Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: "Как прочитать военное донесение, написанное молочными чернилами"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Нуретдинова Елена Николаевна

На данном занятии дети знакомятся со способами  изготовления молочных чернил, их свойствах. значимости этих чернил для военной разведки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_voennoe_donesenie_po_poznavatelno.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности  в старшей группе на тему:

«Как прочитать военное донесение, написанное молочными чернилами».

Цель: формирование элементарных представлений детей о невидимых чернилах посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность. 

Задачи: Образовательные:  Познакомить детей со способами изготовления молочных чернил, значимостью их использования для военной разведки

Развивающие:  Развивать умение: наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;

Воспитательные:  Воспитывать: чувство уважения  и интерес к людям военных профессий, стремление детей к самостоятельности в поведении и приобретении знаний;

Словарная работа:

Обогащение:  Симпатические чернила, шифровка, тыл,  нагревательные приборы.

Активизация: Утюг, свеча, разведчики, тайное послание

Предварительная работа:  Чтение художественной литературы о подвигах разведчиков во время ВОВ, рассматривание иллюстраций и проведение бесед о возникновении письменности.

Оборудование: Альбомные листы на каждого ребенка, баночки  по количеству детей, с молоком, луковым и лимонным соком,  ватные палочки, свеча, утюг и настольная лампа.

  Организационный момент:

Раздаётся стук в дверь. Почтальон приносит письмо.

В:  Дети, нам принесли письмо от разведчиков. (Открывает конверт и достаёт чистый лист бумаги).

- Странно, но здесь ничего не написано.  (Показывает детям)

- Кажется, я догадалась. Это тайное послание для нас, так наши разведчики шифровали свои донесения в штаб из тыла врага.

- Попробуем его расшифровать. Но для этого необходимо провести несколько экспериментов. Согласны!  Тогда отправляемся в нашу лабораторию и усаживаемся за столы.

Ход НОД:

В: Сейчас мало кто помнит и знает о существовании невидимых чернил, которые люди использовали на протяжении веков для написания тайных писем. Эти знания пригодились нашим разведчикам во время ВОВ. Они часто работали в тылу врага, и им необходимо было сообщать в штаб армии сведения о количестве оружия, войск врага. И чтобы себя не рассекретить они использовали невидимые чернила,  или по-другому симпатические чернила. Давайте с вами выясним, что же это за чернила, из чего они состоят.

- Посмотрите внимательно, у вас на подносах вы видите баночки с жидкостью, сколько их? (На каждом из столов разные виды вещества)

- Как правильно определить, что у вас за вещество в баночках?

- Можно ли  пробовать вкус?  (Нет).                                                                       -  А почему? (Вдруг это несъедобное вещество, можно отравиться).

 - Можно понюхать эти вещества? (Осторожно, соблюдая правила).

- Вспомним их.

- Правильно, взять пробирку в одну руку и держать её на расстоянии.  А другой  рукой  направлять поток воздуха  к  носу  по чуть – чуть.

- Какое вещество у детей, сидящих за первым столом?  (У нас в баночке вещество белого цвете, мы предполагаем, что это молоко).

-Верно, молодцы.

- Какое вещество у детей, сидящих за вторым столом? (Мы предполагаем, что у нас в баночке мутное вещество, по запаху, напоминает лук).

- Правильно.

- А вы догадались, что у вас за вещество?  Воспитатель обращается к детям, сидящим за третьим столом. (Да, у нас мутное вещество,  по запаху напоминает лимон).

- Молодцы, все определили  разные вещества.

- Теперь положите перед собой чистый лист бумаги и,  опустив ватную палочку в вещество, стоящее у вас на столе, нарисуйте солнышко.

Работа эта очень сложная и трудная, и нужно выполнять её очень аккуратно.

Пока ваши работы подсыхают, мы немного отдохнём.

Физкультминутка:

 Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали

Покрутились, повертелись

За столы все дружно сели.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем и

Работать начинаем.

В: Дети, посмотрите, что вы видите у меня на столе? (Утюг, свечу и лампу).

- Может вы догадались, что это за предметы?  Как их используют?  Если вы затрудняетесь ответить, я вам подскажу, что эти предметы  при нагревании выделяют тепло. Значит, они называются нагревательными.  Если мы  используем свечку, что происходит, с листком бумаги -  он сгорит. А, что будет делать утюг? Правильно гладить.  Я буду гладить, а вы посмотрите. Что происходит?  Да, появляется рисунок. Проверим, что произойдёт,  если мы поднесём рисунок к лампе?  (Тоже появляется рисунок).

Дети отдают листы бумаги воспитателю и он их проглаживает, они видят свои рисунки.

- Как выдумаете, какой нагревательный прибор удобнее было использовать разведчикам. (Лампу).

- Почему?

-Верно, была война, и часто электричества в домах не было, поэтому разведчики использовали лампы, только не электрические, керосиновые, и где же они в таких условиях могли взять утюг.

-Ну, пришло время расшифровать послание, которое мы получили.

Воспитатель проглаживает листок бумаги утюгом, и читает послание: 

Дорогие дети, мы поздравляем вас с праздником, надеемся, что, когда вы подрастёте, то станете достойными защитниками нашей Родины. Желаем вам быть, такими же настойчивыми, терпеливыми, умными и обладать теми качествами, которыми обладают разведчики!

В:  А какими качествами обладает разведчик? (Ответы детей).

Итог НОД:

- Ребята, чем вы сегодня занимались?

- Что нового вы узнали о чернилах?

- Как они называются?

- Вы теперь вместе с друзьями или с родителями можете отправлять послания друг другу.

                                                                                                                            

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности. Тема: "Белёк"

В ходе занятия расширяются  знания и представления детей о морских животных Камчатского края, дети учатся создавать объемные игрушки в технике оригами....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект НОД по познавательно – исследовательской экспериментальной деятельности «Путешествие по сказкам"

Развивать интерес к познавательно - экспериментальной деятельности. Формировать естественно - научные знания, полученные в процессе познавательно-экспериментальной деятельности....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема: «Вода-какая она?» Младшая группа

Цель: Создать условия для формирования у детей представления о свойствах воды.Программные задачи:Обучающие: -  закрепить знания детей о свойствах воды: бесцветная, прозрачная;- познакомить с новы...

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...