Паспорт мини- музея «Чудо – дерево».
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Константинова Ольга Викторовна

 

 

Сведения об авторском коллективе…. …………………………………. стр. 3

Паспортные данные мини- музея…. ……………………………………… стр. 3

План работы по созданию мини-музея «Чудо дерево»………………. стр. 4

Разделы мини- музея, особенности использования … … … … … … стр. 5

План работы по созданию мини- музея «Чудо дерево»… ……………..стр. 6

Характеристика мини- музея………………………………………………... стр. 7

Фото экспонатов……………………………………………………………. стр.10

Библиотека…………………………………………………………………….стр.11

Игротека…………………………………………………………………………стр.12

Перспективный план занятий в мини- музее……………………………. стр.13

Перспективы развития музея..................................................................стр.15

Список литературы………………………………………………………….. стр. 16

 

Сведения об авторском коллективе:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   Тарасихинский  детский сад  «Рябинка» г.о.Семенов Нижегородской области.

ФИО воспитателей:

Горохова Ирина Вячеславовна ,Константинова Ольга Викторовна.

Образование: средне -специальное

Должность: воспитатели

Педагогический стаж: 29- 30 лет.

Паспортные данные

Наименование мини- музея:  «Чудо дерево».

Профиль мини- музея: Экологический.

Цель создания мини- музея: Знакомство детей с особенностями, строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.

Задачи:

Формировать у детей представление о музее.

Формировать навыки детей с детей с разнообразием видов деревьев и их значением в нашей жизни; обратить внимание детей на форму листьев и окраску в разное время года.

Формировать навыки различать деревья по коре.

Познакомить детей с разнообразием видов деревянных изделий их значением в нашей жизни.

Познакомит детей со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей.

Формировать навыки детей на необходимость бережного отношения к деревьям, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью.

Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от активного участия в совместной, коллективной работе.

Развивать логическое мышление, речь, кругозор.

Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе родного края.

Вовлечь  родителей в процесс создания мини- музея, активизировать их на сотрудничество.

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

принцип учета возрастных особенностей;

принцип опоры на интересы ребенка;

принцип наглядности;

принцип последовательности;

принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Совет мини- музея: 2 человек.

Характеристика помещения : групповая комната площадью 50 кв.м.

Площадь , занятая под экспозицию: 1,25 кв.м.

Руководитель мини- музея:  Константинова О.В.и Горохова И.В.

Структура управления мини- музеем: Руководитель мини- музея планирует, координирует, контролирует работу в мини- музее.

Актуальность:

Экологическое образование дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Взаимоотношения человека с природой актуальный вопрос современности. Дети мало общаются с природой. Можно наблюдать небрежное, порой жестокое отношение детей к природе, в частности, к деревьям. Деревья окружают нас постоянно, но дети, как правило, почти не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес они проявляют к цветущим растениям. Кроме того, деревья и растения воспринимают как неживые объекты. Деревья прекрасные объекты для наблюдений, так как имеют ярко выраженные сезонные изменения. Таким образом, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с растительным миром, с деревьями, формирование у детей убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы мини - музея. Наблюдая за детьми ,обсуждая прочитанные произведения ,было замечено ,что дети имеют недостаточные представления об деревьях ,для чего они нужны ,что делают из деревьев.

Считаем ,что создание мини- музея экологического содержания дает возможность максимально раскрыть познавательные ,исследовательские и творческие способности детей .Познакомить детей со свойствами дерева. Рассказать детям, как люди используют свойства из материалов при изготовлении игрушек и других предметов.

Формы деятельности:

игровая;

экспозиционная;

познавательная,

поисковая.

Оформление мини- музея: Музейные экспонаты,макеты подбирались с учетом возраста детей и располагаются на полках в групповой комнате.

 

                                         Разделы мини- музея

Раздел «Дерево в разное время года»

Знакомит детей с разнообразием деревьев в разное время года. На ветках прикреплены бумажные листочки, птицы рядом с деревом расположены дикие животные. Дерево изображено на верхней полке.

Раздел «Строение дерева»                                                                                                                                                                                                                                                                                             Знакомит детей с различными частями дерева. На полке лежат небольшие спилы старых деревьев с хорошо заметными годовыми кольцами, красивая  ваза с сухими ветками.

Раздел «Кора и лесные обитатели»                                                                                                                                                                                                                                                                             Рассказывает о значении коры деревьев для разных животных. Кора - это убежище для насекомых. Под ней они прячутся, «спят» зимой, откладывают личинок. Для наглядности в музее представлена кора, в щелях коры которого размещены мелкие игрушки-насекомые. Кора - это и пища лосей, зайцев и других зверей. Поэтому в центре макет мини- музея прикреплен кусочек коры, вокруг которого расположились все, кто ее ест.

Раздел «Как человек использует кору»                                                                                                                                                                                                                                                                             Представлен  как  настоящими образцами, рассказывающими об использовании коры ( различные поделки, так и иллюстрациями. В состав его экспонатов включены: береста - бытовые изделия и украшения, берёзовая кора.

Раздел «Дерево в жизни человека»                                                                                                                                                                                                                                                                             Представлен экспонатами, которые знакомят детей с тем, как человек использует деревья. На полочках размещены разнообразные деревянные предметы : игрушки (матрешки, кубики, звери, предметы быта, поделки из бересты, деревянные фигурки, деревянный домик, колодец, стол, лавка ложки, кухонные доски, скалки и другая утварь.

Раздел «Игротека»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Для настольных игр используются разнообразные карточки с заданиями, раскраски о деревьях, о диких животных, о птицах, пазлы, лото, дидактические игры: «Найди лист какой покажу» «,Найди дерево по описанию», «Загадай ,я отгадаю», « Что лишнее», «Найди лист как на дереве», «Найди о чем расскажу».

Игры расположены на нижней полке. Маски животных и птиц. Дети используют их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе образовательной деятельности.

Раздел «Сами своими руками»                                                                                                                                                                                                                                                                                            Экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями (рисунки, поделки). Экспонаты используются в процессе организованной образовательной деятельности в образовательных областях.

Раздел «Библиотека»

В данном разделе собраны книги о деревьях, книжки – малышки в которых имеются загадки, стихи о деревьях которые изготовлены совместно с родителями, воспитателем. используются как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей.

 

План работы по созданию мини-музея

«Чудо дерево»

N Название этапа Содержание работы Сроки реализации Ожидаемый результат

1 Подготовительный этап. Обсуждение с родителями на родительском собрании идеи создания мини- музея в группе.

Выбор инициативности группы.

21.09.17г. 1. Определена тема и название музея.

2. Выбрано место для размещения мини - музея.

Возникнет интерес у родителей к данному вопросу, расширился кругозор экологических знаний.

2 Практический этап. Сбор и изготовление экспонатов.

Проведение экскурсий - занятий в мини- музее. С 01.10.17по 30.04. 18 г. Создан мини- музей «Чудо - дерево».

Дошкольники познакомились с экспонатами мини- музея. У детей сформировано первоначальное знание о разнообразии видов деревьев и их значении в нашей жизни; так же дошкольники имеют представление какая форма у листьев и окраска в разное время года, различают деревья по коре, дети имеют представление о разнообразии видов деревянных изделий их значение в нашей жизни;

Познакомились со свойствами, особенностями возможностями использования дерева в быту, его ценность для жизни людей;

У детей повысился уровень знаний особенности строением и разнообразием деревьев, со взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей, необходимости бережного отношения к природе, воспитание интереса к миру растений.

Изготовление Лэпбука

«Чудо - дерево» 10. 01. 18 г. У детей повысился уровень знаний о разнообразии и назначении музея. Вызывать у детей радостные переживания от совместной деятельности, закрепить и расширить знания детей о деревьях; создать у детей радостное, эмоциональное настроение. У дошкольников повысилась сообразительность, мышление, умение самостоятельно выполнять задание.

3 Подведение итогов Итоговое мероприятие

Викторина «Что мы знаем о деревьях".

 

Характеристика мини-музея

Экспонаты мини- музея

№ Название экспоната Дата поступления Постоянное/временное хранение Ф. И. О предоставившего экспонат

1. Макет «Дерево в разное время года»

. 3.10.2017г. постоянное воспитатель

Горохова И.В.

2. Макет «Лес».16.10.2017. постоянное семья Риты

3. Спилы деревьев (Берёза, сосна,ель) 15.11.2017 постоянное семья Олеси Савиновой.

4. Кружка резная. 13.12.2017. постоянное воспитатель Горохова И.В.

5. Домик деревянный, забор,колодец. 25.12.2017 постоянное Семья  Насти Козловой.

6. Предметы быта :нож ,мялка  28.12.2017 постоянное Семья  Артема Борисова.

7. Книжки- малышки своими руками, с загадками,

«Про деревья» 25.12.2017г постоянное Семья  Вики Шукевич.

 8. Шкатулка ,расческа 25.12.2017г постоянное Семья Олеси Савиновой.

9 .Игрушки деревянные: (матрёшки, ложки и т. д.) 13.01.2018г. постоянное Воспитатель  Махова В.К.

10. Гриб который растёт на дереве 25.01.2018г. постоянное Воспитатель Константинова О.В.

.

10. Макет (Дрова на полянке, чурка в неё вбит топор) 27.01.2017г постоянное Семья Андрея Ченцова.

11. Дидактические игры 28.01.2018г. постоянное Воспитатели     Горохова И.В.и Константинова О.В.

12. Маски животных и птиц. 02.02.2018г. постоянное Воспитатель

Горохова И.В.

13. Раскраски деревья, дикие животные, птицы постоянное Семья Кати Семиной.

14. Картина  постоянное Софьи Мельниковой.

15. Деревянные дощечки  постоянное Софьи Рощиной.

16. Чайник деревянный расписной  постоянное Воспитатель Иванченко М.В.

17. Макет деревьев (ель,  рябина)  постоянное Риты .

Экспонаты в мини – музее.

Библиотека:

(книги по теме.)

Игротека:

Дидактические игры.

Перспективный план занятий:

№ Тема экскурсий Интеграция образовательных областей Задачи Месяц

1. Ознакомление с мини – музеем правило поведение в музее.

«Познавательное развитие» Формировать представление детей о музее, правило поведение в музее. Сентябрь.

2. Экскурсия – беседа «Какие разные деревья» «Речевое развитие»,

«Социально -коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие» Обратить внимание детей на деревья (берёзу, ель и рябину) и спросить одинаковые ли они или нет. Чем отличаются? Рассмотреть каждое в отдельности – выявить сходство (есть ствол, листья, ветки) и различия (форма листьев, строение ствола, на рябине есть ягоды)

Октябрь 2017г.

3. Экскурсия – знакомство «Стройная берёза» «Речевое развитие.

«Социально -коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие». Показать, что у берёзы есть ствол, ветки (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие) и листья, что берёза очень стройное дерево. Рассмотреть листья, какой формы, отметить, что листья у берёзы жёлтые и зелёные.

Октябрь 2017г.

4. Экскурсия – знакомство «Рябина» «Речевое развитие».

«Познавательное развитие»

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Отметить, что листья рябины отличаются от других. Их на веточке много, листики овальной формы и симметрично расположены напротив друг друга. Бывают зелёные, красные, оранжевые, бордовые. Отметить, что у рябины есть ягоды, которыми питаются птицы зимой.

Ноябрь 2017г.

5. Экскурсия – открытие «С кем дружит дерево» «Речевое развитие».

«Познавательное развитие»

«Социально -коммуникативное развитие»

«Физическое развитие». Обобщать знания детей о существенных признаках строения дерева

(ствол, ветки, листья); показать взаимосвязь с деревьями, с животными и птицами (какую пользу приносят птицы, животные дереву и наоборот). Формировать дружеские отношения к своим товарищам во время игры, эмоционально-нравственную сферу ребенка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы);

Развивать познавательно-речевую активность.

Воспитывать желание беречь природу, видеть всю красоту окружающей действительности. Формировать дружеские отношения к своим товарищам во время игры, эмоционально-нравственную сферу ребенка (желание прийти на помощь, умение радоваться результатам решения проблемы);

Ноябрь 2017г.

6. Экскурсия – беседа «Как деревья готовятся к зиме» «Речевое развитие».

«Познавательное развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Рассказать детям, что деревья, сбрасывая листья, готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Декабрь 2017г.

7. Экскурсия – открытие «Что такое кора» «Познавательное развитие»«Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и её назначении: защищает от мороза, солнца и ветра. Сравнить кору на деревьях: берёза, ель, рябина и отметить различия. Учить детей определять дерево по коре.

Декабрь 2017г.

8. Экскурсия – занятие «Кто живёт в трещинах коры?» «Познавательное развитие»

«Речевое развитие.

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Формировать навыки детей об общих признаках насекомых, Формировать навыки устанавливать связи между особенностями внешнего строения и способам передвижения, между внешним видом и способом защиты от врагов, между способами пере-

движения и средой обитания.

Январь 2018г.

9. Экскурсия – беседа «Какие птицы дружат с деревом зимой» «Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие».

Дать первоначальное представление о внешним виде дятла и совы, об особенностях их жизни в лесу. Январь 2018г.

10. Экскурсия – путешествие «С кем дружит ель в лесу» «Познавательное развитие»«Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Дать первоначальное представление о ели (внешний вид, среда обитания, связь с животным миром. Февраль 2018г.

11. Экскурсия –знакомство «Старичок лесовичок знакомит детей с зайцем и белкой» «Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие».

Дать первоначальное представление о внешнем виде зайца и белки, об особенностях их жизни в лесу зимой и летом. Февраль 2018г.

12. Экскурсия – беседа «Что нужно деревьям» «Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Познавательное развитие»

«Физическое развитие».

Закреплять знания детей о внешнем виде деревьев на участке. Называть их характерные особенности. Называть необходимые условия для роста растений. Воспитывать бережное отношение к живой природе.

Март 2018г.

13. Экскурсия – беседа Что делают из дерева?» «Познавательное развитие»«Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Знакомство со свойствами дерева.

Развивать внимание, мыслительную активность, умение делать несложные выводы. Формировать навыки соблюдения правил безопасности.

Формировать навыки детей узнавать вещи, изготовленные из дерева, на основе опытов определять качества и свойства дерева.

Март 2018.

14. Экскурсия – знакомство «Почва» «Познавательное развитие».

«Речевое развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Формировать навыки детей узнавать и называть почву, различать её цвет, состояние (рассыпчатая и слегка липкая). Познакомить с обитателями, которые живут в почве (червяк). Показать детям, что в почве находится не только червяки, но и корни растений. Апрель 2018г.

15. Экскурсия – викторина «Что мы знаем о деревьях» «Речевое развитие»

«Познавательное развитие».

«Социально -коммуникативное развитие».

«Физическое развитие».

Обобщить знания детей о деревьях животных, растениях, временах года, охране природы.

 Апрель 2018г.

16. Экскурсия – путешествие «Путешествие к Лесовичку» «Речевое развитие».

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие»

«Физическое развитие». Формировать у детей экологическую культуру

систему ценностных отношений к природе, бережного отношения к ней.

Развивать познавательный интерес к миру природы.

Расширять представление  детей о лесе и о его обитателях (группах животных и птиц, о различных средах обитания животных и птиц, бабочек.

Формировать освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь.

воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Май 2018г.

17. Совместная деятельность с родителями, с детьми изготовление поделок «Чудо-дерево » «Познавательное развитие»

«Художественно – эстетическое развитие» Привлечь родителей и детей к изготовлению поделок для выставки.

 Май 2018г.

Поход в лес.cheeky

Перспективы развития мини-музея:

-Подбор коллекций детских мультфильмов о деревьях.

-Проведение экскурсий,мастер классов.

-Написание книжек малышек.

   На базе мини-музея или с использованием ее колекции можно проводить занятия.

Список литературы:

1. Лесная энциклопедия. В 2-х т. / Гл. ред. Г. И. Воробьев. Ред. кол.: Н. А. Анучин, В. Г. Атрохин, В. Н. Виноградов и др - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-Т. 1

2. Пономарёв Н. А. Берёзы СССР — М.: Гослестехиздат, 1932. — 247 с.

3. ВохринцеваС. Окружающий мир «Деревья и листья» - Страна фантазий, 2003.

4. Мини – энциклопедия в картинках «Деревья» - Махаон, 2001.

5. Степанов В. Учебник для малышей «Родная природа» - ООО Фламинго, 2007.

6. Степанов В. Учебник для малышей «Уроки чтения» - ООО Фламинго, 2008.

7. Сутеев В. Весна – ООО Астраль, 2001.

8. Прогулка в лесу (кроссворд-раскраска) – ООО Хатбер. М., 2005.

9. Популярное пособие для родителей и педагогов. 100 загадок – Я.:Академия холдинг, 2004.

10. Ерофеева И. Времена года – ООО Линг-книга, 2008.yes

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Формирование позновательных интересов дошкольников...

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Паспорт музея , созданного в д\с....

ПАСПОРТ МИНИ - МУЗЕЯ «Чудо-дерево» (подготовительная к школе группа)

Организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами задачи в поиске новых и интересных решений. Создать условия, в которых ребенок смог бы максимально ре...

Паспорт мини-музея «Чудо-дерево». (подготовительная группа)

Паспортные данные мини-музеяНаименование: Мини-музей «Чудо-дерево»Профиль музея: познавательный.Цель:- Развивать познавательную активность детей, через восприятие экспозиций...

Проект мини музея Чудо из дерева в подготовительной группе

Проект мини музея Чудо из дерева в  подготовительной группе...

Паспорт мини-музея "Чудо-дерево"

Паспорт мини-музея"Чудо-дерево"...