете в будущем!

В. Положите квитанции на стол, я тоже приготовила для вас часы, предлагаю поиграть в игру «будильник»

Звенит будильник как трамвай

Он позовёт меня – вставай

Открою левый глаз, другой

И потянемся с тобой.

Так- так, тик- так (наклоны головы)

Вот-так, вот-так. (шаги на месте)

.

Заглянем на минуту на рабочее место часовщика!  что увидели, запомните, загните пальчик. Потом расскажите.  У ЧАСОВ ЕСТЬ МЕХАНИЗМ

В. Это комната отдыха, здесь часовщики могут отдохнуть, и мы отдохнем и поговорим. Скажи, как вы думаете, мы все узнали о часах?  (показывать мешочек, ответы)

Хотите, расскажу, что я знаю?

Самые известные часы в России, это куранты на Спасской башне кремля в Москве. (УСТАНАВЛИВАЕТ КАРТИНКУ) Курантами называют большие часы с мелодией. Впервые часы на Спасской башне появились 650 лет назад. Часы со временем приходили в негодность, разрушались, заменялись. Это уже 5 куранты. Всегда при курантах был часовых дел мастер. Он следил за исправностью работы часов, заводил их руками. За работы платили золотом и выдавали деньги специально на одежду, дабы он не мёрз и мог исправно следить за работой курантов. Работа считалась почётной. И того, кого принимали часовщиком, брали расписку, что он не будет драться, даже пускать на постой гостей чужой страны, место установлены часы, беречь от разорения.

Сейчас куранты заводятся с помощью 3 мощных моторов. Часовщиками работают сотрудники Московского института исследований природы времени и часовой промышленности. Механизм курантов огромный, занимает 3 этажа башни. Величину цифр на циферблате вы сможете понять, если посмотрите друг на друга от плеча до пятки. Длина часовой – длинной стрелки, от пола до потолка нашей группы. Часовщики следят, чтобы часы не отставали. Ежедневно осматривают систему тросов и валов, каждую шестерёнку часового механизма, а 2 раза в неделя смазывают специальной смазкой. Она позволяет работать курантам в самый великий мороз. На башне размещено 11 колоколов, каждый час отмечается ударом колокола, а 8 раза в сутки исполняют музыку, которая слышна далеко.  

В. А скажите, пожалуйста, любопытные, любознательные дети старшей группы, а умеют ли разговаривать часы, есть ли у них голос? (заводит как бы между прочем будильник, будильник звенит, привлекая внимание детей)

Д.

В. Я знаю, что часовых дел мастера приготовили для нас сюрприз. Сможете ли вы узнать, каким часам принадлежит этот голос.

включается аудиозапись – куранты, часы с кукушкой, дети угадывают.

В. какие знания мы ПОЛУЧИЛИ в  комнате отдыха?

Воспитатель обобщает ответы детей

Вывод: часы имеют свой голос и издают звуки

Часы работают с помощью разных механизмов (из самостоятельной поисковой деятельности на рабочем месте часовщика, с пальчика)

Рабочий день часовой мастерской подошёл к концу, и я, как руководитель практики, отведу вас в группу.

переезд:   Бьют часы на башне тик-так, тик-так.

А стенные поживее тики-таки, тики-так

А карманные спешат тики-таки, тики-таки, тики-таки, так.  

Пора заняться нашей книгой.. (устанавливает книгу с незаполненной страницей) будем заполнять страницу. На какой вопрос мы отвечаем?

- о чём должен знать часовщик                    о часах 

- знать о внешних признаках  ( часы разные по внешнему виду)                                

- знать о размещении в пространстве

- знать о том, кто и какие  носит часы

- у часов есть голос ( часы звучат)

- знать, что часы разные по механизму действия

А сейчас  самое важное: Кто пользуется часами? Для кого часовщик часы создает и ремонтирует?  ( Для человека)

Для чего человеку часы? (отсчитывать время)

В. Молодцы! Много знаний собрали!

Можно сказать, что теперь точно всё знаем о часах ? Где вы сможете собрать недостающие знания? К кому обратитесь за помощью?

А я хочу вам оставить в группе вот такой альбом о часах? Вы его рассмотрите! и может быть еще узнаете что – то новое!

Спасибо вам за встречу.  Рада, что познакомилась с любознательными, умными детьми, которое меня порадовали  своими знаниями о часах. Надеюсь, мне удалось вас удивить. Наша встреча  подошла к концу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект средней продолжительности с детьми старшей коррекционной группы. Тема: «МАСТЕРСКАЯ ПРИРОДЫ»

При осуществлениии проекта использовалась литература: О.М.Масленникова, А.А.Фелипенко-"Экологические проекты в детском саду""Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в ...

Организованная образовательная деятельность по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «Часовая мастерская»

Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах....

ООД "Часовая мастерская"

Цель: Расширить представление детей об окружающем мире; о приборах измеряющих время- часах.Задачи:1.Познакомить детей с историей часов.2.Вызвать интерес к понятию «время».3.Рассказать детям о том, что...

«Волшебная мастерская». Программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Цели и задачи программы: •Развивать креативность, художественно-творческие способности каждого ребенка;•Формировать яркие положительные эмоции в процессе восприятия произведений  изобразител...

Конспект занятия ФЭМП Часовая мастерская

Конспект занятия ФЭМП Часовая мастерская...