Информационно–познавательный проект «Чем славится край Воронежский»
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином отечества, появилось чувство ответственности за наше общее будущее, недостаточно только учебных занятий, нужна также система игровой деятельности и воспитательной работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей и родителей. Наш проект – это попытка движения от воспитания простых чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою малую Родину, являющуюся частью нашей великой России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt_voronezhskiy_kray.docx75.26 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – познавательный проект

«Чем славится край Воронежский»

C:\Users\User\Desktop\4758.jpg

   

Выполнила:

                                   воспитатель Курбанова О.П.

Люблю донские берега –
Сторонушку родную!
В жаре, в дождях или снегах –
Люблю её любую!
Мне никогда не променять
Воронежского края:
Есть в нём святая благодать,
Я сердцем это знаю!

(О. Ширяева)

Актуальность проблемы: гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы. Чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину, свой народ, гордиться его прошлым и настоящим. Для того, чтобы у наших детей появилось желание ощущать себя гражданином отечества, появилось чувство ответственности за наше общее будущее, недостаточно только учебных занятий, нужна также система игровой деятельности и воспитательной работы, основанная на сотрудничестве педагогов, детей и родителей. Наш проект – это попытка движения от воспитания простых чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье, к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою малую Родину, являющуюся частью нашей великой России.

Проблемный вопрос: как знакомство детей с историей, культурой, народными традициями, фольклором и природой родного края помогает воспитывать в них патриотизм, способность ощущать духовную связь со своим народом?

Вид проекта: групповой, краткосрочный, информационно-познавательный

Продолжительность проекта: 2 недели

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели

Цель проекта: воспитание любви к родному краю, интереса к его истории, достопримечательностям, к людям, прославлявшим Воронежский край на разных исторических этапах.

Задачи проекта 

  • Образовательные:
  1. Формировать представления детей о родном крае, о его прошлом и настоящем.
  2. Познакомить с народными традициями, художественными промыслами, с историей строительства города, с его военной историей и культурой Воронежской области.
  3. Закрепить знания детей о достопримечательностях города Воронежа, об улицах родного поселка, об особенностях природы черноземного края.
  • Развивающие:
  1. Развивать связную речь, обогащать словарный запас детей, вводя в их лексикон историзмы, имена собственные – названия географических объектов, развивать у детей временные представления.
  2. Продолжать работу над развитием познавательных способностей детей, навыков исследовательской деятельности.
  3. Формировать коммуникативные навыки, развивать творческие способности.
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать чувство гордости за родной край, за его славную историю, достижения воронежцев в разных областях.
  2. Формировать способности, видеть красоту родной природы, родного города.
  3. Способствовать формированию у детей чувства уважения к людям, прославляющим Воронеж.

Продукт проекта: презентация «Этот город – самый лучший город на Земле»

Предполагаемые итоги реализации проекта

  1. Дети получают знания об истории возникновения города Воронежа, о зарождении российского флота, о том, как строился Воронеж и воевал.
  2. Происходит знакомство детей с символикой города Воронежа, с основными достопримечательностями города и области.
  3. Дети получают представление о своеобразии устного народного творчества Воронежского края, о народно-прикладном творчестве, о достижениях воронежцев в мире искусства.
  4. Расширяется представление детей о флоре и фауне Воронежской области.
  5. Обобщаются и систематизируются знания детей о родном поселке и его истории.

Возможные риски:

  1. Со стороны детей – недостаточно осознанное восприятие обучающего материала, его сложность и обширность.
  2. Нежелание родителей участвовать в запланированных мероприятиях, в изготовлении поделок, в подборе материалов для проведения презентации.

Схема реализации проекта

1 день        «Когда и как появился наш город?»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа: «Что я знаю о Воронеже?»

Восстановить в памяти детей полученные ранее знания о родном городе, создать положительный эмоциональный настрой перед началом работы по реализации проекта

Воспитатели, дети

Познание

Интегрированное занятие «Когда и как появился наш город?»

Познакомить детей с тем, когда появились первые упоминания о Воронеже, об исторических условиях возникновения города-крепости

Чтение художественной литературы

Стихотворение А.Дегтярева «Рожден во славу ты Петра»

Обсудить, как в стихотворении описана эпоха строительства древнего города

Познание

Д/и «Собери герб Воронежа из фрагментов»

Развивать внимание, память, закреплять знания о символике родного города

Музыка

Народные песни в исполнении Воронежского академического русского народного хора

Формировать способность к восприятию народного музыкального искусства

Познание, Коммуникация

Рассматривание и обсуждение фотоальбома «Воронеж старинный и современный»

Закреплять знания детей о старейших достопримечательностях Воронежа, формировать интерес к его прошлому

Художественное творчество

Рисование «Наш древний город»

Развивать творческое воображение, навыки рисования построек, пейзажей, формировать композиционные умения

2 день        «Воронеж – колыбель русского флота»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Рассматривание и обсуждение иллюстраций по теме: «Первые русские корабли?»

Обсудить, чем отличаются старинные корабли от современных, развивать внимание, обогащать словарный запас детей

       Воспитатели,

              дети                          Родители,              Воспитатели, дети

                                                   дети                  

Познание

Занятие: «Почему Российский военный флот зародился именно в Воронеже?»

Познакомить детей с тем, каковы были предпосылки строительства первых военных кораблей именно в Воронеже с точки зрения истории и географии, формировать интерес к историческому прошлому родного края

Чтение художественной литературы

Стихотворение А.Дегтярева «Воронеж – колыбель русского флота»

Учить запоминать содержание стихотворений, определять его тему, оценивать эмоциональность и выразительность

Познавательно-исследовательская деятельность

Конструирование «Первые русские корабли»

Учить детей создавать макеты кораблей, используя подручные материалы, расширять представления детей о строении парусников

Физкультура, здоровье

Пальчиковая гимнастика «Солнышко встало, утречко настало»

Закреплять умение действовать в соответствии с текстом

Социализация

Сюжетно-ролевая игра «Экскурсия в музей»

Развивать творческие способности, память, воспитывать самостоятельность в организации игры и подборе атрибутов для нее, закреплять знания о музеях Воронежа

Художественное творчество

Матросский танец «Яблочко»

Развивать творческие способности детей, формировать положительный эмоциональный настрой

3 день                «Какими были наши предки?»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа «Какими были наши предки?»

Продолжать развивать речевую активность, внимание, память, воображение

Воспитатели,

дети

Познание

Занятие «Народный костюм Воронежской губернии»

Познакомить детей с деталями народного костюма, с традицией выбора цвета и украшений

Познание, Коммуникация

Просмотр видеопрезентации «Народно-прикладное искусство Воронежского края

Познакомить детей с тем, какие направления народно-прикладного творчества использовались в разных районах Воронежской области

Родители,

дети

Работа с родителями

Организация выставки старинной посуды, сувениров, предметов для убранства дома

Расширять представления детей о разнообразии традиций изготовления и украшения изделий народных мастеров

Физкультура, здоровье

Русская народная игра «Как у деда Ермолая»

Продолжать знакомить детей с народными играми, закреплять умение действовать в игре в соответствии с текстом

Воспитатели,

дети

Художественное творчество, труд

Плетение опояска

Закреплять знания детей о деталях народного костюма, развивать фантазию, навыки плетения, композиционные умения

Познание, чтение художественной литературы

Народная песня «Она шила, красна девица», словарная работа

Формировать умение эмоционально воспринимать народную поэзию, знакомить детей со старинными названиями тканей, предметов женской одежды

4 день        «Как появилась воронежская матрешка?»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа «Люблю матрешку русскую»

Обсудить, почему кукла матрешка – самый любимый русский сувенир

Воспитатели,

дети

Познание

Занятие «Кто создал воронежскую матрешку и в чем ее своеобразие?»

Познакомить детей с автором воронежской матрешки Е.Матвеевой, обратить внимание на то, чем воронежская матрешка отличается от матрешек, созданных в других уголках России

Художественное творчество

Рисование «Костюм для матрешки»

Закрепить представление детей о том, из каких деталей состоит женский народный костюм Воронежской области, какие использовались цвета и узоры для его украшения

Чтение художественной литературы

Конкурс стихотворений о матрешке

Воспитывать любовь к поэтическому слову, формировать положительный эмоциональный настрой, развивать внимание, память, интонационную выразительность

Родители,

дети

Физкультура, здоровье

Русская народная игра «Мой платочек голубой»

Развивать двигательную активность, воспитывать дружеские взаимоотношения

Воспитатели, дети

Художественное творчество

Танец «Русские матрешечки»

Развивать творческие способности, совершенствовать умение эмоционально передавать образ в танце

Муз.руководитель, воспитатели, дети

Социализация

С/р игра «Магазин «сувениры»

Развивать творческие способности, умение действовать в игре согласно выбранной роли, закреплять знания об изделиях воронежских мастеров

Воспитатели, дети

5 день         «Герб Воронежа и его основные достопримечательности»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Рассматривание и обсуждение фотостенда «Славный город Воронеж»

Обогащать представления детей о символике города Воронежа и продолжать знакомить с его достопримечательностями

Воспитатели,

дети

Познание

Герб Воронежа и его основные достопримечательности

Познакомить детей со смысл-овым содержанием герба го-рода, рассказать о наиболее известных достопримечатель-ностях Воронежа, воспитывать интерес к истории города – центра черноземного края

Познание Коммуникация

Д/и «Закончи предложение». Составление описательного рассказа «Любимые уголки моего города»

Развивать грамматический строй речи, обогащать словар-ный запас детей, закреплять их представления о различных достопримечательностях Воронежа

Физкультура

Здоровье

Подвижная игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Развивать творческие способности, пластику движений, внимание, память

Чтение художественной литературы

Чтение стихотворе-ний воронежских поэтов, которым в центре города уста-новлены памятники: А.Кольцова, И.Ники-тина, И.Бунина

Воспитывать любовь к поэзии, формировать интерес к тому, как изображена родная природа в произведениях воронежских поэтов

Художественное творчество

Лепка «Самый известный котенок из Воронежа»

Вызвать у детей интерес к изображению героя любимого мультфильма, закреплять умение лепить фигуру животного, формировать положительный эмоциональный настрой

Социализация

С/р игра «В театре»

Обогащать представления детей о том, какие театры есть в нашем городе, развивать творческое воображение, напомнить детям о правилах поведения в театре

6 день         «Литературное прошлое и настоящее нашего города»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Познание

Коммуникация

Рассматривание и обсуждение фотоальбома «Известные литературные деятели Воронежа»: А.Кольцов, И.Никитин, И.Бунин, С.Маршак и др.

Продолжить знакомить детей с именами известных воронежских поэтов и писателей, воспитывать интерес к литературе

Воспитатели,

дети

Познание

Чтение художественной литературы

Занятие

Стихотворение И.Никитина «Полюбуйся, весна наступает»

Продолжать знакомить детей с творчеством И.Никитина, воспитывать любовь к поэзии, отмечать, какие средства выразительности используются в стихотворении

Коммуникация

Д/и «Подбери рифму»

Расширять представления детей о секретах стихосложения, упражнять в подборе рифмующихся слов

Физкультура

Здоровье

Русская народная подвижная игра «Ключи»

Развивать внимание, быстроту, умение произносить текст с нужной информацией, передавая характер исполняемой роли

Музыка

Прослушивание песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова «Песня о Воронеже»

Знакомить детей с произведениями разных жанров, в которых воспевается Воронеж, воспитывать чувство гордости за родной город

Художественное творчество

Рисование по мотивам стихотворения И.Бунина «Бушует полая вода»

Развивать навыки рисования весеннего пейзажа, умение планировать этапы работы, находить цветовое и композиционное решение рисунка

7 день         «Природа Воронежского края»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа «Что мы знаем о природе средней полосы России»

Обсудить, какие животные обитают в нашем регионе, где их можно увидеть, каковы особенности растительного мира, почему нужно бережно относиться к природным ресурсам

Воспитатели,

дети

Познание

Занятие «Воронежский государственный биосферный заповедник»

Познакомить детей с историей создания, функциями заповедника, расширить представления о том, какие виды животных и растений находятся под охраной в Воронежской области

Художественное творчество

Рисование «Животные наших лесов»

Закрепить умение рисовать животных конструктивным способом, воспитывать любовь к природе родного края, желание беречь ее

Работа с родителями

Экскурсия в лес, находящийся рядом с территорией ДОУ

Провести наблюдения за тем, какие деревья растут в лесу, какие обитают птицы и животные, вспомнить и обсудить, чем отличается хвойный лес от смешанного

Воспитатели, родители, дети

Познание

Д/и «Охотник»

Закрепить умение, классифицировать названия растений, животных, птиц, рыб, развивать внимание, память, обогащать словарный запас детей

Воспитатели,

дети

Чтение художественной литературы

Сказка К.Ушинского «Слепая лошадь»

Знакомить детей с жанром литературной сказки, воспитывать чувство сострадания к животным, желание заботиться о них

8 день         «Воронеж спортивный»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа «Мы должны дружить со спортом»

Обсудить, почему следует заниматься физкультурой и спортом, как спорт улучшает здоровье и укрепляет силу духа

Воспитатели,

дети

Познание

Занятие «Самые известные воронежские спортсмены разных лет»

Познакомить детей с именами прославленных воронежских спортсменов, рассказать о видах спорта, которые наиболее популярны в нашем городе, о спортивных сооружениях в городе и в поселке

Работа с родителями

Оформление фотовыставки «Как мы встречали олимпийский огонь»

Вспомнить и обсудить, как проходила эстафета олимпийского огня в Воронеже, почему это вызвало большой интерес у жителей города

Воспитатели, родители, дети

Физкультура

Здоровье

Подвижная игра-эстафета «Юные олимпийцы»

Развивать интерес к спорту, к спортивным соревнованиям, воспитывать дружеские взаимоотношения, чувства ответственности за успех команды

Воспитатели,

дети

Познание

Рассматривание и обсуждение фотографий в папке-передвижке «Их достижения в спорте прославили родной город»

Формировать интерес к людям, добившимся больших успехов в спорте, развивать связную речь, коммуникативные навыки

Коммуникация

Познание

Д/и «Для чего нужен этот предмет»

Развивать внимание, память, закреплять знания детей о различных видах спорта

9 день         «Воронеж – город воинской славы»

Образовательная область

Виды деятельности

Задачи

Участники проекта

Коммуникация

Беседа «Какие улицы поселка Придонской названы в честь героев войны?»

Обобщать знания детей о родном поселке, закрепить название улиц, воспитывать интерес к судьбе героев – защитников Отечества

Воспитатели,

дети

Познание

Коммуникация

Просмотр и обсуждение видео-презентации «Воро-неж военный». Рассматривание и обсуждение иллюст-раций и фотографий из альбома «Ратная слава»

Расширять представления детей о том, как проходили военные действия в Воронеже, какие памятники героям установлены в городе

Работа с родителями

Организация выставки семейных фотографий «День Победы – главный праздник в нашей семье»

Активизировать совместную деятельность детей и родителей, воспитывать интерес детей к судьбе людей старшего поколения

Воспитатели,

родители,

дети

Познание

Д/и «Военные профессии»

Закреплять знания детей о разнообразии военных профессий, воспитывать уважение к защитникам Родины

Воспитатели,

дети

Музыка

Прослушивание песни Д.Тухманова «День Победы»

Продолжать знакомить детей с музыкальными произведениями о войне, в которых воспевается величие нашей победы

Художественное творчество

Рисование «Праздничный салют над Воронежем»

Закрепить умение создавать изображение способом «наложения», формировать у детей положительный эмоциональный настрой

Чтение художественной литературы

Стихотворение О.Ширяевой «Защитникам города Воронежа»

Учить эмоционально воспринимать образное содержание и идею стихотворения, понимать особенности языка произведения, его ритмический рисунок

Итоговое мероприятие: праздник-презентация                          «Этот город – самый лучший город на Земле»

Сценарий праздника:

Дети входят в нарядно украшенный зал, где по нескольким зонам-«станциям» распределены наглядные пособия и атрибуты для проведения праздника.

Воспитатель: Ребята, за последние две недели вы много узнали о нашем родном городе Воронеже. Сегодня мы завершаем эту работу. Расскажем нашим гостям обо всем, что узнали.

Раздается стук в дверь, в зал входит Лунтик.

Лунтик: Ой, куда я попал? Кто вы, люди?

Воспитатель: Здравствуй, Лунтик. Ты попал в детский сад, на праздник.

Лунтик: А в каком я оказался городе и в какой стране?

(ответы детей)

Лунтик: Значит, это город Воронеж. Никогда о нем не слышал.

Воспитатель: Ну что же, мы с ребятами можем тебе рассказать, что это за город. Посмотри, Лунтик, вместе с нами презентацию о Воронеже.

(просмотр презентации)

Воспитатель: Понравился ли тебе наш город, Лунтик?

Лунтик: Да, он очень красивый.

Воспитатель: В настоящее время Воронеж – огромный красивый город, но таким он был не всегда. Я приглашаю вас, ребята, и тебя, Лунтик, в путешествие по нашему городу на «волшебном трамвае». Мы расскажем и покажем всем гостям, что мы знаем о Воронеже.

(дети занимают места в «волшебном трамвае» и по сигналу отправляются в путь. На пути следования появляется табличка «Станция историческая». Дети читают, как называется станция. Воспитатель находит конверт с вопросами и заданиями)

Воспитатель: Ребята, вам предстоит выполнить задания и ответить на некоторые вопросы:

1) Сколько лет Воронежу?

2) Как появился наш город?

3) Какие народные праздники любили наши предки?

4) Какие они готовили блюда?

5) Прочитайте свое любимое стихотворение о Воронеже.

(дети отвечают на вопросы, звучит стихотворение А.Воронина «Милые воронежские дали»)

Воспитатель: Со всеми заданиями вы, ребята, справились. Мы можем продолжать путешествие, занимайте свои места.

(дети садятся в «волшебный трамвай» и приближаются к станции «Лесная»)

Воспитатель: Посмотрим, какие задания должны мы выполнить на этой станции. (открывает конверт с заданиями, читает)

  1. Какие леса есть в Воронежской области?
  2. Какие грибы и ягоды можно в них собирать?
  3. Какие птицы зимуют в нашем городе?
  4. Какие животные, обитающие в нашем крае, находятся под охраной государства?
  5. Какое дерево является символом России?

(дети отвечают на вопросы, читают стихотворение «Люблю березку русскую»)

Воспитатель: Молодцы, ребята, справились со всеми заданиями.

Лунтик: Да, вы молодцы. Теперь я знаю, какие у вас прекрасные леса.

Воспитатель: Мы можем продолжать путешествие. Впереди нас ждет много интересного.

(дети занимают свои места, отправляются к станции «Знайкина»)

Воспитатель: На этой станции, наверное, живут очень мудрые, ученые люди. Посмотрим, какие вопросы они нам задали:

  1. Какой город самый главный в России?
  2. Как выглядит флаг России?
  3. Что изображено на гербе Воронежа?
  4. На какой реке стоит Воронеж?
  5. Назовите любые 3 улицы вашего города.

(ответы детей)

Воспитатель: Мы снова смогли ответить на все вопросы, значит мы неплохо знаем свой город. Но наше путешествие продолжается.

(дети занимают места в «волшебном трамвае», который направляется к станции «Творческая»)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие задания ожидают нас здесь?

(ответы детей)

Воспитатель читает задания.

  1. Назовите воронежских поэтов и писателей.
  2. Назовите 3 русских народных музыкальных инструмента.
  3. Перечислите названия воронежских театров.
  4. Назовите имена воронежских музыкантов.
  5. Отгадайте загадку о необычной игрушке, которую любят во всех уголках России и в других странах. (загадка о матрешке)

(ответы детей)

Воспитатель: А сейчас для тебя, Лунтик, и всех наших гостей девочки исполнят веселый танец «Русские матрешечки». (исполняется танец)

Лунтик: Какие молодцы ваши девочки! Какое веселое и интересное у нас путешествие!

Воспитатель: Тогда давайте его продолжим.

(«Волшебный трамвай» подъезжает к станции «Героическая»)

Воспитатель: Лунтик, а ты знаешь, кто такие герои?

Лунтик: Нет.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: На этой станции нам, видимо, нужно будет рассказать о героях, которые прославили наш город.

  1. Какое почетное звание присвоено городу Воронежу?
  2. Что вы знаете о Великой Отечественной войне?
  3. Какой праздник отмечается 9 мая?
  4. Какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете?
  5. Назовите героев войны, в честь которых названы улицы поселка Придонской.

(ответы детей)

Воспитатель: Наши отцы, деды и прадеды уберегли наш город во время войны, потом они его заново отстраивали и украшали. Мы с вами живем в прекрасном городе, видим мирное небо над головой, огромные леса и полноводные реки Воронежской земли. И теперь настало время, когда мы с вами должны хранить, защищать родную землю, родную природу и прославлять своими делами город Воронеж и нашу великую Россию.

Лунтик: Да, ребята, вам посчастливилось жить в прекрасном городе, в огромной стране России. Теперь я многое узнал о Воронеже и о вас. Мне пора отправляться в путь, но я надеюсь, что мы с вами еще обязательно встретимся.

Воспитатель: Знаешь, Лунтик, в нашем городе много разных достопримечательностей, и среди них – Воронежская кондитерская фабрика, где производится много вкусных конфет. Заканчивая наше праздничное мероприятие, я хотела бы угостить на прощание тебя, всех ребят и гостей воронежскими конфетами. (сюрпризный момент)

Лунтик: Спасибо за угощение, до свидания, друзья!

(дети прощаются с Лунтиком)

Воспитатель: Наш праздник подошел к концу. Я надеюсь всем было весело и интересно узнать что-то новое о нашем Воронежском крае. До свидания, до новых встреч.

Итоги работы, проведенной в ходе реализации проекта, педагогические наблюдения

Анализируя итоги проделанной работы, можно отметить, что тема проекта, способы его реализации, подготовка и проведение тематических мероприятий вызвали большой интерес как у воспитанников группы, так и у родителей.

Значительно обогатились представления детей об истории возникновения родного города и поселка, о культурных традициях Воронежа и области, достопримечательностях и выдающихся людях нашего города.

Родители воспитанников проявили активность в поиске краеведческого материала, участвовали в конкурсах рисунков и фотографий, в изготовлении атрибутов и наглядных пособий для обогащения предметно-развивающей среды в группе.

Несмотря на то, что проект был информационно-познавательным, некоторые страницы истории Воронежского края изучались довольно подробно. Исследовательские методы использовались при обсуждении эпохи зарождения русского флота в Воронеже, при рассмотрении тем: «Народный костюм Воронежской губернии», «История возникновения и своеобразие воронежской матрешки».

Проделанная работа способствовала тому, что у детей появилось чувство гордости за свой город, за земляков, участвовавших в его строительстве и обороне, за его неповторимую красоту, что и было запланировано перед началом работы над проектом.

Список использованной литературы:

  • Солодянкина О.В. «Система проектирования в дошкольном учреждении: Методическое пособие» – М.: Аркти, 2010
  • Ховякова А. «Метод проектов как технология формирования информационной компетентности ребенка дошкольного возраста» // «Детский сад от А до Я», №2 2010
  • Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста». Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением» №4, 2004 г.
  • Якимова Л.В. «Работа по методу проектов с детьми дошкольного возраста» «Дошкольная педагогика», №10, 2006
  • Корнешова С.В. «Проектная деятельность в детском саду» «Дошкольное воспитание», №4, 2012
  • Атемаскина Ю.В. «Формирование положительного образа родного дома: проект «Родной дом» «Дошкольное воспитание», №10, 2006
  • Кононов В.И. «Священная память», Творческое объединение «Альбом» Воронеж, 2013
  • Панова В.И. «История Воронежского края», Воронеж «Родная речь», 2010
  • Пухова Т.Ф. «Сказки и песни Черноземного края», Воронеж, Центр духовного возрождения Черноземного края, Воронеж, 2006
  • Никифорова В.Н. «Воронеж» ООО «Русь», Смоленск, 2006
  • Королькова О.В. «Родной Воронеж», издательский дом «Кватра», Воронеж, 2007
  • Андреева Р.В. «Славянский мир», «Центр духовного возрождения Черноземного края», Воронеж, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-познавательный краткосрочный проект «Мы и космос»

Актуальность проекта: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звез...

Информационно – познавательный, краткосрочный проект «День Защитника Отечества» для детей старшего дошкольного возраста.

Знакомство с историей Российской Армии и  её ролью в современном обществе, воспитание чувства гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитникам Отечества.Знакомство с...

Информационно — познавательно - творческий проект «Осеннее настроение»

У детей данного возраста (3 – 4 лет) слишком маленький жизненный опыт и знания о природе, представления об объектах ближайшего окружения, природных явлениях. Воспитанники второй младшей группы не знак...

Музыкально-творческий проект "Мы славим край, где мы живем!"

Педагогический коллектив нашего детского сада разработал долгосрочный творческий проект, участниками которого стали дети, их родители, а также воспитатели групп. Почему темой проекта стало патриотичес...

Информационно-познавательный, творческий проект «Наша Армия» для детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность: В настоящее время у детей  дошкольного возраста недостаточный уровень знаний о Российской армии. Дети не знают историю праздника – 23 февраля, в связи с этим был запланир...

Информационно-познавательно педагогический проект «Зимующие птицы»

Проект предназначен для  детей 2- ой младшей группы...

Чем славится край Воронежский

Воронежская область была создана 13 июня 1934 года. Она является самой большой областью Центрального Федерального округа. Кроме того наша область является одним из крупнейших сельскохозяйственных и пр...