Конспект НОД – область познание (экспериментальная деятельность)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Даваева Марина Петровна

Тема: «Маленькие исследователи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_nod_ehksperimenty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД – область познание (экспериментальная деятельность)

(старший дошкольный возраст)

Воспитатель: Даваева Марина Петровна

Тема: «Маленькие исследователи»

Задачи:

Образовательные: Формировать представления детей о разновидностях металлов; о свойствах и действии магнита; учить выделять предметы, взаимодействующие с магнитом;
Познавать "на  ощупь" свойства вещества: твердость, мягкость, плавучесть. Учить сравнивать и различать вещества по их состоянию. Развивать умение самостоятельно выстраивать гипотезу перед началом экспериментирования и сравнивать её с результатом. Познакомить с понятиями «магнетизм», «магнитные силы». Пополнить знание детей об использовании свойств магнита человеком. Продолжать учить самостоятельно, осуществлять возможные решения в русле экспериментальной деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки. Познакомить с вулканом.  Закреплять умение осторожно обращаться с острыми и колющими предметами.

Развивающие: Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита; речь, внимание, логическое мышление, любознательность.

Воспитательные: Воспитывать желание приходить на помощь другим. Воспитывать внимание, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: белый халат для воспитателя, цветные фартуки для детей, материал для проведения экспериментов: стаканчики, вода, термометры, металлические предметы, соль разных видов, спиртовка, гвоздь ржавый и не ржавый, металлические предметы, металлический робот, картинки с изображением металлических предметов (ножницы, иголка, утюг), магниты разной формы, железные опилки, бумажный стаканчик, стальная булавка, бумажный самолетик, нитка (30см. Пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, различные емкости, песок, картон, растительное масло, ткань, колба, схемы проведения опытов,  макет вулкана, моющее средство, сода, уксусная кислота, пипетки, таблица

Предварительная работа: 
Отгадывание загадок, предшествующие занятия по ознакомлению со свойствами стекла, дерева, ткани, игры – эксперименты «Из чего сделаны предметы».
 Сбор различных камней для коллекции. Сюда же входят искусственные камни: (кирпич, асфальт, керамзит и др.), а также камушки - самоцветы: (бирюза, янтарь, яшма, сердолик). Чтение и обсуждение сказок П.Бажова. Проведение опытов, чтение познавательной литературы, изготовление альбома «Я – исследователь», разучивание стихотворений о природных явлениях.

Активизация словаря: притягивает, примагничивает, магнитные силы; обогащать словарь детей словосочетанием: магнитное поле, вулкан, извержение, жерло вулкана.

        

Ход занятия

В.: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами отправимся в лабораторию и поучимся делать чудеса. Наденьте халаты и пройдите в лабораторию. (Под музыку надевают белые халаты).
Воспитатель: Сегодня вас ожидают неожиданные превращения веществ, вы научитесь делать маленькие открытия и вспомните о тех опытах, которые мы с вами уже проводили.                                       Ребята, я сегодня получила посылку, а в ней странное письмо. Посылка пришла к нам из Цветочного города, в котором живут Незнайка и его друзья. Винтик и Шпунтик. Они  хотели построить новую машину для уборки снега, а Незнайка все детали перепутал, теперь вместе лежат железные, деревянные, пластмассовые и др. предметы. Что же нам делать? Как помочь маленьким друзьям?        

Дети: Выбрать все железные предметы.                                                                                                   Воспитатель: А как вы сможете отличить железные детали, от остальных?                                          Дети: По весу, они тяжелее других; они тонут в воде; а можно использовать магнит, он притягивает железо. Надо провести магнитом над предметами и железные детали притянуться?

Воспитатель: Пройдите за столы, найдите магниты и приступайте к делу!

Опыт 1. Дети проводят магнитом над предметами, и железные детали притягиваются к магнитам. Воспитатель: Расскажите, что делали? И что получилось? (Я провел магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Значит, магнит притягивает железные предметы).

Воспитатель: А для того чтобы мы запомнили хорошо и еще другим рассказали, давайте запишем, что вы увидели. Резина -   Дерево -    Железо +    Пластмасса -   Стекло -                                              Какие вы, молодцы, помогли малышам из цветочного города и самостоятельно узнали первое свойство магнита.  

Воспитатель: Вы видели, как магнит притягивает железные предметы, а знаете ли вы, почему так происходит? (Потому что на них действуют магнитные силы). Воспитатель предлагает детям занять свои места.

Опыт 2. Воспитатель берет в руки картонку, под нее подкладывает магнит, проводит опыт, комментируя свои действия: Я с небольшой высоты насыпаю металлические опилки на картон. Что с ними произошло? (Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнитились).    Воспитатель: Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их. Магнитное поле - это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит – круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах. Сегодня вы узнали, что у магнита есть магнитное поле это его второе свойство.

А теперь внимание! Со мною произошел интересный случай, как-то, раз я потеряла часы на пляже, в песке. Как же их найти, посоветуйте? (Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, если светит солнце, стекло часов заблестит; можно магнитом провести над песком, корпус часов железный и часы притянутся).

Воспитатель предлагает детям достать предметы, находящиеся в песке (контейнер с песком и железными предметами) Приступайте. Дети делают вывод: магнитные силы проходят через песок

Опыт 3. Воспитатель: А через воду пройдут ли магнитные силы? Проверьте, используя магнит. Приступайте. Дети проводят магнитом над водой, железные детали, находящиеся на дне, притягиваются к магниту. Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? Вывод: магнитные силы проходят через воду.

Опыт 4. А пройдут ли магнитные силы через картон? Давайте проверим. Приступайте. Дети кладут картон на магнит, на картон кладут железные предметы, двигая магнит, наблюдают за движением железных предметов. Воспитатель: Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось? Вывод:  магнитные силы действуют и через картон.

Физкультминутка.

В.: - Ребята, к вам в гости пришел робот Самоделкин. Но пришел он не просто так, а хочет спросить у вас, из чего он сделан. А чтобы вам было легче отгадать, он будет загадывать вам загадки, а потом показывать картинки.

1. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (гвоздь)

2. Всех на свете обшивает
Что сошьет не надевает. (иголка)

3. Два кольца, два конца, Посередине гвоздик. (ножницы)

А из чего сделаны все эти предметы? (из металла)
- Значит какие они и наш робот Самоделкин? (металлические)

Что произойдет с предметами, если их опустить в воду (они утонут), если оставить на солнце или подержать в руках (нагреются, обладают теплопроводностью).
- У нашего робота Самоделкина есть небольшая проблема – пока он шел в наш детский сад, он наступил в лужу и теперь перестал ходить.
- Как вы думаете, что с ним случилось? (ответы детей)
- Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет (показывает ржавый гвоздь и не ржавый). Вот и наш Самоделкин заржавел.  Как вы думаете, чтобы он опять начал ходить, что надо сделать? (Надо его маслом смазать и он опять начнет ходить как раньше).

В.: Ой, а в ящике еще одно письмо. От кого же оно? Оно от Незнайки.
«В солнечном городе закончилась соль, и я решил привезти ее из другого города. Путь был неблизким. Погрузил я 2 мешка соли на ослика и отправился в путь. Но на пути текла речка. Я решил перейти с осликом в брод. Речка оказалась довольно глубокой, и вода намочила мешки с солью. Придя в город, я обнаружил, что мешки пустые.

Куда же делась соль? Что с ней произошло, и почему?» (дети выдвигают гипотезы).
Эксперимент: возьмите ложку с солью, и опустите ее в воду.

• Что вы заметили? (соль исчезла)
• Значит, в воде ее нет? (ответы)
• Попробуйте воду на вкус. Какая она? (соленая)
• Какой вывод можно сделать?
( Соль осталась, не исчезла, она растворилась)
• Как вы думаете, что получится, если нагреть соленую воду? – без эксперимента
(«вода будет кипеть», «нагреваться», « появится соль», «ничего не изменится»)

Давайте вспомним, что мы делали, что узнали нового о магнитных силах? (Магнитные силы проходят через песок; через воду; через картон.

А теперь поговорим с вами о свойствах воды.  «Изюминки умеют пить» 

Что для этого мы сделали? В стакан насыпали изюм, залили водой и оставили на некоторое время. Потом наблюдали, как изюминки разбухли и стали гладкими. Какой можно сделать вывод?

Вывод: вода проникает в засохшую изюминку. Изюминка «пьет» воду и становится больше.

В.  От кого-то к нам пришла шкатулка. От гномов. Воспитатель с детьми рассматривают содержимое шкатулки гномов и обсуждают вопросы:

- Для чего нужны эти предметы?(Это украшения, для красоты).
- Из чего они сделаны? (Из разных камней)
- Похожи ли эти камешки на те, которые мы находим на улице?
- Могут ли они быть родственниками?

- Для чего камни нужны в природе?
- Где можно обнаружить камни?                                                                                                                      - Камни это живая или неживая природа?

Воспитатель предлагает детям стать геологами и отправиться на экскурсию в горы, на поиски камней, которые спрятали гномы.
Дошкольники в рабочих фартуках направляются к большому макету горы, на котором спрятаны различные камни и ищут их. Затем все вместе рассматривают их и отвечают на вопросы.

Опыт 6.  Какие камни по составу? (твердые и не очень, хрупкие) Проверьте, что будет, если мы выдавим сок лимона на камень. Например, мягкий известняк начинает «шипеть», на этой поверхности появляются мелкие пузырьки. Вывод: некоторые камни «шипят» на лимонный сок, а некоторые – нет, это происходит потому, что у них разный состав

- У древних людей не было спичек, они высекали огонь из камня, который называется кремень. Как вы думаете, какой он должен быть по структуре? (твердый)

Опыт 7. Воспитатель показывает, как это делалось, после чего дает детям понюхать камень. Кремень – твердый, прочный камень. Люди говорят: «Крепкий – как кремень». Из этого камня древние люди делали ножи, топоры и наконечники для стрел. Найдите данный камень и покажите, как можно высечь огонь.

В. Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с вулканами. Сядьте против экрана. Комментарии к слайдам дает воспитатель. Интересное явление? Что вы узнали о вулканах?

Ребята, мы с вами уже делали маленькие вулканчики. Найдите свой вулкан и расскажите, как вы его делали. Назовите строение вулкана. (Установить коробочку на блюдце, сверху налепили, чтобы получилась гора с отверстием наверху).  Сегодня мы «оживим» наш вулкан.

Ход эксперимента: насыпьте в отверстие вулкана две чайные ложки соды (пропорции можно менять экспериментальным путем для достижения более или менее сильного эффекта). Заполните стакан теплой (но не горячей) водой на четверть, добавьте и размешайте немного красной или бордовой гуаши или акварели до образования интенсивного цвета и добавьте капельку моющего средства. Делайте это аккуратно, стараясь ничего не разлить.  Размешайте получившийся раствор. Я буду вливать в жерло вулкана  в окрашенную воду уксус. Вулкан тут же просыпается, раздается шипение, из «жерла» начинает валить ярко окрашенная пена,  а вы наслаждайтесь его извержением. Не наклоняйтесь низко над вулканом, когда он «просыпается»

Что получится: сода и подкрашенный раствор уксусной кислоты вступят в химическую реакцию, и из жерла вулкана начнет «извергаться» пена красного цвета.

Итог занятия. О чем сегодня говорили? Какие опыты проделывали? Как называют людей, занимающихся исследованием гор, камней? (геологи) А людей, которые изучают вулканы? (Вулканологи) А кто экспериментирует с разными веществами и телами? (исследователи, лаборанты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности (ОО «Познание») в старшей группе «Путешествие капельки»

Задачи:1.     Образовательные:        Формировать представление о том, что: вода бесцветная, а молоко белое, что вода прозрачная, а молоко нет, что вода ...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе № 5 в образовательной области познание (окружающий мир) Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Цели:- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;- развивать навыки самостоятел...

Непрерывная образовательная деятельность Вторая группа раннего возраста Конспект Образовательная область: «Познание» «Физическое развитие» Тема: «Светофорик в гостях у детей»

Знакомится ребенок с элементарными правилами дорожного движения уже в раннем возрасте, когда переходит улицу с мамой или папой сначала у них на руках, а затем и своими ножками. И любой родитель, прого...

Конспект НОД образовательная область -познание , художественная деятельность"Моя семья"

Знакомство с понятием  многодетная семья, закрепление знаний о членах семьи...

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды» Образовательная область «Познание» (экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)

Конспект НОД в средней группе «Удивительные свойства воды»Образовательная область «Познание»(экспериментальная деятельность по выявлению свойств воды)Цель:Формировать есте...

Конспект мероприятия с использованием ИКТ по образовательным областям «Познание» (конструктивная деятельность), «Коммуникация», «Социализация». «Домик для зайчика» во второй младшей группе №2

Показать умение детей:- различать, называть и использовать основные строительные детали  (кирпичики,   трехгранные призмы).-сооружать постройки, используя полученные раннее умения...