Экологическая тропинка
статья по окружающему миру на тему

Денисова Валентина Александровна

Как создать на территории сада экологическую тропинку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekol.tropinka.docx15.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов.

Экологическая тропинка на территории детского сада.

 Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, помните о том, что экологическая тропинка – это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Создать экологическую тропинку можно на территории любого учреждения, причем без особых дополнительных затрат. Такой подход подразумевает, что в состав видовых точек экологической тропинки вы включаете те объекты, которые есть на вашей территории. В дальнейшем, когда появится возможность, можно дополнить тропинку новыми точками.

В качестве видовых точек прежде всего выберите деревья, кустарники разных пород, разного возраста, причудливой формы. Хорошо, если вы обнаружите на своей территории участок, на котором рядом растут деревья, кустарник, травы и мхи. На их примере можно наглядно показать отличия разных жизненных форм растений. Старый пень, покрытый мхами, лишайниками и грибами, также послужит отличным объектом для наблюдения по темам «Почва» (круговорот веществ), «Растения». Так, многие детские сады проводят наблюдения за пнем (рассматривают его поверхность при помощи луп) после чтения и обсуждения сказки Н.А.Рыжовой «Как медведь пень потерял». Такие же наблюдения можно организовать и на примере старого поваленного дерева, особенно если оно расположено в затененном месте. Под бревном найдут прибежище многие насекомые, улитки. Если это безопасно, оставьте на территории детского сада хотя бы одно засохшее дерево (можно спилить некоторые его части). Очень часто на таком дереве через некоторое время появится молодая поросль. Кроме того, не нем удобно размешать кормушки.

Если ваш участок довольно большой, можно воссоздать фрагменты разных естественных растительных сообществ, характерных прежде всего для вашей местности (леса, луга).Это может познакомить  детей с представителями местной флоры , фауны и экосистемами леса , луга . Чем больше и разнообразие растений на тропе, там больше и разнообразие животных (в основном беспозвоночных), так как животные связаны с определенными растениями, условиями питания и проживания.

При возможности необходимо создать небольшой водоем с водными растениями и животными. Это даст положительный эффект и познавательной и с эстетической точки зрения.

На тропинке должны быть небольшие возвышения, что разнообразит условия произрастания растений позволяет организовать интересные наблюдения за снежным покровом, дождевыми осадками. Отдельные большие камни также украсят вашу тропу и в то же время послужат убежищем для многих животных, особенно насекомых улиток, может быть ящериц. Традиционно дошкольное учреждение выделяют участки для посадки лекарственных растений. По возможности создайте условия для выращивания растений ,подлежащих охране в вашей местности и на территории страны . Тем самым вы как бы оформите «Живую Красную книгу». В состав растений тропы могут войти растения –часы и растения –барометры (клумба «цветочные часы», Цветочные барометры).

Красиво цветущие растения нужно подобрать таким образом, чтобы в течении года одни цветы сменяли другие, то есть создать сад (клумбу) непрерывного цветения». Если на участке уже существует небольшая группа сорных растений, не нужно ее уничтожать: она также войдет в состав тропы как одна из видных точек. На примере сорных видов можно объяснить многие биологические особенности растений. Влияние человека на растительные сообщества. С это целью на тропинке могут быть оставлены небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с мало нарушенными, вы наглядно покажите детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания.

Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, однако вполне вероятно, что на площадке сада вы обнаружите незаметный муравейник, расположенный непосредственно в почве. Его можно найти по небольшим отверстиям и снующим рядом муравьям и обозначить как видовую точку. Интересными для наблюдений и практических действий объектами являются и места скопления норок дождевых червей,  холмики земли, вырытой кротами, гнезда ворон или других птиц.

В состав экологической тропинки может быть включена и лаборатория на территории ДОУ.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Прогулка по экологической тропе в старшей группе «ПО ЗАСНЕЖЕННЫМ ТРОПИНКАМ»

Конспект занятия. От цели и задач к подробному описанию прогулки....