Календарно-тематическое планирование опытно-экспериментальной деятельности с детьми 3-4 лет
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (младшая группа) на тему

Казакова Юлия Николаевна

 Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

   Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

  В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.  Планирование предполагает проведение 1 опыта в месяц, кторый может быть организован как во время режимного момента, так и в виде организованной экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3 «Хрустальный башмачок»


Календарно-тематическое планирование

опытно-экспериментальной деятельности  

с детьми 3-4 лет

    Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.

   Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение многих задач. Одной из них является «создание благоприятных условий познавательного развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром…» (ФГОС 1.6)

  В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.

   Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.

   Экспериментальная деятельность   дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды.  Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте экспериментирование  – ведущий метод, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается.

   Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.

   Новые знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику дошкольного образования. 

Цели:

  • Развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.
  • Развитие словаря.
  • Ознакомление  детей с явлениями и объектами окружающего мира;
  • Углубление представлений детей дошкольного возраста о живой и неживой природе.

Задачи: 

  • Формировать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
  •  Сочетать показ предмета  с активным действием ребенка по его обследованию (ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.).
  •  Учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений
  •  Использовать опыт практической деятельности с игровой деятельностью
  • Развивать у детей мыслительные, моделирующие и преобразующие действия

Образовательные задачи:

  • Познакомить детей со свойствами  предмета исследования;
  • Формировать умение делать открытия и выводы;
  • Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

  • Развивать экспериментальную деятельность;
  • Развивать речь детей;
  • Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
  • Развивать внимание, мышление, память

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
  • Воспитывать аккуратность в работе.

Методы:

1.Проблемно-поисковый метод: активные  действия ребенка по обследованию объектов.

2.Наблюдения за объектом

3.Просмотр иллюстраций

4.Беседа с элементами дискуссии

5.Познавательный рассказ воспитателя

6.Чтение художественной литературы.

7.Проведение опыта, эксперимента.

Предметная среда:

 1.Лупы, зеркала,  весы, веревки, пипетки, линейки, глобус, фонарики, мыло,                щетки, губки, желоба, одноразовые шприцы, пищевые красители, песочные часы, ножницы, отвертки, винтики, терка, наждачная бумага, лоскутки ткани, соль, клей, шарики из разного материала, дерево, металл, мел, пластмасса

 2. Емкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины; мерки,  воронки, сита, лопатки, формочки

3.Природный материал: желуди, шишки, семена, спилы деревьев, камни разной величины, ракушки и т.д.

4.Бросовый материал: пробки, палочки, трубочки, шланги резиновые и т.д.

5.Неструктурный материал: песок, глина, краски, опилки, пенопласт, мел и т.д.

Формирование представлений у детей:

  • О предметном мире.
  •  О материалах: песок, глина, вода, материал, камни и т.д. 
  • О мире растений: выращивание из семян, луковиц, листа.
  • О природных явлениях: ветер, мороз, дождь, снег, туман, роса и т.д.

Перспективное планирование

Познавательно – исследовательской деятельности

                                                   с  детьми  3-4 лет.

Сентябрь

Тема: «Свойства песка»
Задачи:
 Познакомить со свойствами песка: состоит из песчинок, рыхлый, мелкий, легко сыплется, пропускает воду, на песке остаются следы, слипается, мокрый темнее сухого.

Материал: Ведерки, совки, вода, песок.

Октябрь

Тема:  «Игры с веерами и султанчиками»
Задачи: Познакомить детей с одним из свойств воздуха: движением; движение  воздуха - это ветер.

Материал: Султанчики, вертушки

Ноябрь

Тема: «Звуки»

Задачи: Учить определять и различать издаваемые шумовые звуки. Развивать слуховое внимание и память.

Материал: Бумага, деревянный молоток, погремушка, звуковая игрушка  ит.д.

Декабрь

Тема: «Ткань»

Задачи: Учить детей определять и называть качество ткани: мягкость, прочность, мягкость. Свойства ткани: мнется, рвется, намокает.

Материал: Ткань: шелк, хлопок, синтетика, мех.

Январь

Тема: «Древесина»

Задачи: Учить детей узнавать предметы, изготовленные из древесины. Познакомить с качествами древесины: твердость, прочность, структура поверхности. Познакомить со свойствами древесины: режется, не бьется, не тонет в воде, горит.

Материал: Кусочки дерева, деревянные предметы.

Февраль

Тема: «Бумага»

Задачи: Учить детей узнавать предметы, сделанные из бумаги. Познакомить со свойствами бумаги: мнется, рвется, режется, горит, намокает. А также с её качествами: цвет, гладкость, толщина, способность намокать.

Материал: Предметы из бумаги.

Март

Тема: «Посадка лука»

Задачи: Формировать представления детей  о росте лука из луковицы. Показать необходимость наличия  света и воды для роста и развития растений.

Материал: Луковицы, сосуды с водой и без, бумажный пакет.

Апрель

Тема: «Веточка»

Задачи: Наблюдение за появлением листьев на веточках: тополя, вербы - поставленных в воду.

Материал: Веточки вербы и тополя, сосуды с водой.

Май

Тема: «Из чего сделаны предметы»

Задачи: Учить детей определять на ощупь материал, из которого сделан предмет. Активизировать в речи прилагательные, обозначающие материал: пластмассовый, деревянный, бумажный, резиновый.

Материал: Игрушки, изготовленные из различных материалов.

Июнь

Тема: «Солнечный зайчик»

Задачи: Формировать представление детей о том, что «солнечный зайчик» - это луч солнечного света, отраженный от зеркальной поверхности.

Материал: Зеркальце.

Июль

Тема: «Узнай по вкусу»

Задачи: Продолжать знакомить детей с органами чувств и их назначением. Учить детей узнавать вкусовые свойства продуктов: кислый, сладкий, горький.

Материал: Продукты с разным вкусом: конфета, лимон, хлеб ит.д.

Август

Тема: «Запахи»

Задачи: Формировать представление детей о способности определять запахи и их качества: кислый, сладкий, неприятный.

Материал: Предметы с различным запахом: духи, трава мята, чай.

Литература

 1. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012

2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. Неизведанное рядом. М., 2004

3. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004, 4. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс 2013

5. Короткова Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников. / Ребенок в детском саду. N 3, 4, 5 2003, N 1, 2002 6. Материалы Интернет-сайтов.

7. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под .ред.Л.Н. Прохоровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно-модельная деятельность».

Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитатель...

«Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности с детьми 2 - 3 лет»

Методическая разработка по планированию коррекционной работы с детьми раннего возраста...

Перспективный план и календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня на 2018-2019 учебный год

Перспективный план и календарно-тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы, имеющими ФНР, ФФНР, ОНР 2 и 3 уровня на 2018-...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми подготовительной группы ОНР 3

Календарный план проведения фронтальных логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи составлен с использованием материалов логопедических аль...

Календарно-тематическое планирование коррекционно-образовательной деятельности с детьми старшей группы с ОНР

Документ состит из лексических тем и образовательных отраслей,  формировании лексико-грамматических средств языка, формирования связной речи, развитии психических процессов, формировании произнос...