Конспект прогулки для детей 5-6 лет по теме "Берёза зимой".
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа) на тему

Зиновьева Светлана Александровна

Конспект прогулки по теме "Берёза зимой", опытничесукая деятельность, подбор стихов и загадок помогут сделать прогулку интересной и познавательной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_progulki_dlya_detey_5.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект прогулки для детей 5-6 лет.

Тема: «Берёза зимой».

Осваиваемые образовательные области: социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная.

Цели: формировать знания о жизни растений зимой, о защитных свойствах снега в жизни растений,  воспитывать бережное отношение к природе, способствовать  развитию любознательности, совершенствовать двигательные умения и творческие способности.

Материал и оборудование:  3 ёмкости с одинаковым количеством воды, картинки из серии «Деревья», изображение берёзы в разное время года.

Ход прогулки:

Перед началом прогулки подготовить опыт. Поместить ёмкости с одинаковым количеством воды в разные места: 1- поставить на поверхность сугроба, 2-зарыть неглубоко в снег, 3-зарыть как можно глубже. Наблюдать за ёмкостями в течение прогулки и сделать вывод. Цель: показать детям защитные свойства снега.

Дети собираются около воспитателя. Вопросы для беседы:
-Какое сейчас время года? (вспомнить приметы, обратить внимание на небо, день, погоду).
-А сколько всего времён года?
Давайте всех их вспомним и сделаем небольшую
разминку:

Круглый год, круглый год,
За зимой весна идёт.
За весною следом -
Торопится к нам лето.
У кого не спросим -
Идёт за летом осень.
А за осенью сама
Вновь идёт, спешит зима.

Сколько месяцев в каждом времени года?
Как называется первый зимний месяц?
О каком месяце загадка:

Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.

Брызнешь воду – упадёт не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится, от мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету. Что скажи за месяц этот?  (Январь)
- Назовите последний зимний месяц.

-Для чего нужна зима?  (Что бы природа отдыхала).
- Мы рады зиме?  (Да).
- А животные и растения рады зиме?
(Они приспособились к зиме: деревья сбрасывают листву, перелётные птицы улетают в тёплые края, одни животные ложатся в спячку, другие запасают корм, у них происходит  линька).
Сегодня мы поговорим о растении. А о каком, вы узнаете из стихотворения, которое нам  прочтёт  Вера Михайлова  (С.Есенин «Белая берёза»).

Есть ли у нас на участке такое дерево? Давайте подойдём к нему. По каким характерным  особенностям вы узнали берёзу? Давайте вспомним, как выглядела берёза летом (показать картинки). А осенью?
- Что изменилось с приходом зимы?  (Нет листвы).
- Почему нет листьев?
- Что лежит на ветках?  (Снег).
- Что происходит с деревьями зимой? (Они спят, отдыхают).
- В каком состоянии находятся деревья зимой?  (Покоя).

Зимой берёза не замерзает, она живая, но от мороза её веточки становятся хрупкими и быстро ломаются. А если бы на них были листья, точно бы сломались.
- Что бы могло произойти, если бы на ветках было много снега или он был очень тяжёлый? Поэтому в зимнее время года ветки лучше не трогать, с ними нужно обращаться очень бережно. Если подберём обломанные ветром веточки и поставим их в воду, то они зазеленеют.

Физминутка:

- Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
(руки развести в стороны)
- Каждое старается
К небу, солнцу тянется!
( руки поднять вверх)
- Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки.
(Машем руками)
- Даже толстые стволы
Наклонились до земли

(наклоны вперёд).
- Вправо – влево, взад – вперёд-
Так деревья ветер гнёт
(Наклоны в разные стороны)
- Он их вертит, он их крутит
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем).

Вернёмся к нашей берёзке.
- Где у берёзы ствол?
Найдите самую широкую часть ствола. Где она находится? (внизу).
-В каком месте ствол самый узкий? (наверху).
- Кто у нас самый сильный в группе?
Обними дерево и попробуй его выдернуть.
Не получается? А теперь попробуй выдернуть палочку. Легко?
- Почему же не получилось выдернуть дерево?
Дерево (берёза) стоит вертикально и крепко удерживается корнями в земле, поэтому берёза не падает.
- Как вы думаете, нужен ли деревьям снег? Зачем?
Давайте сейчас посмотрим на наши баночки с водой. И выясним, в какой из них вода более тёплая.  Сравниваем:  Чем глубже будет находиться ёмкость с водой, тем теплее будет вода. Самая холодная вода будет в ёмкости, стоявшей на поверхности сугроба. Вывод:  Так зачем же снег деревьям?  Корням растений под снегом и почвой тепло. Чем больше снега, тем теплее растению.
Трудовая деятельность:

Давайте все вместе позаботимся о наших берёзках. Мы возьмём лопатки и укроем стволы деревьев снегом, чтобы они не вымерзли.
Молодцы! Очень славно потрудились. А теперь детвора, поиграть пришла пора!
Подвижная игра «Два мороза».
При помощи считалки выбираются «морозы», 2 человека. Остальные дети находятся на небольшом расстоянии от них. Можно вспомнить правила безопасности при проведении подвижных игр.
Морозы:
Мы два брата удалые,
Два мороза молодые.
Я – мороз - красный нос,
Я – мороз – синий нос.
Ну -ка, кто из вас решится
В  путь дороженьку пуститься?
Дети: Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз.
После этих слов «морозы» догоняют детей. Кого они дотронулись, останавливается, «замораживается». Игра продолжается до тех пор, пока не останутся 2 человека. Они становятся новыми «морозами». Игра повторяется  2-3 раза.
Поблагодарить детей за работу.
Самостоятельная деятельность детей.

Дополнение:
Речевая игра «Снежные слова» (подбор однокоренных слов):
Воспитатель читает стихотворение, а дети добавляют последнее «снежное» слово.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю…   (снег).
С неба всё скользят пушинки – серебристые…(снежинки).
На деревья, на лужок  всё снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – всё сильнее…(снегопад).
Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом снежная фигурка – это девочка…(Снегурка).
На снегу – то посмотри, с красной грудкой…(снегири).
На какое слово похожи слова, добавленные вами?  (Снег).

Подбор прилагательных и глаголов:
Снег – белый, пушистый, холодный; идёт, летит, падает, ложится.
Мороз – сильный, лютый, трескучий, суровый; трещит, кусает, рисует.
Зима – холодная, морозная, снежная; пришла, запорошила, злая.

Стихотворение о берёзе:
Стоит берёзка в пелеринке,
Звенит на ветках бахрома.
Чем легче, тем нежней снежинки,
Тем холодней стоит зима!

Дидактическое упражнение «Зимние слова».
Воспитатель называет слова, относящиеся к разным временам года. Если дети услышали слово, относящееся к зиме, они должны хлопнуть в ладоши один раз.

«Бывает – не бывает».
Не бывает зимы без… ( снега, сугробов, вьюг).
Зимой можно…(кататься на санках, лепить снеговика и так далее).
Нельзя зимой…(есть снег, ходить без шапки и так далее).

«Третий лишний».
1. Декабрь, зима, январь.
2.
Снежки, лыжи, коньки.
3. Снежок, снеговик
, снегирь.
4. Метель, коньки, снегопад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект прогулки для детей разновозрастной группы

Работа в разновозрастной группе имеет свои сложности. Предложенный материал, поможет педагогам, работающим в разновозрастных группах при проведении  и планировании прогулок....

Конспект прогулки для детей раннего возраста "Что нам принесла весна"

Прогулка для детей раннего возраста ..Формирование знаний о весне .Повышение уровня физической подготовленности.Развитие речи...

Конспект прогулки для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года) «Зимушка-зима»

Конспект прогулки для детей младшего дошкольного возраста (3 – 4 года)«Зимушка-зима» Цели: продолжать формировать представление о зиме; продолжать знакомство с природным явлением – снег...

ТЕМАТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ. «ПОМОЖЕМ ПТИЧКАМ ПЕРЕЖИТЬ ЗИМУ!» РАЗВЕШИВАНИЕ КОРМУШЕК.

Тематическая прогулка для детей старшего возраста.Разввешивание кормушек....

Конспект прогулки в подготовительной группе на тему: «Наша зимушка-зима»

Конспект прогулки  в подготовительной  группена тему: «Наша зимушка-зима»...

Конспект прогулки для детей 3 - 4 лет «Здравствуй Зимушка – зима!»

laquo;Здравствуй Зимушка -зима!» Цель: формировать представление о зиме, вызывать радостное настроение от красоты зимней природы.Задачи:- формировать знания детей о снеге, его х...