Сценарий образовательной деятельности "Лаборатория профессора Всезнамуса"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия ориентирован на детей подготовительного к школе возраста с применением исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_laboratoriya_vseznamusa.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности  

«Лаборатория профессора Всезнамуса» для детей подготовительной к школе группы

Образовательные область: Познавательная, речевая, социально-коммуникативная, исследовательская.

Цель: Развитие  представлений о явлениях неживой природы.

Задачи:

Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.

Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.

Диагностические: Определить проявляют ли дети интерес к поисково-познавательной деятельности. Осуществляют ли исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы. Проследить с удовольствием ли дети возвращается к этой деятельности.

Методы и приемы

-Показ

-Художественное слово

-вопросно-ответные приемы

-поисково-познавательные

Словарная работа: Поземка, вьюга, буран, студеная, лютая, «мороз щиплет».

Дидактический наглядный материал

Иллюстрации зимнего пейзажа, емкости со снегом и льдом, формочки, одноразовые ложки, пластиковые стаканы, блюдца.

Ход образовательной деятельности

I. Организационный момент введения в проблему.

Дети, послушайте стихотворение и подумайте, о чем в нем говорится.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица –

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром.

Воспитатель: - Как вы думаете, о каком времени года рассказывается в этом стихотворении?  Верно, о зиме. Ребята, кто догадался, что это за тройка скакунов в санях? Да, тройка скакунов, запряженных в сани - это три зимних месяца. Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль).

-Ребята, какие зимние явления вы знаете? Как вы думаете, что такое позёмка?

-Это снег, переносимый ветром низко над землей без снегопада.

-Про какое зимнее явление говорят - метёт? ( Метель). Метель  или вьюга, буран – это ветер  со снегопадом. А если зимой очень морозно, метут метели, какая тогда зима? (Морозная, студёная, лютая, снежная).

-Ребята, мы с вами сегодня в лаборатории профессора  Всезнамуса, он очень любит проводить исследования. Мы не зря сегодня говорили зиме, так как профессору Всезнамусу больше всего нравятся опыты со снегом и льдом.

Всезнамус попросил  нас стать его ассистентами и провести самостоятельно некоторые из его исследований.

Воспитатель предлагает детям пройти к столу, на котором стоят емкости со снегом и льдом.

- Ребята, посмотрите на снег - какой он? (белый, пушистый, мягкий, холодный).

-Теперь рассмотрим лед, какой он? (гладкий, твердый, холодный, прозрачный).

-Как вы считаете, что тяжелее снег или лед? Давайте проверим.

II. Поисковая деятельность.

Опыт «Что тяжелее лед или снег?»

Перед детьми стоят емкости с водой и бумажные салфетки.

В одну емкость с водой дети опускают комок снега, а в другую кусочек льда.

Дети наблюдают за тем, что произойдет с льдинкой и снегом.

- Смотрите, снежный комок держится на воде и постепенно тонет.

-Лёд не тонет, он тяжелее снега.

-Ребята, что быстрее растаяло? Во что превратился снег? Значит можно сделать такой вывод: Снег и лёд – это вода. Лёд плотнее, крепче, поэтому дольше не тает.

-Ребята профессор Всезнамус  приготовил еще один опыт.

Опыт «Имеет ли снег форму?»

– Теперь нам предстоит узнать, имеют ли снег форму?

– Посмотрите на снег. Как вы думаете, имеет ли он форму?

– Давайте поместим снег в  разные формочки и осторожно достанем.

(Дети все проделывают).

-Одинаковой формы они у вас получились? (Нет) А почему?

-Это произошло потому что, снег не имеет формы, он бесформенный, приобретает форму того предмета, в который его положат.

– Как вы думаете, что произойдёт, если сильно надавить на сделанные снежные фигурки? Верно, фигурки распадутся. Как вы думаете, почему? (Снег непрочный, рыхлый).

Опыт «лед и снег»

-Ребята, знаете ли вы, что для того, чтобы расчистить лед на дорогах, дворники посыпают его солью? Почему они это делают? Давайте посмотрим, что при этом происходит.

-Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а другой оставьте как есть. Посмотрим, что будет происходить с льдинками. Кусочек льда, посыпанный солью, тает  гораздо раньше, чем простой лед. Обратите внимание, соль как бы "проедает" в нем дырочки.

Это происходит вот почему, когда мы посыпаем лед солью, на подтаявшей поверхности льдинки мы получаем солевой раствор. А он замерзает дольше, чем чистая  вода - поэтому и лед, посыпанный солью, начинает таять быстрее.

Опыт плавает ли лед?

-Давайте узнаем, может ли лед плавать. Для этого кубик льда поместим в стакан с водой.

-Смотрите, лед не тонет из-за того, что при замерзании в нем обычно остаются пузырьки воздуха и трещинки, а еще у льда плотность меньше, чем у воды, поэтому лед легче воды и плавает на ее поверхности.

III. Рефлексия

-Вот и закончились наши исследования в лаборатории.

- Какие общие свойства у снега и льда? (В тепле тают,  холодные на ощупь).

-В чем различие льда и снега? (снег белый и рыхлый, лед прозрачный и хрупкий, лед тяжелее снега, лед легче воды).

-А теперь предлагаю поиграть.

Игра «Назови действие»  (со «снежком»)

Воспитатель бросает снежок ребенку и говорит предложение, ребенок должен назвать как можно больше слов-действий.

Зимой  метель что делает?… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят, кружатся).

В лесу зимой голодный волк… (воет).

Зимой  медведь в берлоге…… (засыпает).

Мороз щёки и нос… (щиплет, морозит, колет).

Зимой  вода в реке .… (замерзает).

Иней на ветках деревьев… (блестит, сверкает).

Зимой  снег всё вокруг… (накрывает, засыпает).

Зимой  насекомые… (прячутся, засыпают).

-Молодцы, вы все хорошо справились. Давайте поиграем в игру

Подвижная игра «Льдинки, ветер и мороз»

Дети образуют два круга и берутся за руки. Один круг выстраивается вокруг белой снежинки, другой – вокруг синей. Дети идут по кругу и произносят слова: «Холодные льдинки, прозрачные льдинки сверкают, звенят «Динь-динь!» По сигналу воспитателя: «Ветер!» все разбегаются врассыпную. По сигналу «Мороз!» нужно быстро построить круг вокруг своей снежинки и взяться за руки. Выигрывает та  команда, которая первой построит круг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий образовательной деятельности Образовательная область: «Коммуникация» в подготовительной группе по теме: «Сядем рядком, да поговорим ладком»

Образовательная деятельность направлена на закрепление знаниий произведений  русского народного фольклора, позволяя учить детей выразительному исполнению пословиц, небылиц, шуточных ди...

Сценарий образовательной деятельности. Образовательная деятельность «Познание, коммуникация» «Волшебные превращения»

Программное содержание:Проконтролировать знания детей о воздухе, воды, льда, умение находить свойствах общее свойство: прозрачность, применять полученные знания на практике, проверить навыки дет...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе ФФНР по теме: «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ ПО МОТИВАМ СЕМИКАРАКОРСКОЙРОСПИСИ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 37 Сценарий образовательной ситуации в подготовительной группе  ФФНР по теме: «ДЕК...

Технологическая карта открытого НОД "В гостях у профессора Всезнамуса"

Технологическая карта открытого НОД  по формированию целостной картины мира в средней группе "В гостях у профессора Всезнамуса"...

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие» «Зимние виды спорта»

Сценарий образовательной ситуации Образовательная область «Физическое развитие»группа общеразвивающей направленности (5-6 лет)«Зимние виды спорта»...

Сценарий образовательной ситуации в группе детей 5-6 лет Тип образовательной ситуации: «Открытие нового знания» Тема: «Замок Снежной Королевы»

Сценарий образовательной ситуации в   группе детей 5-6 летТип образовательной ситуации: «Открытие нового знания»Тема: «Замок Снежной Королевы» Цель: формирование представлений детей о н...

Сценарий развлечения "Лаборатория профессора Водолейкина"

Конспект развлечения "Лаборатория профессора Водолейкина" разработан для детей старшего дошкольного возраста. Тема мероприятия: вода, ее свойства, эксперименты и игры с водой. Проводится в л...