Конспект беседы о происхождении духовых музыкальных инструментов.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Бычкова Марина Александровна

Цель: Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментах.

Задачи:

Образовательные:  Знакомство с народными духовыми  музыкальными инструментами их историческим  прошлым , особенности и основные отличия.

Развивающие: Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.

Прививать интерес к музыкальным играм.

Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Воспитательные:  Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon беседа о духовых инструментах38 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект беседы о происхождении  духовых музыкальных инструментов.

( подготовительная группа)

Цель: Дать детям представление об историческом прошлом духовых музыкальных инструментах.

Задачи:

Образовательные:  Знакомство с народными духовыми  музыкальными инструментами их историческим  прошлым , особенности и основные отличия.

Развивающие: Развитие умения слышать и узнавать «голос» инструмента, его характерные особенности.

Прививать интерес к музыкальным играм.

Развитие умения узнавать (по внешнему виду) собственно музыкальный инструмент, его изображение на фото и иллюстрациях.

Воспитательные:  Активизация интереса детей к музыке и музыкальной культуре

Примерное содержание беседы и заданий детям.

- Однажды за ужином древний человек дунул в кость, и раздался свист. Конечно, это было чистой случайностью! Звук походил на птичий свист, пронзительный и громкий, намного громче, чем удары в выдолбленную деревяшку. Причем звук был разный; но древний человек не бросил кость, а превратил ее в музыкальный инструмент. Причем он заметил, что если дуть в длинную кость, то звук получается низкий, а если в короткую - высокий. Другой человек хотел, чтобы получалась мелодия. Значит, звуки должны быть разные: высокие и низкие. Для этого нужно все время менять кости: то дуть в длинную, то в короткую. Это неудобно. И человек просверлил в кости отверстие и стал получать звуки - низкие и высокие. Но оказывается не только кость, но и простая тростинка может быть музыкальным инструментом.

Задание детям.

  1. Извлекают звуки из длинных и коротких тростниковых дудочек.
  2. Упражнение «Чья дудочка продудит дольше?» (на одном звуке).
  3. Рассматривают духовые музыкальные инструменты (свирель, жалейку, рожок, свистульки): сравнивают их, извлекают звуки.

Вывод: у них есть общее свойство - звучать их заставляют колеблющийся воздух; чтобы появился звук нужно дунуть, поэтому эти музыкальные инструменты называются духовые.

Слушание В. Агафонников «Дудка».

- Первыми создателями дудочек были пастуха. Они вырезали их из подручного материала: тростника, камыша, веток. Затем их стали усложнять разными приспособлениями: язычками, голосовыми отверстиями... Из рогов домашних животных тоже делали духовые инструменты, но без голосовых отверстий...Дать прослушать звучание пастушьего рожка ( фонограмма) обсудить услышанное.

Задание детям:

Подуть в жалейку и описать характер голоса жалейки, какие чувства она вызывает (будто тоскует, плачет или жалеет кого-то, отсюда и жалейка). Рассмотреть жалейку: чем она отличается от простой дудочки, чем похожа...

Творческое задание детям:

Сочинить мелодию к словам:

Пастушок, Пастушок,

Заиграй скорей в рожок.

(Можно предложить сочинить «жалобную» мелодию к стихотворению А. Барто «Зайку бросила хозяйка».)

Рассказать о том, как в старину выбирали пастуха в русских деревнях и какую роль при этом играли дудочка, рожок, жалейка.

Дети слушают звучание свирели(фонограмма), определяют характерные особенности ее голоса, эмоциональный отклик на него.

Рассказ воспитателя о свирели (в старинных преданиях и сказках) сопровождая ее рассматриванием и возможностью звукоизвлечения. Лель и волшебные звуки его свирели. (По сказке Н. Островского «Снегурочка»)

Рассказать, как в народе появились свистульки: дымковские,  филимоновские и др. Роль свистулек в народных праздниках и в обрядах заклинания птиц:

Уж ты пташечка,

Ты залетная!

Ты слетай

На сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму,

Отомкни лето!

Творческое задание детям:

Дети изготавливают из глины свистульки в форме птичек, (расписывают на занятии по декоративному рисованию).