Часы. Их прошлое, настоящее и будущее
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

СТАРОДОМСКАЯ ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА

Часы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_chasy._ih_proshloe_nastoyashchee_i_budushchee.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

НОД «Путешествие в прошлое часов»

Цель: Познакомить детей с историей возникновения часов;

Задачи:

Образовательные:

  • Подвести к пониманию того, что часы человек создает для облегчения своей жизни.
  • Научить устанавливать причинно-следственные связи между назначением (узнавать время) и строением (песочные, карманные и т.д.);

Развивающие:

  • Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей.  
  • Обогащение и активизация словарного запаса.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к технике, уважение к труду взрослых, бережное отношение к приборам.
  • Приобщение к духовным ценностям.

 (Предметные картинки с изображением часов; Мини-музей часов; циферблаты, стрелки, болты и гайки, картинки часов для театрализации)

Ход занятия:

Организационный момент.

(Дети стоят полукругом) Ребята, посмотрите на меня, какие у вас красивые и добрые глаза.

Придумано кем-то просто и мудро 

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

«Доброе утро!» – солнцу и птицам. 

«Доброе утро!» – улыбчивым лицам.

А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки мне и гостям.

(включается магнитофон со звуками разнообразных часов)

Ой, ребята, что это? Какие-то звуки… (Ответы детей)

Да, ребята, это звуки часов. А как вы думаете, почему они по-разному звучат? (Ответы детей)

А вы хотите побывать в музее часов и познакомиться с историей их возникновения? (Ответы детей)

Закройте на минутку глаза, слушайте и повторяйте за мной слова.

- Раз, два, три, вокруг себя ты повернись,

Раз, два, три, в далёком прошлом окажись. 

(дети открывают глаза и видят перед собой Фею часов, стоящую возле музея часов)

Здравствуйте дети, я Фея часов. Вы попали в музей. У меня в музее много разных часов: и старых и новых. Присаживайтесь поудобнее, и я вам расскажу интересную историю…(дети садятся на коврик)

Однажды вечером, когда я уже спала, мои часы затеяли спор: кто из них точнее, практичней и удобнее.

Первыми начали хвастаться солнечные часы: «Мы самые лучшие, самые большие». Но песочные возмутились: «Вы хороши только днем, до заката солнца, а ночью вы бесполезны». «Вот мы самые лучшие!». Но в спор вступили механические часы: «Вы показываете только определенный отрезок времени и вас постоянно надо переворачивать, поэтому вы не удобны! А вот мы и красивые и удобные, потому что нас можно всегда носить с собой. Мы самые-самые! Мы бываем разные настенные, напольные, карманные, наручные! И, вообще, мы самые лучшие!». «Ну, уж нет! Это мы самые точные и удобные», - не выдержали электронные часы. «Вы тоже не так хороши, без батареек вы не работаете!». Поднялся такой шум, что я проснулась и услышала этот спор.

Интересная была сказка?

Ребята, а вы как думаете, какие часы самые лучшие? (Ответы детей)

В конце нашей встречи я вам обязательно скажу, какие часы самые главные (лучшие).

А скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какие часы появились первыми? (Ответы детей) Давным–давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. А потом придумали солнечные часы. Делали их люди на земле – рисовали круг, вместо  стрелок – колышек. Солнышко движется  по небу, а  тень  от палочки  показывает время. Но пользоваться такими часами человек не всегда мог. Почему? (Ответы детей)

Потом появились водяные часы. В высокий и узкий сосуд с дырочкой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде становилось все меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки – отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Водяные часы тоже оказались неудобными, потому что нужно было постоянно доливать воду в опустевший сосуд.

После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали.

Подходите к моему музею. Встаньте удобно, чтобы каждому из вас было видно все экспонаты моего музея.

У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло 1, 5, 10 минут. Часы переворачивают и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1, 5 и 10 минут. Посмотрите, какие они.

Прошло много времени с тех пор, и человек придумал часы с механизмом. А знаете, что такое механизм? Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы.

Вот эти огромные часы – это старинные механические часы. Их заводили ключом, и они каждый час отбивали время. Эти часы вешали на стену и как вы думаете, они называются?  (Ответы детей) Да, ребята, это настенные часы.

А это часы, которые обычно ставили на стол. Как они называются (Ответы детей). Да, это настольные часы. Их много и все они очень разные.

А вы любите отгадывать загадки? Тогда слушайте внимательно…

Он на тумбочке стоит, на весь дом с утра звенит:

«Эй, вставайте, детвора! В детский сад идти пора! 

Да, ребята, это будильник. (завести будильник).

А вот это тоже часы из прошлого. Эти часы носили в кармане и они назывались (Ответы детей) Правильно, карманные часы.

Ребята, а у кого из вас есть часы? И кто из вас их носит на руке? Как эти часы называются? (Ответы детей) Они бывают мужские, женские и детские.

Обратите внимание вот на эти часики. (часы с магнитом) Эти часы даже можно примерить.

Но человек не остановился и изобрел часы без стрелок. В таких часах светятся только цифры. Они очень быстро меняются, только успевай их разглядеть. Эти часы электронные и работают, как и электрические, на батарейках.

А теперь вы догадались, какие часы самые лучшие?

Часы во все времена были очень полезны и необходимы людям и хороши по-своему. Они все выполняли одну и ту же работу – определяли время. Но с годами человек придумывает новые часы, постепенно их усовершенствуя. Но все равно они все очень дороги для людей.

Как быстро время пролетело, пора мне музей свой закрывать, а вам возвращаться в детский сад. Я рада знакомству с вами. Вы любознательные и очень смышленые ребята. До свидания. Но чтобы попасть в детский сад, закройте глаза и повторяйте за мной.

«Раз, два, три – вокруг себя ты повернись

Раз, два, три – и в детском саду окажись»

Ребята, я снова рада вас видеть, вы побывали в музее, узнали много нового и интересного, а сейчас я предлагаю вам немного подвигаться.

Физкультминутка (песня «Часики» - Фиксики)

Молодцы, подвигались и немного отдохнули.

 Ребята, подумайте, что произойдёт в нашей жизни, если исчезнут часы? Ответы детей.

Будем надеяться, что часы всегда будут с нами, потому что часы – наши верные помощники во всех делах.

Молодцы ребята, мне понравилось, как вы отвечали. А сейчас я предлагаю вам смастерить часы самим.

Вы сегодня видели много часов. Возьмите каждый себе циферблат, стрелки, шуруп с гайкой. Постарайтесь привинтить стрелки к циферблату.

(С детьми, которые раньше справятся с заданием можно попробовать определять время)

Вот какие замечательные часики у вас получились на память о нашей встрече, они вам помогут научиться определять время и никогда никуда не опаздывать.

Список литературы:

  1. Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
  2. «Музейная  педагогика»,  под редакцией А.Н.Морозовой,
  3. Музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!». Концепция, структура, содержание / Столяров Б. А., Бойко А. Г., Сечин А. Г. – СПб., 2008. – 48 с.  
  4. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы», под ред. Н,Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой . – М.: Мозаика – Синтез, 2013 г.
  5. Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки» « Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»

Сценарий выпускного в подготовительной группе «Пчёлки»« Сказочное путешествие в Прошлое, Настоящее и Будущее»...

НОД для детей подготовительной группы ""Прошлое, настоящее и будущее будешь знать - сможешь другу помогать"

Интегрированная образовательная деятельность с использованием ИКТ, системно- деятельностного подхода...

настольно-печатная игра "Путешествие в прошлое, настоящее и будущее города Киселевска"

Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игры развиваются познавательные способности детей, получают знания о истории своего города....

Технологическая карта (конспект) "Время - прошлое, настоящее и будущее"

НОД с детьми подготовительной группы с применением технологии "Путешествие по реке времени"...

Конспект НОД в подготовительной группе «Профессии прошлого, настоящего и будущего»

Конспект НОД в подготовительной группе «Профессии прошлого, настоящего и будущего»...

Проект "Профессии прошлого, настоящего и будущего" для обучающихся дошкольного возраста в условиях ФГОС

Данный проект знакомит обучающихся с профессиями прошлого, настоящего и будущего через разнообразные виды деятельности с использованием инновационных форм и методов....