Проект "Мир Моря"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Ирина Владимировна Серебрякова

Проект для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx29.72 КБ
Файл vospitatel.pptx2.88 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

В средней группе

«Мир Моря»

Воспитатель: Серебрякова Ирина Владимировна

МАДОУ №1 «Петушок»


Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.

Продолжительность: 1 неделя

Участники проекта: Воспитатель, дети.

Актуальность:

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Общение с природой положительно влияет на человека: делает его добрее, мягче, пробуждает в нем лучшие чувства. Вокруг нас много  ещё  неизведанного и прекрасного. Особый интерес у детей вызывает загадочный мир подводных обитателей. Часто дети задают вопросы связанные с морем, с его обитателями, с образом их жизни, с их особенностями. Хотелось бы познакомить детей    с этим загадочным и таинственным миром. В ходе реализации проекта дети получат знания об обитателях морей   и океанов. Будет удовлетворен интерес детей к данной теме, воспитано чувство любви к природе, желание  узнавать больше интересного, беречь и охранять её.

Цель: Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей. Познакомить детей с разными видами водоемов (море, река, озеро) и многообразием их обитателей. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам водных обитателей и растений.

Задачи:

  • расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять;
  • развивать   логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения;
  • развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
  • развивать способность вслушиваться в звуки природы;
  • развивать познавательный интерес, творческие способности;
  • использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники;
  • воспитывать любовь к природе,  желание сохранять богатства морей и океанов.

Формы и методы работы: наблюдения, игры, отгадывание загадок, чтение художественной литературы, заучивание стихов, пословиц и поговорок, рисование, аппликация, лепка.

Продукт проектной деятельности:

  • Создание мини-музея «Ракушка»
  • Фотографии, картинки, рисунки.

Работа с родителями:

  • Создание книги «Мир Моря»
  • рекомендации родителям по отдыху с детьми на море

Презентация проекта: создание презентации проекта; оформление выставок.

Этапы реализации проекта.

I. Организационный:

  • Изготовление картотеки игр и наблюдений с детьми;
  • Сбор и анализ литературы;
  • Подбор материала для познавательной и творческой деятельности с детьми;
  • Беседы «Море в опасности», «Морские обитатели», «Рыбы – кто они?», «Морские растения», «Все о ракушках», «Кем быть?».
  • Наблюдения «Аквариумные рыбки», «Черепаха»
  • Разработка плана реализации проекта

II. Практический

  • Чтение художественной литературы;
  • Г. Х. Андерсен «Русалочка»
  • А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • скандинавская народная сказка «Волшебная рыба»
  • норвежская народная сказка «Почему вода соленая»
  • С. Сахарнов «Как краб кита из беды выручал»
  • Г. Косова «Азбука подводного мира»
  •  С. Баранов «Дельфины»
  • В. Орлова «Для чего морю наряды?»
  • Чтение и заучивание стихотворений о море и морских обитателях
  • Морской конёк
  • Заучивание пословиц и поговорок о море:
  • В море раз побудешь, век не забудешь.
  •  В море дорог много.
  •  Море шутить не любит.
  •  Море кого любит, а кого губит.
  •  Море любит смелых да умелых.
  •  Перед морем все равны.
  •  Учись, матрос,— капитаном будешь.
  • Рассматривание картин, фотографий и иллюстраций
  • Познавательные занятия
  • Занятие рисование «Аквариумные рыбки»
  • Занятие лепка «Морская звезда»
  • Занятие конструирование из ракушек «Рыбка»
  • Занятие коллективная аппликация «Морские обитатели»
  • Дидактические игры:
  • «Мир моря»
  • «Зоологическое лото»
  • «Отгадай загадку» 
  • «Распутай путаницу»
  • Подвижные игры:
  • «Море волнуется» 
  • «Водяной»
  • «Рыбак и рыбки»
  • Сюжетно – ролевая игра:
  • «Путешествие на корабле»

III. Заключительный:

  • Выставка мини-музея «Ракушка»
  • Выставка рисунков
  • Выставка оригами
  • Выставка книги «Мир Моря»


Приложение

Морской конёк
В море, в зарослях игривых,
Вьется пламя огонька –
Раздувают воды гриву
Норовистого конька.
Видит он любую норку,
За добычей смотрит зорко,
Не зевай, глупыш-рачок:
От врага – один скачок.

Дидактические игры:

«Мир моря»

Цель: познакомить детей с богатым животным миром морей и океанов, способствует развитию ассоциативной памяти.

Ход игры: дети должны разложить карточки на игровом поле по среде их обитания.

«Зоологическое лото»

Цель: узнавать морских обитателей, размещать фишки с животными на необходимые окошки своих карточек.

«Отгадай загадку»

Цель: развивать у детей воображение, мышление, умение делать умозаключения, анализировать.

Ход игры: воспитатель или ребенок загадывает загадку, а дети, отгадав ее, должны аргументировать свой ответ.

«Распутай путаницу»

Цель: умение ориентироваться на листе бумаги, находить выход из морского лабиринта.

Ход игры: помочь морским обитателям найти своих детенышей, пройдя через лабиринты.

Подвижные игры:

«Море волнуется» 
Цель: развивать фантазию, художественный вкус в придумывании морских фигур.
Ход игры: Ведущий отворачивается от остальных участников и говорит:
- Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри!
В этот момент игроки должны замереть в той позе, в которой оказались. Кто первый из них пошевелится, тот становится на место ведущего или отдает фант.

«Водяной»
Цель: развивать умение с закрытыми глазами угадывать своего товарища.
Ход игры: дети стоят в кругу, а ведущий - в центре с завязанными глазами должен определить, кто перед ним стоит.
«Рыбак и рыбки»
Цель: совершенствовать прыжки через скакалку, развивать ловкость и выносливость.
Ход игры: водящий становится в центр круга, образованного остальными участниками. «Рыбак» вращает скакалку так, чтобы она скользила по земле и описывала круги под ногами играющих. Участники - «рыбки» должны перепрыгивать через скакалку, чтобы не «попасться на удочку». Попавшаяся «рыбка» становится «рыбаком».


Конспект занятия «Золотая рыбка»

 Цель: Изображение рыбки на основе овала и аккуратно закрашивание формы, добавление соответствующих деталей (хвостик, чешую, плавники, глаз). 
Задачи: Уточнять представление о внешнем виде рыб.
Развивать чувство формы и цветовое восприятие.
Продолжать воспитывать интерес к сотворчеству с педагогом и с другими детьми в создании коллективной композиции.
Упражнять детей в подборе разных оттенков одного цвета. 
Развивать чувство композиции (красиво располагать рыбок по цвету друг за другом). 
Совершенствовать технические умения и навыки.
Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Демонстрационный материал: Иллюстрации с изображением рыб.
Предварительная работа: Кормление рыб в аквариуме и наблюдение за их поведением. Беседы о внешнем виде и образе жизни рыб. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб. Чтение сказки А.С. Пушкина « Сказка о рыбаке и рыбке»
Раздаточный материал: «Дно подводного мира» изображенного на листе бумаги синего цвета( форматом 35см на 55 см ,для коллективной работы), гуашь, набор кистей № 8, № 3 ,баночки с водой, салфетки.
Ход занятия:
Воспитатель: Послушайте и отгадайте загадку.
Вильнёт хвостиком туда-сюда —
И нет её, и нет следа. 
Дети: Рыбка.
Воспитатель: Послушайте, из какой сказки А. С Пушкина этот отрывок?
В третий раз закинул он невод,-
Пришел невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою.
Дети: Сказка о рыбаке и рыбке.
Воспитатель: О ком говорится в сказке?
Дети: О золотой рыбке. (Дети кратко пересказывают сюжет сказки.)
Воспитатель: А где живет золотая рыбка?
Дети: В подводном мире.
Воспитатель: Давайте заглянем в подводный мир! Что там происходит? Как там красиво: на песчаном дне разноцветные камешки, водоросли зеленые под водой изгибаются. А это кто плывет? Золотая рыбка.(Показ заготовки для коллективной работы)
Воспитатель: Какого цвета рыбка? Большая или маленькая? А как вы думаете, что помогает рыбке плавать? 
Дети: Хвост, плавники.
Когда рыбка плывет, её хвостик двигается из стороны в сторону.
(Воспитатель показывает движения рыбки рукой и предлагает детям тоже сделать рукой так, как рыба хвостом).
Воспитатель: Как вы думаете, рыбка нас видит? 
Дети: Да, ведь у неё есть глаза.
Воспитатель: На что похоже её глаза?
Дети: На маленькие черные бусинки.
Воспитатель. А вы хотите поиграть в рыбок?
Физкультурная минутка:
У реки росла рябина (присев постепенное выпрямление туловища, руки вверх покачивая).
А река текла, рябила (плавными движениями рук впереди).
Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).
Там гуляла ры-би-на (ходьба).
Эта рыба – непростая (прыжки).
Называется – золотая (ходьба на месте).
Рыбка плавает в водице ( плавными движениями рук впереди)
Рыбке весело играть ( прыжки)
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула, (прогнуться назад и потянуться)
Глазиком нам подмигнула.
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла. (Дети изображают резвящихся рыбок)
Воспитатель: Золотая рыбка что-то сообщить нам хочет. Видите, белые пузыри от ее губ вверх поднимаются. Ой, беда, беда! Растеряла рыбка своих сестричек золотых рыбок. Ей грустно без них. Ребята надо помочь рыбке!
Воспитатель: Хотите научиться рисовать красками Золотую рыбку? (показ нарисованного образца рыбки)
Подумайте, какая форма лежат в основе ее изображения?
Дети: Овал.
Воспитатель: А что ещё есть у рыбки?
Дети: Хвостик, чешуя, плавники, глаза.
Воспитатель: Попробую нарисовать рыбку, для работы возьму большую кисточку и желтого цвета гуашь. Нарисую сверху дугу и снизу дугу так, чтобы получился овал. В одном месте дуги должны пересекаться, это будет хвостик рыбки. ( Показ последовательности рисования).
Воспитатель: Овал аккуратно закрашиваю. И даю подсохнуть.
Воспитатель: Затем беру кисточку поменьше и рисую рыбке хвостик, плавники.
Воспитатель: Что ещё надо добавить рыбке?
Дети: Чешуйки и глазки.
Воспитатель: Правильно. Рыбке обязательно надо прорисовать чешую. (показ)
Воспитатель: Вот у меня получилась золотая рыбка. 
А сейчас Вы попробуйте нарисовать Золотой рыбке ее сестричек, как запомнили. Но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика: « Рыбки»
Рыбки плавали, ныряли
В чистой тепленькой воде (сложить пальцы щепоткой, совершая волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):
То сожмутся (очень плотно сжать пальцы),
Разожмутся (растопырить пальчики в стороны),
То зароются в песке (сложить пальчики вместе и поочередно совершать движения руками, как будто раскапываете песок).
Воспитатель: Пальчики размяли, приступаем к рисованию рыбок.
Дети рисуют золотых рыбок. Воспитатель оказывает индивидуальную помощь, обращает внимание, как дети набирают краску, правильно ли держат кисть)
Воспитатель: Молодцы, красивых рыбок нарисовали! Ребята, посмотрите, Золотая рыбка обрадовалась, что нашлись ее сестрички. Она благодарит вас за оказанную помощь. Они могут исполнить ваши желания.
Воспитатель: Правильно, если стараться и много трудиться, то все получиться. Молодцы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитатель: Серебрякова Ирина Владимировна МАДОУ №1 «Петушок» Презентация проекта в средней группе «Мир Моря»

Слайд 2

Цель Создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных исследовательских и творческих способностей детей. Познакомить детей с разными видами водоемов (море, река, озеро) и многообразием их обитателей. Воспитывать положительное отношение ко всем без исключения видам водных обитателей и растений.

Слайд 3

Задачи расширять представления детей об обитателях морских глубин, формировать умение размышлять; развивать логическое мышление, умение на основе сопоставления фактов, результатов, наблюдений делать выводы и заключения; развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; развивать способность вслушиваться в звуки природы; развивать познавательный интерес, творческие способности; использовать различные нетрадиционные художественно – графические техники; воспитывать любовь к природе, желание сохранять богатства морей и океанов.

Слайд 4

Этапы реализации проекта

Слайд 5

Знакомство с картой и глобусом

Слайд 6

Знакомство с художественной литературой

Слайд 7

Дидактическая игра «Мир Моря»

Слайд 8

Дидактическая игра « Р аспутай путаницу»

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на корабле»

Слайд 10

Ручной труд Создание мини-музея «Ракушка»

Слайд 11

Мини-музей «Ракушка»

Слайд 12

Художественное творчество

Слайд 13

Работа с родителями Книга «Мир Моря»

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно тематическое планирование по программе "Возле моря я живу, море я своё люблю"

Программа расчитанна для детей старшего дошкольного возраста....

О, море, море!

В занятии отражена любимая нами взрослыми и детьми тема МОРЯ....

Конспект НОД в подготовительной группе "Море, море, жизнь на дне", с использованием здоровьесберегающих технологий

Базовая образовательная область "Музыка", интеграция образовательных областей: "Физическая культура", "Познание", "Социализация" , "коммуникация"....

Учебно-методическое пособие "Море слева, море справа"

Пособие развивает восприятие и наблюдательность детей 5-6 лет. Используется для ознакомлением с окружающем миром....

Комплексное занятие в подготовительной к школе группе из цикла"Уроки моря"Тема "Мир моря"

Занятие направлено на развитие познавательной деятельности,для расширения знаний о море и морских организмов....

Паспорт проекта "Море, море - мир бездонный..."

В современном обществе чувствовать себя уверенно могут лишь социально развитые личности, обладающие интеллектуальным, психологическим и социо-культурным потенциалом, что позволяет обеспечить проектная...

«Чёрное море – любимое море мое».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста  с  использованием ИКТ...