"Проект "Зеленая аптека"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-zelenaya_apteka.docx199.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Центр развития ребенка «Умка»

Экологический проект

«Зелёная аптека»

F:\проект лекарственные\фото\depositphotos_30283977-stock-illustration-two-adorable-kids-studying-the.jpg

Воспитатели подготовительной группы «Гномики»

Малькова Надежда Николаевна

Экологический проект «Зеленая аптека»


Участники проекта: Воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.

Срок реализации проекта: долгосрочный (ноябрь – май)

  Проблема: Ограниченные возможности детей в общении с природой. Недостаток знаний о лекарственных растениях и их влиянии на здоровье человека.

Описание проекта.

Актуальность.

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции в дошкольном образовании. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья являются оздоровительные силы природы.

Исследованиями отечественных и зарубежных ученых установлено, что здоровье человека лишь на 7-8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Нам необходимо было вызвать интерес к оздоровлению собственного организма силами природы.

Наблюдая и рассматривая растения в группе, на улице, и узнав, что обычные растения ближайшего окружения могут помочь здоровью человека, решили узнать об их значимости в жизни людей, их целебных свойствах, правильного сбора. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями мы решили разработать экологический проект «Зелёная аптека»

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами. На территории нашего детского сада в естественных условиях произрастает очень мало лекарственных растений, поэтому мы с детьми решили узнать, какие лекарственные растения растут в России.

     

Цель проекта:

  • Познакомить детей с ценностью лекарственных растений, их полезностью для здоровья.

Задачи проекта:

  • Создать условия для ознакомления детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
  • Закрепить представления детей о лекарственных и дикорастущих растениях, их ценности для здоровья, правил пользования.
  • Воспитывать бережное отношение к растениям.
  • Развивать игровое творчество, смекалку;
  • Развивать речь: обогащать словарь, побуждать задавать вопросы, составлять рассказы-описания, сказки, загадки о лекарственных растениях и их пользы для здоровья.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках.

Ожидаемый результат: 

  • Воспитанники группы, узнав, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, будут бережнее к ним относится, возникнет мотивация к оздоровлению собственного организма силами природы. У родителей возникнет потребность к созданию в среде, окружающей ребенка, условий для выращивания лекарственных растений.
  • Презентация альбома «Лекарственные растения»
  • Альбом детских рисунков «Наши зеленые помощники».
  • Сформируется бережное отношение к природе, природному наследию нашего края, растениям, помогающим здоровью человека

Первый этап

подготовительный

Формы работы, проводимые на 1 этапе:

Дата проведения

Участники

1

Подбор методической и художественной литературы. экспонатов, картин.

ноябрь

Воспитатели, родители

2

Подбор дидактических пособий, карточек по теме

ноябрь

Воспитатели

3

Разработка анкеты для родителей

ноябрь

Воспитатели

4

Разработка плана работы с родителями

ноябрь

Воспитатели

5

Определение тематики мероприятий.

ноябрь

Воспитатели, родители

6

Подбор музыкального репертуара

ноябрь

Воспитатели

7

Разработка сценариев, экологических викторин, развлечений.

ноябрь

Воспитатели

8

Знакомство с литературой по теме

ноябрь

Воспитатели, воспитанники

9

Анализ актуальности темы для детей данной группы

ноябрь

Воспитатели

10

Анализ заболеваний

ноябрь

Воспитатели

Второй этап.

основной

Формы работы

С детьми

1

Беседы по экологии:

“Кто любит цветы, тот не может быть злым” “Что где растет, когда цветет”

Экологически занятия:

“Лекарственное растение рядом”

«Лекарственные растения ЯНАО»

“Зеленая аптека”

“Растения- помощники человека”

В течение года

Воспитатели, воспитанники

2

Беседы - викторины

  1. “Знатоки лечебных трав”
  2. “Экологические тропинки”
  3. “Лекарственное растение нашего региона”
  4. “Планета целебных растений”
  5. “Растения- помощники человека”

В течение года

Воспитатели, воспитанники

3

НОД:

  1.  «Лекарственные растения – средства оздоровления организма».
  2. «Цветы луга, поля и сада».
  3. «Легенды о травах».
  4. «Полезные растения».

В течение года

Воспитатели, воспитанники

4

Игры-путешествия

 «В Царстве лекарственных растений».

январь

Воспитатели, воспитанники

5

Игра «Письмо лекарственному растению»

февраль

Воспитатели, воспитанники

6

Игра «Разведка в царстве лекарственных растений»

март

Воспитатели, воспитанники

7

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

В течение года

Воспитатели, воспитанники, родители

8

«Жалобная книга» природы.

Записать в книгу «жалобы», поступающих растений, растущих на лугу.

В течение года

Воспитатели, воспитанники

9

Творческие выставки:

Выставка рисунков

  1. “Наши друзья – лекарственные растения”
  2. “Волшебные растения”
  3. Портрет “Растение улыбается”

В течение года

Воспитатели, воспитанники

10

Аппликация

  1. Коллективная работа “Мир такой прекрасный”
  2. Коллективная работа “Уголок лекарственных растений ”
  3. “Луговой цветок”

В течение года

Воспитатели, воспитанники

11

Чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, поговорок, примет. 

В течение года

Воспитатели, воспитанники

12

Игровая деятельность

  1. Дидактическая игра «Вершки – корешки
  2. Дидактическое упражнение “Определи по запаху” (мелиса, тмин, мята, душица и др.).
  3. Дидактическая игра “Узнай растение”
  4. Дидактическая игра «Узнай по описанию».
  5. Игра «Съедобное - несъедобное»
  6. “Цветок-имя”, “Узнай по описанию”, “Садовник у нас на участке”, “Лесная фея
  7. Ролевая игра «Команда спасателей».

В течение года

Воспитатели, воспитанники

Работа с родителями

1

Совместная подборка литературы

ноябрь

Воспитатели, родители

2

Совместное проведение мероприятия

«Чай, чай – выручай!»

март

Воспитатели, родители. воспитанники

3

Приобщение к изготовлению наглядных пособий, альбомов, коллажей

В течение года

Воспитатели, родители. воспитанники

Работа с педагогами

1

Проведение викторин

В течение года

Воспитатели, воспитанники

2

Проведение развлекательных мероприятий на заданную тему во взаимодействии с другими группами

В течение года

Воспитатели, воспитанники

                                                       

Третий этап

оценочный

 

Формы работы

Дата проведения

Участники

1

Экологические викторины:

Цель: закрепить знания детей о растениях нашего края.

Викторина “Знатоки целебных трав”

апрель

Воспитатели, воспитанники

2

Презентация альбома «Лекарственные растения »

Апрель - май

Воспитатели, воспитанники

3

Презентация детских рисунков «Наши зеленые помощники».

Апрель - май

Воспитатели, воспитанники. родители

4

Изобразить свой лекарственный цветок. Сочинить рассказ или сказку о лекарственном растении и их влиянии на здоровье

Апрель - май

Воспитатели, воспитанники, родители

5

Анализ заболеваний в группе

Апрель

Воспитатели

6

Анализ проведенных мероприятий

Апрель

Воспитатели

Список используемых источников:

Литература:

1. Бондаренко Т. Экологические занятия с детьми 6 – 7 лет, (практическое пособие для воспитателей), Воронеж, 2002.

2. Саморукова П. Как знакомить дошкольников с природой (пособие для воспитателей детского сада), Москва, 1983.

3. Головина Татьяна Григорьевна – учитель-логопед

4. Провозина Н.В – воспитатель д/с

5. Yandez.ru – интернет-ресурсы

                                  Перспективное планирование

Месяц

Тема

Цели и задачи

Оборудование

декабрь

1. “Кто любит цветы, тот не может быть злым”

2.Дидактическая игра «Вершки – корешки» –

3.  НОД «Полезные растения». – развитие речи

4. “Лекарственное растение рядом” - занятие по экологии

5. Беседа “Планета целебных растений” занятие по экологии

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Цель: в игре познакомить детей с тем, какие части дикорастущих съедобных трав используются в пищу. 

Цель: познакомить детей с лекарственными растениями. Составить рассказ о растении.

Цели: знакомство детей с растениями, которые находятся на грани исчезновения и занесённых не только в Красную книгу России, но и в Красную книгу ЯНАО

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Картинки о природе. Презентация о растениях и их среде обитания.

Презентация о дикорастущих съедобных травах;

Картинки по теме

Картинки по теме, презентация

Презентация об исчезающих видах растений

Картинки по теме, презентация, стихотворения ямальских поэтов

Январь

1“Что где растет, когда цветет”

Аппликация

“Луговой цветок”

Беседа: “Растения - помощники человека”

Игра-путешествие

 «В Царстве лекарственных растений

Дидактическая игра «Узнай по описанию».

Аппликация

Коллективная работа “Мир такой прекрасный”

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Цель: развитие мелкой моторики. Закрепление сенсорных эталонов.

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

 Виртуальное путешествие в лес -  объект экологической тропинки, экскурсия детей в царство, выполнение экологических правил

Закрепить знания о лекарственных растениях ЯНАО

Развивать мелкую моторику, воображение, прививать любовь к прекрасному

Картинки с изображением цветов, растений.

Презентация «Что где растет, когда цветет»

 

Большой цветной конверт, лист бумаги для письма, поделки, рисунки, аппликации, выполненные детьми.

Картинки с изображением лекарственных растений, стихотворения.

Презентация

Картинки по теме, презентация

Картинки по теме, цветная бумага, клей. Ножницы;

Подбор иллюстраций по теме

Февраль

НОД развитие речи

«Лекарственные растения – средства оздоровления организма».

«Лекарственные растения ЯНАО

Игра «Письмо лекарственному растению»

Викторина “Растения- помощники человека”

Беседа – викторина “Лекарственное растение нашего региона”

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

Цель: знакомство детей с многообразием  лекарственных растений, правилах сбора, хранения и применения, составить рассказ о растении

Цель: обогащение детей знаниями, побуждение в детях желания беречь природу.

Цель – определить готовность ребенка помогать и заботиться о природе.

Цель: Воспитание нравственных качеств у ребенка. 

Закрепить знания о лекарственных растениях

Картинки с изображением лекарственных растений, алгоритм составления рассказа в картинках

Карта ЯНАО, картинки

Презентация о растениях, рассказ «Сестра милосердия»

Картинки по теме, альманах «Северный край»

март

Беседа - викторина

“Знатоки лечебных трав”

Игра «Разведка в царстве лекарственных растений»

Коллективная работа “Уголок лекарственных растений ЯНАО”

Ролевая игра «Команда спасателей».

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

Закрепить знания о лечебных травах

Это игра в разведчиков. Первый этап. Маршрут детей проходит через экологическую тропу. Объект «Луг»

Цель – сформировать представления о растениях, произрастающих на лугу, как лекарственных растениях. Цель практического этапа – нанесение растений на карту (луг).

Развивать интерес к растениям, которые растут в нашем крае; развивать мелкую моторику

Учить детей помогать товарищам в трудную минуту

Презентация

Картинки с изображением луга, цветные карандаши, альбомы

Картинки с изображением лекарственных растений ЯНАО, клей. Ножницы

Презентация

апрель

Творческие выставки:

Выставка рисунков

“Наши друзья – лекарственные растения”

“Волшебные растения”

Портрет “Растение улыбается”

Викторина “Знатоки целебных трав”

Презентация альбома «Лекарственные растения »

Копилка названий лекарственных растений - «Именная книга»

Закрепить знания о лекарственных растениях

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях.

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях нашего края.

Альбомы, краски

Анализ заболеваний в группе

Апрель

Воспитатели

Анализ проведенных мероприятий

Апрель

Воспитатели

Приложение

БЕССТРАШНАЯ ТРАВКА

В лесу еще сыро, серые глыбы снега слезятся ручейками, а на опушке, среди прошлогодней травы, сверкают крохотные фонарики мать-и-мачехи. Она первой накрыла сладкий стол для насекомых. Спешат к ранним цветкам шмели и пчелы. Ранний мед, как известно, самый целебный.

С приближением весны просыпается мать-и-мачеха, растение включает механизм развития — и стебелек двинулся вверх. От дыхания мать-и-мачехи снег растаял, образовался ледяной купол. Чем не парничок? А как только солнце разрушило ледяной домик, мать-и-мачеха раскрыла свои душистые цветы. Случаются и весенние заморозки, но травка не боится их — она вся покрыта густым войлочным опушением.

С. П. Мацюцкий

Этот цветок так торопится, что не успевает выпустить листья. Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах меда. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара». Но вот проходит время цветов и наступает пора больших зелёных листьев. С изнанки они мягкие, светлые, бархатные, потрешь о щеку – и станет тепло. Это мать – говорят люди. Зато снаружи листья твердые, скользкие, приложишь к щеке – почувствуешь холод. Это – мачеха. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

С. П. Мацюцкий

Румынская сказка о Ромашке.

Давно это было. Правил тогда страной храбрый и могучий король Михай. На самом высоком месте стоял его замок, окруженный стенами и глубоким рвом - неприступным он был для врагов. Любимым занятием для короля была охота - лихо скакал он по полям и лесам со своими верными слугами. "Тру-ру-ру", - трубили рога, и звонким лаем заливались королевские гончие. Случалось, уезжал король на войну - и никакие враги не смели нарушить границ его государства.

Но был Михай на охоте или воевал - всегда торопился он поскорее вернуться в свой замок: уж очень любил он свою молодую королеву - прекрасную Аницу, и никогда не расставался с нею надолго. Не только король - все придворные восхищались доброй и весёлой королевой, и все слуги и служанки - до самого последнего поварёнка - любили её и старались во всём угодить.

Но однажды, возвращаясь с охоты, глянул король Михай на высокую башню, где его всегда ждала Аница, и не увидел там никого: мрачным и тихим был замок, даже птицы смолкли вокруг, и деревья стояли, не шелохнувшись. Въехал король со свитой в ворота, и тут кинулась ему навстречу старая нянюшка королевы: - Ах, слегла, заболела наша милая Аница, не может шагу ступить, головы поднять.

Лучших лекарей призвал Михай. Уж как только они не лечили королеву, но ей не становилось лучше. И тогда вспомнила старая нянюшка, что ещё в детстве лечила её мать отваром из ромашки - и средство это помогало и детям, и взрослым. Взяла нянюшка корзинку и отправилась в лес. Там, где было посветлее, росло множество этих цветов. Склонилась она к одному: - Скажи мне, цветочек, белый лепесточек, золотая серединка, можешь ли ты вылечить нашу королеву? - Не могу, - отвечает цветок. - Нет у меня такой силы.

Дальше идёт нянюшка, снова ромашки увидела: - Белые цветочки, резные листочки, скажите, ответьте, можете ли вы нашу королеву излечить? - Нет, - закачались ромашки, - нет, не дано нам такой силы. Ты пойди-ка дальше - там, на пустыре, на сорном месте, растут наши сестры - те цветы, что умеют лечить.

Дошла-добрела нянюшка до того пустыря, до того сорного места. Смотрит: и здесь ромашки, только не такие крупные и высокие, как в лесу, а вовсе невзрачные, но тоже - с золотыми макушечками. - Что, бабушка, за помощью к нам пришла? - тихо зашелестели цветы. - Сама ли больна, или кто другой? И когда рассказала старая женщина, в чём дело, цветы тут же отозвались: - Мы можем, можем - вылечим, поможем.

Обрадовалась нянюшка, целую корзинку цветов набрала, идёт домой, торопится. Приготовила она целебный отвар, стала им поить Аницу - потихоньку, украдкой, чтобы знаменитые лекари не заметили, да её, тёмную старуху, не прогнали. День ото дня всё лучше становилось королеве, а через неделю она и вовсе поправилась!

СЕСТРА МИЛОСЕРДИЯ

Цветок этот в народе зовут сестрой милосердия. О целебных свойствах ромашки известно с давних времен. Утешит в беде, поднимет больного, порадует ароматным букетом — вот она какая, ромашка. Стоит посреди поляны в белом чепчике, словно предлагает в фаянсовой чашечке спасительную настойку. Аптечную ромашку можно узнать по запаху, он напоминает аромат яблок.

Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары — бросьте пучок ромашки в огонь, вмиг исчезнут.

Художественные произведения для ознакомления дошкольников с одуванчиком.

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик

Первый, молодой!

У него чудесный

Золотистый цвет,

Он большого солнца

Маленький портрет!

О. Высоцкая

Одуванчик — очень любопытный цветок. Пробудившись весной, он внимательно посмотрел вокруг себя и увидел солнышко, которое заметило одуванчик и осветило его желтым лучиком. Пожелтел одуванчик и так полюбил светило, что не отводит от него восторженного взгляда. Взойдет солнце на востоке — одуванчик на восток смотрит, поднимется в зенит — одуванчик поднимет головку кверху, приблизится к закату — одуванчик не спускает с заката взгляда. И так всю жизнь, пока не поседеет. А станет седым, распушится — и полетят по ветру пушинки - парашютики с семенами, увидят хорошую полянку, опустятся, зернышко спрячется в какую-нибудь впадинку и пролежит до весны.

Рассказ: Михаил Пришвин "Золотой луг"

одуванчики

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идём куда-нибудь на свой промысел, он — впереди, я — в пяту.

«Серёжа!» — позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.

Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.

С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия: "Путешествие в зеленую аптеку"

Лечение растениями зародилось в глу­бокой древности. Для того чтобы зани­маться этим весьма непростым делом, надо научиться узнавать лекарственное растение в лицо.Знакомство детей с некоторыми лекар­с...

Сценарий театрализованной сказки "Лесная аптека" для детей 4-7лет

Сценарий стихотворной сказки, доступной для постановки детьми с ограниченными возможностями в возрасте от4 до 7 лет....

Экскурсия в аптеку.

Продолжаем знакомить детей с трудом взрослых. Развиваем речь детей,расширяем словарный запас....

Зеленая Аптека. Фитотерапия

Материал для ширмыФитотерапия — это лечение растениями. Еще лет двести назад  другого нельзя было, и придумать: фармацевтической  промышленности просто не существовало…....

Ролевая игра "Аптека" с математическим содержанием

Цель игры: - практическое применение знаний о количественном составе числа из единиц в пределах 10, устное называние разных вариантов составления и разложения числа, - производство устно действий « ...

Зеленая аптека

Несколько советов по укреплению здоровья и красоты с помощью комнатных растений...

Сценарий развлечения "Лесная аптека на службе человека"

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы. Дети  узнают, как же могут помочь обыкновенные травы здоровью человека....