Конспект развивающего занятия "Гжель"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Знакомство детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формирование уменияпередавать элементы росписи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx113.84 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.

Развивающая: развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй,  ритм и характер элементов.

Воспитательная: воспитывать интерес к народному декоративному искусству; вызывать положительный эмоциональный отклик на прекрасное.

Материалы: изделия гжельских мастеров (или художественные фотографии, дидактические альбомы, плакаты

Ход беседы:

1.              Сегодня мы познакомимся с искусством гжельской росписи.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение:

Наш любимый край – Россия,

Где в озерах синева,

Где березки молодые

Нарядились в кружева.

Небо синее в России.

Реки синие в России.

Васильки и незабудки

Не растут нигде красивей.

         Как называется наша родина? (Россия). Славится наша Родина своими мастерами. Издавна русский народ передает свою любовь к Родине, ее величию и красоте в своем мастерстве. Не зря говорят в народе:

“С мастерством люди не родятся,

но добытым мастерством гордятся”.

 

2.               Давайте рассмотрим изделия гжельской росписи. Полюбуйтесь на красивую роспись гжельских мастеров. Они вам нравятся? Чем нравятся?

Какие цвета присутствуют на гжельской росписи?

Все эти изделия называют: “Гжель, гжельскими”.

И сегодня наше занятие посвящено «Сказочной гжели». (дети садятся на свои места)

3.               Но расскажу я вам не сказку, а быль. Что такое «быль»? Быль – это то, что было в действительности, происходило на самом деле.

         Давным-давно это было. В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь дремучих лесов стояла деревушка Гжель Жили там смелые и умные, добрые и работящие люди. Издавна делали они посуду из белой глины. Даже название деревни связано было со словом «жечь», ведь изделия из глины обязательно подвергали обжигу в печи при высокой температуре. И вот собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали-думали и придумали. Решили лепить посуду такую, какой свет не видывал.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает, плавничками потряхивает. Дивная получилась сахарница.

Стали дальше думу-думать. Как бы украсить такую затейливую посуду?

Разошлись по домам. Идут дорогой и смотрят. А вокруг сказочная красота, разливается синь-синева: высокое синее небо с белыми облаками ,  вдалеке синий лес виднеется , синяя гладь рек и озер, а над ними белый туман стелется.

Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. И всё, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава.

Полюбилась нарядная посуда людям, и стали называть ее ласково «Нежно-голубое чудо - сказочная гжель».

 На весь мир прославили гжельские мастера свой любимый край, всем поведали, какие умелые мастера живут на Руси.

И по сей день жив старинный городок Гжель. Трудятся в нем внуки и правнуки знаменитых мастеров, продолжают славную традицию, лепят и расписывают удивительную гжельскую посуду.

Гжельские узоры приятно рассматривать.

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/50/b380ae20f111e6b1f6a3d8f9f4a19a/-/%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0.jpg

Их можно  увидеть не только на фарфоре, но и на картинах, вышитых или расписанных, и на одежде, на постельном белье. Самый излюбленный узор – гжельская роза.  

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/dd/161a8e20f111e6a0b79c3985fc6fdc/-/%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B02.jpg

Чем отличается гжель? Прежде всего своим цветом. Синий цвет  на белом фоне. По белому фону ведет рука художника кисточку с краской, то сильнее, то слабее нажимает на нее. И все, что рисует кисть, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска …, а какая нарядная и праздничная получается роспись!

А теперь, ребята, опишите элементы узора, как они расположены на изделии?

http://i.xn--90acdkuwc.xn--p1ai/u/01/996f4620f211e696e4a718b859c1b7/-/%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%822.jpg

 (кружки, точки, полосы, сеточка, завитки,  дуги, волнистые линии, капельки)

4.                Физминутка.

Наши синие цветы распустили лепестки,

Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

Наши синие цветы закрывают лепестки,

Тихо засыпают, головой качают.

          Завтра утром все цветки

          Вновь распустят лепестки.

И в заключении нашей беседы, пусть каждый расскажет, что из моего рассказа, ему запомнилось больше всего.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия педагога-психолога с детьми средней группы

Занятие направлено на развитие у детей положительного отношения к себе и другим, развитие воображения, снижение симптомов агрессивности, снятие мышечного и психоэмоцтонального напряжения. Детям заняти...

Конспект развивающей игры "Полёты в Космос" для детей подготовительной группы.

Для провеления этой игры были подготовлены математические планшеты и цветные палочки Кюинезера. Дети вначале выкладывали летательные аппараты при помощи резиночек на математических планшетах, а во вто...

Конспект развивающего занятия по экологии.

Конспект развивающего занятия по экологии для старшей группы....

Конспект развивающего занятия по подготовке детей к обучению грамоте

Цель занятия:закреплять умение проводить звуковой анализ слов, различать звуки по их качественному звучанию; закреплять умение ориентироваться в слоговой структуре слова, умение составлять предл...

Конспект развивающего занятия с дошкольниками

Развивающие занятия с дошкольниками по авторской программе «Обучение с развлечением» в период подготовки детей к школе. Тема занятия: «Развивай-ка».Цель занятия: Развитие познавательных способностей у...

Конспект развивающей игры. «Новые приключения Царевны-лягушки». подготовительная группа

Цель игры: развитие воображения как основы творческой деятельности; образной, ассоциативной памяти; формирование нестандартного мышоения; развития координации, мелкой моторики и коммуникативных ...

Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...