Традиции и быт Оренбургского казачества
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Живкина Елена Борисовна

Эпиграф: 
Кружит ли ветер снежный, дороги заметая, 
Смеются ли ромашки под солнечным дождём- 
В любое время года прекрасна ты, родная 
Земля, где мы родились, земля, где мы живём. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_pro_kazakov.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №12»

Конспект

 организованной образовательной деятельности.

Тема: «Традиции и быт Оренбургского казачества»

Старшая группа

                                                   

Подготовила:                                                                                    

Живкина Елена Борисовна

Воспитатель высшей

Квалификационной категории

МБДОУ №12 г.Сорочинска

Эпиграф: 
Кружит ли ветер снежный, дороги заметая, 
Смеются ли ромашки под солнечным дождём- 
В любое время года прекрасна ты, родная 
Земля, где мы родились, земля, где мы живём

         Тема: «Традиции и быт Оренбургского казачества».

Социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская.

Цель:  систематизация и обобщение знаний полученных в течение года.

Задачи:  

Воспитательные:

Воспитывать чувства патриотизма и любви к Родине.

        Воспитывать чувство уважения к старшему поколению.

Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, желание действовать в коллективе

Воспитывать культуру речевого общения в ходе диалога с воспитателем и сверстниками

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Развивать интерес к фольклорным произведениям,

Развивать  память, внимание, мышление.

Образовательные:

Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой оренбургского казачества.

Приобщать детей к народным традициям.

Формировать умение слушать речь  взрослого и выполнять его инструкции.

Закрепить название старинных предметов.

Расширять и активизировать словарный запас: станица, лучина, баня, колыбель, хата, рушник, самовар, колодец, коромысло, чугун, погреб, околица.

Приемы руководства деятельностью детей в ООД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: коммуникативная игра , создание игровой ситуации.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, загадывание загадки, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов,  комментирование, использование наглядного и раздаточного материала.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора,  физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении во взаимодействии с родителями, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения ООД: мультимедиа по сюжету, макет казачьего подворья.  

Ожидаемые результаты:

Личностные

- умения детей действовать самостоятельно;

 - умение управлять своим поведением;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

Интеллектуальные

- развитие у воспитанников познавательных интересов

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей в ООД

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в познавательной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Предварительная работа:

Беседы с детьми, просмотр иллюстраций с изображением казаков, рассматривание архивных фотографий

Материалы:

Аудио запись Оренбургского Казачьего хора, старинные фотографии, макет печи и казачьего подворья,  куклы в национальной одежде – казака и казачки.

           

План ООД

1.Вводная часть:  Коммуникативная игра «Встаньте в круг»                                                        

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.

Анализ обследование, выводы

2. Основная часть:

Показ  слайдов, комментирование,

Чтение стихов о казаках

Рассматривание макета

Рассказ воспитателя  

Рассказы детей. .

Физкультурная пауза

Рассказ о русской печи

Отгадывание загадок

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов ООД

Длительность ООД

2 мин

20мин

3мин

25 мин

         Ход  образовательной деятельности :

1. Вводная часть

Ритуал оод (дети стоят в кругу и друг друга приветствуют). Воспитатель предлагает им отправиться в путешествии в прошлое.

Под фонограмму аудио записи «Распрягайте, хлопцы, кони…» дети заходят в группу, садятся.

2.Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы сейчас услышали прекрасную, веселую песню. Как вы думаете, кто поет эту песню?

Дети: Казаки.

Воспитатель: Правильно, эту песню поют казаки – люди вольнолюбивые, независимые, гордые. Казаки  умели храбро воевать и жить честно, были смелые, бесстрашные. Семьи у них были большие, было много детей, и все жили в дружбе и любви. Очень строго в казачьей семье соблюдались традиции и обычаи. 

Мы оренбургские казачата,
Очень дружные ребята.
Век готовы мирно жить,
Уралу- батюшке служить!

Малышей не обижать,
Славу предков умножать,
Чтить законы казаков
Каждый с юности готов.

А без шашки и коня
Не прожить нам даже дня,


Вот такие мы ребята –
Все лихие казачата
Век готовы в дружбе жить
И Россией дорожить!

- Скажите, пожалуйста, где жили и живут казаки?

Дети: На Кубани,  Урале, Доне, Волге.

Воспитатель: Правильно. Казаки поселившиеся на Урале  так и  называются Уральские казаки.

 В ковылях средь серебряной рани, 
В цветущей душистой степи 
Казаки себе стан выбирали 
У извилистой тихой реки. 

Первым делом коней напоили, 
На треноги повесив казан. 
О минувших сраженьях судили 
И весёлый сидел атаман. 

- Среди просторов нашей большой страны есть край, твой родной дом, где ты живешь, твоя земля родная. Это и есть наша Оренбуржье. И где бы ты ни был, куда бы ты ни ездил, всегда будешь вспоминать своё родное Оренбуржье.

 Передо мною Родина моя: 
Бескрайние пшеничные поля: 
Вдохну я запах хлеба и цветов, 
Увижу вдалеке родимый кров. 
Вдохну - и руку к сердцу приложу, 
Я ветром этим очень дорожу. 
И с ним вдыхать всю жизнь готов 
Я запах этот хлеба и цветов! 

 Чтение стихотворения « Журавель»

И сегодня мы постараемся себе представить, как в былые времена жили на Оренбургской  земле казаки.

- А что такое хата? (ответы детей)

Мы попадаем в хату наших дальних-дальних предков, хату, в которой живет старинная казачья семья (изображение на картине, фото, макет подворья). Для жилья казаки строили себе хаты – мазанки, низкие, с маленькими окошками, крытые соломой. Полы были глинобитные, т.е. помазанные глиной и посыпанные соломой или душистой травой. 
Специальные обряды при закладке дома. 
"На место строительства бросали клочки шерсти домашних животных, перья - "чтобы всё водилось."" 
Обряд при строительстве жилья. 
"В передний угол, в стену вмуровывали деревянный крест, призывая этим Божье благословение на обитателей дома. После окончания строительных работ хозяева устраивали угощение вместо платы (её не полагалось брать за помощь). 
Внутреннее убранство казачьей хаты. 
Интерьер жилища был одинаков для всех районов Оренбуржья. В доме было две комнаты: великая (вылыка) и малая хата. В малой хате находились печь, длинные деревянные лавки, стол (сырно). В великой хате стояла мебель: шкаф для посуды, комод для белья, сундуки и т.д. 
Центральным местом в доме был "Красный угол"-"божница". "Божница" оформлялась в форме большого киота, состоящего из одной или нескольких икон, украшенных рушниками. Часто иконы и рушники украшались бумажными цветами. В "божнице" сохраняли предметы, имеющие священное или обрядовое значение, венчальные свечи, молитвы, поминальные книжки. 
Иконы из святого угла по давнему обычаю снимали для благословения молодого воина на службу, для встречи его после окончания службы. Благодарили Бога за спасение сына. 
Рушники-традиционый элемент украшения казачьего жилища. Их делали из тканей домашнего производства, обшивали кружевами и вишивали крестом или гладью. На вышивке преобладал растительный орнамент.

 ребенок: В небе солнца золотой клубочек 
                Сыплет нити лучиков-огней, 
                Собирают их девичьи руки 
                И узоры шьют на полотне. 
 Демонстрация рушника. 

Наши предки верили, что вышитые полотенца и скатерти в доме ограждают дом от всякого зла, а вышивка на одежде хранит того, кто её носит. Когда казаки уходили на войну, женщины им дарили вышитые своими руками рубашки, полотенца, чтобы вдали от дома те охраняли их и напоминали о родных. 
  - А что такое хата? (ответы детей)

- В казачьих семьях глава семьи казак. А чем он занимался? (добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов) (фото казака).

Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать казаки с детства?

Дети: С уважением относиться к старшим.

Уважать мать, сестру, жену.

Надо быть честным и скромным.

Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.

Защищать от врагов свою Родину.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В казачьих семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность.

- Как  обращались к отцу и матери?

Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.

Воспитатель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в жизни. Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в казацких семьях с ранних лет.

- Ребята, давайте вспомним пословицы и поговорки о казаках?

Дети: Казак родился – Отчизне пригодился.

Терпи, казак, – атаманом будешь.

Казачье братство – милее богатства.

Казак в беде не плачет.

Казаку честь – родину беречь.

Казаку конь-отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили пословицы про казаков.

- А как называли жену казака? (Казачка) (фото казачки)

- Чем она занималась дома? (Ходила к колодцу – принести воды на коромысле, гладила белье, готовила еду, пекла хлеб) (картинки труда казачек)

- Казачка очень любила приготовить вкусную еду для своего мужа. А в чем готовили еду? (Изображение на картинке).

- В чугуне, он тяжелый, чугунный и каша в нем вкусная.

(Воспитатель показывает детям кукол в национальных костюмах казака и казачку)

- А вот и гости к нам пришли, казак с казачкой (дети рассматривают кукол).

- «Проходите, гости дорогие!»

- Красному гостю – красное место!

- Гость на порог – хозяину радость!

- Ребята, они хотят нам поведать о жизни казачьей, что когда после трудового дня, военных походов казаки всей станицей собирались на околице, чтобы отдохнуть от забот. Бабы вязали, девки играли, вышивали, а мужики решали свои дела.

С того давнего времени по сей день казаки и казачки не только любили трудиться, но и петь песни, играть в казачьи игры. Вот и мы с вами сейчас поиграем.

физминутка

Проводится игра «Ручеек»

.Воспитатель: Ребята, самое главное в казачьей хате – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. А знаете ли вы, что русская печь существует около четырех тысяч лет? Русская печь отапливала жилье, в ней готовили пищу, выпекали хлеб, варили квас, сушили продукты и одежду. А летом печь на дворе стояла, чтобы в хате жары не было. Приготовленные в русской печке кушанья отличаются особым вкусом и ароматом. Раньше говорили: «Все, что в печи, – на стол мечи».

Печь нам – мать родная,

Хлебом не корми, только с печи не гони.

- Зимой в мороз даже кур под печкой держали.

А сейчас, наши гости хотят послушать, как вы отгадываете интересные и познавательные загадки…

Как называлось казачье поселение? (Станица.)

Где раньше казаки мылись? (Печь, баня, река.)

Где спали младенцы? (Колыбель.)

С помощью этого предмета и хлеба встречают гостей (Рушник.)

Из чего поили чаем гостей? (Самовар.)

Воду приносили из чего? (из колодца.)

В этом предмете готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (Чугун)

С помощью чего казачки носили ведрами воду из колодца? (Коромысло.)

- Молодцы, вы хорошо запомнили, как жили казаки.

- Ребята, а что это из нашей печи дым валит? Все понятно, это наши гости приготовили нам сюрприз (воспитатель достает из печи чугун с кашей).

- Ну что, накрывайте на стол и приглашайте гостей, будем кашу пробовать.

Дети: Милости просим гости дорогие!

3. Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы очень хорошо представили то, что когда-то, давным-давно, когда вас еще не было на свете о том, как жили наши предки. Теперь я знаю, что они бы гордились вами.

Наше путешествие подошло к концу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

"Традиции и быт кубанского казачества"

 Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...

«Традиции и быт кубанского казачества»

ННОД по региональной культуре...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект бинарного занятия по проекту «Оренбургское казачество» на тему «Традиции казаков» в старшей группе №2

Развитие представлений о социокультурных ценностях русского народаПознакомить детей с историческим прошлым своего народа, с лучшими традициями в воспитании уважения и любви к предкам и родному краю....

Занятие "Оренбургское казачество"

Заочная экскурсия к памятнику  Оренбургскому казачеству....