План - конспект ООД по теме «Юкагиры».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Иванова Алена Александровна

План - конспект ООД по теме «Юкагиры».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_razvlecheniya_po_teme_yukagiry.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект развлечения по теме «Юкагиры».

Цель развлечения: формирование этнокультурной компетентности                      у детей дошкольного возраста.

Задачи:

воспитывающие: продолжать воспитывать у детей интерес и уважение                к этнокультуре народов Якутии;

развивающие: развивать чувство гордости за республику, в котором проживают люди разных национальностей, навыки коммуникативного общения, познавательную активность;

образовательные: дать детям представление о юкагирском народе, познакомить с историей происхождения, вековыми традициями, фольклором, культурой: приобщать детей к базовым ценностям юкагирской цивилизации на основе духовно-нравственных традиций народа, познакомить                                                           с произведениями известного юкагирского писателя Улуро Адо, репродукциями картин Николая Курилова. Показать связь времен прошлого и настоящего.

Материалы к развлечению: картинки к игре «Животные тундры                                          и тайги»; подвижная юкагирская игра «Рыболовы и рыбки», аудиозапись юкагирских мотивов, репродукции картин Н.Курилова, слайдовая презентация «Юкагиры».

  1. Ориентировочный этап: (слайд «Герб Якутии»)

- Ребята, что изображено на экране?

- Правильно, это герб Якутии. А что означают 7 алмазов, изображенных                              в верхней части герба?

- Ребята, 7 алмазов – это коренные народы, которые живут у нас в Якутии. Это якуты, русские, эвены, эвенки, чукчи, долганы и юкагиры.

- Сегодня мы с вами поговорим о юкагирах.

  1. Основной этап: (Слайд «Карта Якутии» и «Тундра»)

- Если полететь на самолете с юга на Север, то можно увидеть,                           что постепенно тайга кончается и начинается край безлесный. Имя этого края – тундра. Между реками Колыма и Индигирка издревле живет юкагирский народ.

- Ребята, давайте узнаем больше о крае, где живут юкагиры. Послушайте внимательно.

«Вы, знаете ли край, где в зимнем небе мглистом, мерцают ручейки смерзаясь на бегу, и быстрые следы, подобно прелым листьям, чеканны              на снегу?

Впервые в том краю, морозом опаленном, узнал я, как сладка весна                           в хмельном чаду. Когда кричит во тьме дрожащий олененок: «Ты не дрожи, земля, а то я упаду!»

Там, в нашем краю стремительны и чисты реки, а огромное небо заполнено звездами, там целуются с землей олени, целуются всю жизнь, так они                     в землю влюблены…

У вас деревья высокие, а у нас они никогда не вырастают большими. Тоненькие, они как бы согнувшись, стоят. И не разгибаются. А когда приходит зима, спят под пушистым белым покрывалом – снегом…

А весной, появляются у оленей маленькие олени – милята, такие же белые, пушистые, как почки у тальника, когда они весной просыпаются…»

- Вот в каком краю, тундре живут юкагиры.

- Ребята, а вы знаете животных тундры и тайги - нашей Якутии? Назовите.

Дидактическая игра «Животные тундры и тайги».

 -  Ребята, на какие группы по типу питания мы разделяем животных?                  (На травоядных     и хищников). Сейчас мы поиграем в игру «Животные тундры и тайги». Вокруг зелёного круга мы будем помещать картинки                              с   травоядными животными, а вокруг красного круга – хищников.

Показ слайда «Юкагиры»

 - Юкагиры – это северный народ, по-другому их называют «одулы»,                         что означает сильные и могучие. Зимой их жилищем была деревянная постройка с плоской крышей, которую заваливали корой и снегом, называлась она чандал.  При перекочевках по тундре юкагиры жили в легких жилищах – чумах. Одежду шили из звериных шкур, которую очень искусно выделывали, и она становилась мягкой и бархатистой, как ткань. Украшали одежду вышивкой, бисером, цветными нитками; обшивали по краю бахромой и мехом, подвешивали колокольчики, бубенчики, медные и серебряные кольца, фигурные подвески.

Основная пища юкагиров - мясо и рыба. Мясо сушили, затем коптили                                 и растирали в порошок. Оленье мясо употребляли сырым и вареным. Зимой ели строганину, весной и летом тонкие пласты мяса коптили над костром                       и вялили на солнце. Сушеное мясо, нанизанное на жильные нитки, хранили                    в мешках в амбарах на сваях и варили зимой. Из взбитой свежей оленьей крови готовили суп.

- Как гласит легенда, раньше юкагиров было много, как звезд на небе. Сейчас же юкагиров насчитывается около 2000. Юкагиры, которые живут в наше время, занимаются тем же, чем и их прадеды, и отцы – это оленеводство, рыбалка, охота, обрабатывание шкур. Заповеди  предков юкагиров, потомственных охотников и рыболовов, испокон веков гласили:

Будь охотник ловким, храбрым,

Но не жадным и жестоким.

Не губи напрасно птицу,

Не лови напрасно рыбу  

В дни, когда свивают гнёзда,

В дни, когда бывает нерест.

Все твои поступки видит

Дух земной, Хозяин леса.

Динамическая пауза: п /и «Рыболовы и рыбки»

- С детства детей, учат быть ловкими, смелыми, выносливыми, а все это можно получить только в игре. Давайте мы с вами поиграем в юкагирскую народную игру «Рыболовы и рыбки». Я буду рыболовом, а вы рыбками. Игра начинается!

(Из веревки делается круглая сеть, рыбак стоит в середине сети, а рыбки двумя ногами быстро запрыгивают и выпрыгивают из сетей, если рыбак дотронулся до рыбки, значит, он ее поймал.)

- Маленький народ юкагиров, издавна, наравне со своими соседями, почитал животворную силу огня. В любом юкагирском доме-чандале можно услышать, как уважительно и восхищенно говорят, обращаясь к огню: «Хайче Лачил Меру!» – «Дедушка, Большой Огонь!» Наверное, и вправду был в стародавние времена Большой Огонь, и когда юкагиры стали разъезжаться по свету, брали они с собой по Маленькому Угольку для своего очага.

- Старая абуче, бабушка, хозяйка очага, знает много сказок и песен.                        Не случайно вечерами собираются вокруг неё дети. Тихо говорит бабушка: по обычаю, у костра не положено громко петь и разговаривать – ведь огонь может разволноваться, а тогда и до пожара недалеко.

- Послушайте, какие занятные имена у юкагирских ребят: Апо – «красивый» и Помди – «замарашка», Чиримэде – «птенец», Пойе – «щёчка» и Нодийа – «красная рыбка». Даже в своих именах юкагиры хотят сохранить обычаи, память о прошлом. Для небольшого народа это так важно: сберечь традиции, родной язык.

    - Юкагирский народ очень талантливый. Сегодня я вас познакомлю со стихотворением великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо.

                                    Костёр (авт. Улуро Адо- Гавриил Курилов)

                Посмотрите, люди земли,

Юкагиры костер развели

Пусть он жалок еще и мал

Но как жарок уже и ал!

Приходите, братья, к нашему костру -

Наших песен вкусить простоту.

Принесите, подкиньте дровец

В наш костер, в наш пожар сердец.

Чтобы он веселее жил,

Чтобы звезды крылом задел.

Чтоб увидал огромный мир,

Огонек, что зажег юкагир!

- Это стихотворение великого юкагирского поэта, писателя Улуро Адо,                          а настоящее его имя    Гавриил  Курилов.

Улуро Адо  говорил: «У каждого человека есть дар, талант, необходимо развивать его, а для этого надо быть настоящим человеком и много работать, поменьше спать!».

-  У Улуро Адо есть брат Николай Куриловы. Он тоже юкагирский поэт, писатель, художник и фотограф.

- Сейчас мы с вами посмотрим Николая Курилова:

Это картина называется «Танец». На черной бумаге художник наклеил вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Ребята посмотрите внимательно белый и черный цвет, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы.

В картине «Запутавшиеся олени», изображены олени в смертельной схватке с арканом, черный и белый цвет напоминают борьбу света и тьмы. Николай Курилов в своих работах очень любил изображать оленя.

В работе «Поздняя осень» художник размышляет о гармонии существования человека на Земле.

    - Вот какие талантливые люди есть среди малочисленного юкагирского народа. Юкагирский народ очень любит свою суровую Родину, и всегда хотел жить на своей земле.

И как говорил стихами Улуро Адо:  Я как будто привязан арканом к этой тундре, к оленям своим…

Заключительный этап. Рефлексия.

- Ребята, что вы узнали  о юкагирах, народе, проживающей на территории нашей Республики Саха (Якутия)? (ответы детей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект родительского собрания.Тема:"Домашняя куклотерапия при общении с детьми"

Техника с бумажными и тканевыми «пальчиковыми» куклами про¬ста в исполнении и доступна в домашних условиях. При¬чем, художественные достоинства рисунка не являются оценочным критерием. Важен сам проце...

План – конспект. « Мастер – класса».Тема: "Изготовление декоративного пано из самоклеющейся плёнки".

Тема: Изготовление декоративного панно из самоклеющейся плёнки.Цели и задачи мастер – класса:Учить участников мастер - класса композиционно правильно располагать  изображения; использовать ...

План конспект занятия по теме: "Праздничная открытка".

Логопедическое занятие для детей с ОНР....

План конспект занятия по теме:"Путешествие по цветам радуги".

Занятие для детей с ОНР по подготовке к обучению грамоте....

План-конспект НОД на тему "Победим простуду".

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в средней группе.Тема недели: "Здоровья и я - мы близкие друзья".Тема дня: "Победим простуду".Тема НОД: "Победим просту...

План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров».

План-конспект ООД по теме «Знакомство с посудой юкагиров»....

План конспект развлечения "Северный народ - Юкагиры"

Продолжить знакомства с культурой, фольклором, бытом народов крайнего севера - Юкагиры...