Сценарий образовательной деятельности "Лаборатория профессора Всезнамуса"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия ориентирован на детей подготовительного к школе возраста с применением исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий образовательной деятельности
«Лаборатория профессора Всезнамуса» для детей подготовительной к школе группы
Образовательные область: Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, исследовательская.
Цель: Развитие представлений о явлениях неживой природы.
Задачи:
Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Диагностические: Определить проявляют ли дети интерес к поисково-познавательной деятельности. Осуществляют ли исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы. Проследить с удовольствием ли дети возвращается к этой деятельности.
Методы и приемы
-Показ
-Художественное слово
-вопросно-ответные приемы
-поисково-познавательные
Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».
Дидактический наглядный материал
Иллюстрации зимнего пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца.
Ход образовательной деятельности
I. Организационный момент введения в проблему.
Дети, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится.
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром.
Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении? Верно, о зиме. Ребята, кто догадался, что это за тройка скакунов в санях? Да, тройка скакунов, запряженных в сани - это три зимних месяца. Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).
-Ребята, какие зимние явления вы знаете? Как вы думаете, что такое позёмка?
-Это снег, переносимый ветром низко над землей без снегопада.
-Про какое зимнее явление говорят - метёт? ( Метель). Метель или вьюга, буран – это ветер со снегопадом. А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима? (Морозная, студёная, лютая, снежная).
-Ребята, мы с вами сегодня в лаборатории профессора Всезнамуса, он очень любит проводить исследования. Мы не зря сегодня говорили зиме, так как профессору Всезнамусу больше всего нравятся опыты со снегом и льдом.
Всезнамус попросил нас стать его ассистентами и провести самостоятельно некоторые из его исследований.
Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят емкости со снегом и льдом.
- Ребята, посмотрите на снег - какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный).
-Теперь рассмотрим лед, какой он? (гладкий, твердый, холодный, прозрачный).
-Как вы считаете, что тяжелее снег или лед? Давайте проверим.
II. Поисковая деятельность.
Опыт «Что тяжелее лед или снег?»
Перед детьми стоят емкости с водой и бумажные салфетки.
В одну емкость с водой дети опускают комок снега, а в другую кусочек льда.
Дети наблюдают за тем, что произойдет с льдинкой и снегом.
- Смотрите, снежный комок держится на воде и постепенно тонет.
-Лёд не тонет, он тяжелее снега.
-Ребята, что быстрее растаяло? Во что превратился снег? Значит можно сделать такой вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.
-Ребята профессор Всезнамус приготовил еще один опыт.
Опыт «Имеет ли снег форму?»
– Теперь нам предстоит узнать, имеют ли снег форму?
– Посмотрите на снег. Как вы думаете, имеет ли он форму?
– Давайте поместим снег в разные формочки и осторожно достанем.
(Дети все проделывают).
-Одинаковой формы они у вас получились? (Нет) А почему?
-Это произошло потому что, снег не имеет формы, он бесформенный, приобретает форму того предмета, в который его положат.
– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки? Верно, фигурки распадутся. Как вы думаете, почему? (Снег непрочный, рыхлый).
Опыт «лед и снег»
-Ребята, знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.
-Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть. Посмотрим, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, тает гораздо раньше, чем простой лед. Обратите внимание, соль как бы "проедает" в нем дырочки.
Это происходит вот почему, когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А он замерзает дольше, чем чистая вода - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает таять быстрее.
Опыт плавает ли лед?
-Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого кубик льда поместим в стакан с водой.
-Смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а еще у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.
III. Рефлексия
-Вот и закончились наши исследования в лаборатории.
- Какие общие свойства у снега и льда? (В тепле тают, холодные на ощупь).
-В чем различие льда и снега? (снег белый и рыхлый, лед прозрачный и хрупкий, лед тяжелее снега, лед легче воды).
-А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Назови действие» (со «снежком»)
Воспитатель бросает снежок ребенку и говорит предложение, ребенок должен назвать как можно больше слов-действий.
Зимой метель что делает?… (метёт).
Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).
Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).
В лесу зимой голодный волк… (воет).
Зимой медведь в берлоге…… (засыпает).
Мороз щёки и нос… (щиплет, морозит, колет).
Зимой вода в реке .… (замерзает).
Иней на ветках деревьев… (блестит, сверкает).
Зимой снег всё вокруг… (накрывает, засыпает).
Зимой насекомые… (прячутся, засыпают).
-Молодцы, вы все хорошо справились. Давайте поиграем в игру
Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»
Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь-динь!» По сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются врассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построить круг вокруг своей снежинки и взяться за руки. Выигрывает та команда, которая первой построит круг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400030-1391768689.jpg)
Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»
Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/07/picture-400030-1391768689.jpg)
Сценарий образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Познание, коммуникация» «Волшебные превращения»
Программное содержание:Проконтролировать знания детей о воздухе, воды, льда, умение находить свойствах общее свойство: прозрачность, применять полученные знания на практике, проверить навыки дет...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/18/picture-318981-1382114141.jpg)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕК...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545484-1417863101.jpg)
Технологическая карта открытого НОД "В гостях у профессора Всезнамуса"
Технологическая карта открытого НОД по формированию целостной картины мира в средней группе "В гостях у профессора Всезнамуса"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/22/picture-641237-1521713955.jpg)
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»
Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/20/picture-662539-1442730655.jpg)
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»
Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/14/picture-437002-1397490020.jpg)
Сценарий развлечения "Лаборатория профессора Водолейкина"
Конспект развлечения "Лаборатория профессора Водолейкина" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Тема мероприятия: вода, ее свойства, эксперименты и игры с водой. Проводится в л...