Викторина "Мы друзья природы"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Игровая деятельность в форме викторины. Команды детей вертуально отправляются в мир природы, где им необходимо проявить знания природы и основы гуманно- ценностного отношения к природному миру. Команды выполняют задания предложенные ведущим с участием родителей, на правильность и время Конкрсы оценивает жюри. В конце викторины подведение итогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности  по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

Викторина

«Мы друзья природы»

Игра-викторина составлена для  детей старшей группы

Игра проходит на основе одноименной презентации,

созданной в программе PowerPoint

Санкт-Петербург

2018 год

Цель: Формирование  основ экологического сознания и экологической культуры детей

           дошкольного возраста

Образовательные задачи:

  • Учить использовать и демонстрировать экологические знания  в играх
  • Формировать умение обобщать по существенным признакам.
  • Поддерживать интерес к явлениям живой природы.
  • Учить детей соблюдать правила игры, умение слушать ответы товарищей и дополнять их.

Развивающие задачи: 

  • Развивать экологическое мышление и творческое воображение, смекалку, сообразительность.

Воспитательные задачи: 

  • Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения к природе, любовь к Родине и к родному городу
  • Воспитывать любовь к природе, необходимость бережного отношения к ней.
  • Воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
  • Воспитывать чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.

Участники: педагоги, родители, дети.

              Методические приемы: стихи, загадки, вопросы, игры.

Ведущий 2:  Правила нашей игры:

  • Каждой команде предлагается выполнить интересные задания разной степени сложности (от 1 до 5 баллов соответственно);
  • Нельзя перебивать ведущего, т.е. сначала выслушать вопрос до конца, и только потом давать ответ.
  • Задания выполняются командами по очереди;
  • В обсуждении ответа участвуют все, а отвечает любой игрок из состава команды;
  • В случае если ответ неверный или даны ответы не на все вопросы, дать правильный ответ может  другая команда, получая дополнительные очки;
  • Родители могут дать ответ, если   обе команды не справились с заданием.

Члены жюри подводят итоги после каждого конкурса.

  • За каждое нарушение этих правил жюри имеет права снимать от 1 до 3 баллов.

Оценивать  игру команд будет жюри в составе:

_____________________________________________________________________________

Ведущий 1: Итак. Наша игра начинается!

Похожее изображениеВИКТОРИНА «Мы друзья природы»

Кто

Материалы

1

Вводная часть:

Ведущий:

Здравствуйте девочки, мальчики и уважаемые взрослые! Сегодня мы с вами отправляемся в уникальное, очень интересное и познавательное путешествие, мир природы. В пути вам пригодятся знания и смекалка, дружба и находчивость, быстрота и аккуратность выполнения заданий.  Действуйте дружно, весело и у вас всё получится.

Ведущий:

На экране у нас появилась загадка. Попробуем отгадать?

Городская птичка,
Птичка - невеличка!
На рассвете "чик-чирик"
Принесет и свет, и крик!
Поклюёт с твоей ладошки
Приготовленные крошки -
Малый, серый, всех смелей -
Кто же это? 

Друзья мои, это же  воробей, друг Зиньки из произведения

В. Бианки «Синичкин календарь»   Может мы, узнаем, зачем он к нам прилетел? (чириканье воробья)

Ведущий:- Скажите, кто-нибудь понимает, о чём чирикает воробей? А я  вам попробую перевести  с птичьего языка

Воробей  чирикает о том, что узнал от Зиньки о нашем путешествии  в  мир природы, и желает с нами в путешествие, что бы, больше знать о природе.

Ведущий:-Да, воробей очень любознателен. Ну что, девочки и мальчики берём его с собой ?

Эмблемы

(3- для команд и жюри) бейджики

мольберт

фломастер

Ведущий:

Итак, наше путешествие начинается с экологических «приветствий».

(Команды приветствуют друг друга)

2

Приветствие команд

Приветствие команды  «Снежинки»

Будем бить тревогу вместе
Потому, что все в ответе,
Как нам в новом веке жить, 
Как природу сохранить!

Приветствие команды «Снеговички»

Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном,
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая, перелетных.
Так давайте сбережем, 
Наш большой природы дом

3

Литературная пауза

 Ведущий:

-Ну вот, мы услышали приветствие команд, а теперь прошу вас, занять свои места. Сейчас предлагаю послушать прекрасное стихотворение,  о природе.

Уголок

Осторожней, не порвите

Эти шелковые нити.

Дело в том, что я знаком

С этим быстрым пауком.

 

Свой сачок оставьте дома;

Мотылек — он мой знакомый.

А сердитый этот жук —

Мой надежный старый друг.

 

Барабанит гулко дятел.

Этот дятел -

Мой приятель.

И щебечет часто-часто

Мне синица:

- Здравствуй, здравствуй!

 

И береза мне знакома,

И трава,

И облака.

И другого

Никакого

Мне не надо уголка.

Автор: Г. Сатир

Ведущий: Прекрасные стихи, а как красиво вы читали. Спасибо.

Ребёнок

4

1конкурс

Блиц

Ведущий: Объявляю первый конкурс «Блиц игра»

Команда «Снежинки»

1. Новогоднее дерево (ёлка)

2. Белобокая птица (сорока)

3. У какой птицы красная грудка? (у снегиря)

4. . Какие звери меняют окрас? (белка, заяц)

5. Какие цветы расцветают весной первыми? (подснежник, мать и мачеха)

6. Лошадь в тельняшке (зебра)

7. Назовите детенышей курицы (цыплята) 

8. У какого животного самая длинная шея (жираф)

9. Какое растение может нас обжечь? (крапива)

10. Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края? (перелётные)

Команда «Капельки»

     1. Как называется жилище медведя? (берлога)

     2. Делают ли запасы еды зайцы? (нет)

3. Какая птица выводит птенцов зимой (клёст)

4. Какой зверь мышкует зимой? (лиса)

      5. Кто из зверей делает запасы на зиму? (белка) 

6 Время года, когда просыпается природа. (весна)

7. Кто является доктором леса из птиц? (дятел)

8. Дикий родственник свиньи. (кабан)

9. Сколько ног у паука? (восемь)

10. На каком дереве растут желуди? (на дубе)

5

2 конкурс

Конкурс  капитанов

Ведущий: Команды показали свою готовность к путешествию, а как же капитаны. Я приглашаю капитанов команд на конкурс.

1.На березе выросло три больших и две маленьких шишки. Сколько всего шишек выросло на березе?

2.Яблоки растут на дубе или на сосне?

3.С дерева сорвали 4 свеклы, а с куста три морковки. Сколько овощей сорвали с дерева и с куста?

1.Чего больше на поле – ромашек или цветов?

2.Кого больше в лесу – медведей или зверей?

3.Снесла уточка яичко – кто из него вылупится – курочка или петушок?

Ведущий: Подвели итоги,

А наше путешествие продолжается …

Капитаны

6

3 конкурс

«Рассели зверей»

Ведущий: Дети, кто из вас был в ленинградском зоопарке?  Кроме  птиц, кого ещё вы видели (зверей). Они там все, в одной клетке? (нет) А у нас все звери дикие и домашние оказались вместе. Думаю их надо скорей расселить, чтобы не случилось беды.

Внимание:  

Разложить изображения животных в обручи на две группы: дикие и домашние звери      

Команды

Обручи(4)картинки с изображением зверей диких и домашних

7

4 конкурс «Деревья»

Ребёнок:  

«Шуми, шуми зеленый лес!

Знаком мне шум твой величавый,

И твой покой, и блеск небес

Над головой твоей кудрявой.

Я с детства понимать привык

Твое молчание немое

И твой таинственный язык

Как что-то близкое родное».

Ведущий: Следующее задание для команд

«Моделирование   дерева в обруче»

Члены команд собирают из деталей сезонное дерево и определяют, как называется дерево.

Команды

Детали на столах

На подносах материал на все времена года

8

5 конкурс

«Картинки -загадки»

Реки и каналы Санкт-Петербурга 

Ведущий:

Друзья, мы знаем, что сады и парки, в которых  растут городские растения, являются легкими нашего города, а вот реки и каналы  - это кровеносные сосуды нашего города. Вода даёт жизнь всей живой природе

 Я  предлагаю вам игру. «Картинки – загадки»

 Условия игры:

 По картинкам, которые будут появляться на экране,  нужно отгадать реки притоки и каналы  нашего города. Подсказкой будут служить  картинки.  И ещё, к участникам  команд присоединяются  родители. Итак; внимание на экран.

Команды

Дети+

родители

9

6конкурс

«Пресноводные рыбы»

Ведущий: Молодцы команды, особенно родители. Я предполагаю, что вы знаете не только, реки и каналы, но и рыбу, которая в них водится. Мы продолжаем играть с участием родителей. Внимание команды, у вас на столах разрезные картинки, вам необходимо собрать картинки с изображением пресноводных рыб и назвать их

Команды

Дети+

родители

Разрезные картинки с изображением рыб

10

7 конкурс

«Птицы»

Ведущий:

Внимание  загадка

Воробьи, стрижи, пингвины,

Снегири, грачи, павлины,

Попугаи и синицы:

Одним словом это ... (птицы)

Думаю, воробей обидится, если он ничего нового не узнает о своих близких родственниках птицах. Предлагаю настольную игру. Рассмотреть картинку, определить сколько птиц спряталось в картинке, и какие из них зимующие.

1.Игра настольная. «Сколько птиц спряталось в картинке?»

Ведущий:

-Послушайте, воробей  даже зачирикал от удовольствия. В таком случае мы его ещё порадуем весёлой, шуточной игрой. Играют обе команды одновременно

2.Игра-шутка «Птицы»  

Ведущий:

Я буду называть только птиц, но если вы услышите название другого животного,  дайте мне знать, хлопнув в ладоши, но только не кричать.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы, мухи и стрижи… (Дети хлопают.)

Что неправильно? (Дети: «Мухи!»)

А мухи – это кто? (Дети: «Насекомые!»)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны. (Дети)

А теперь кто помешал? («Макароны»)

Прилетели птицы: Голуби, куницы (если не обратят внимания на куниц, объяснить, что это зверь)

Прилетели птицы: Голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки (Дети хлопают. Повторяется вопрос. ОтветКомары)

Прилетели птицы; Голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди и утки - и спасибо шутке!

Команды

Картинки-загадки с изображением птиц

Ведущий:

-Сейчас  у нас музыкальная пауза, а вот композитором является сама природа. Представим себе на пару минут, что мы оказались в летнем лесу.  Здорово, что есть такие современные технические возможности.

Включаем звуки леса.

11

Муз.пауза

«Звуки природы»

H:\0001.jpg

12

8 конкурс

Д/задание команд

«Чьи домишки?»

Ведущий: Девочки и мальчики, уважаемые родители следующий конкурс мы посвятим домашнему заданию. Напомню; каждая команда  подготовила презентацию на тему: «Чьи домишки?»        

(Улей  -    Пчелы   Муравейник  -  Муравьи)

Каждая команда защищает свой проект

МУРАВЬИ

 Дети отвечают на следующие  вопросы:

- как называется жилище муравья

- назвать жителей муравейника; (муравьи: муравьиная королева, няньки, рабочие, солдаты, строители)

- назовите, на какие помещения делится муравейник? (комната муравьиной королевы, комната для яиц, помещение для личинок, камера хранения продуктов, мусорный склад, помещение для зимовки) Камеры соединяются между собой многочисленными ходами

- где зимуют муравьи?(в нижних слоях муравейника, под землей) 

- как защищается муравей от врагов?

(муравьиной  кислотой)

- какую пользу приносят муравьи? (муравьи уничтожают вредных насекомых, их гусениц, личинок и яйца)

- какие птицы пользуются услугами муравьёв? (скворцы, сороки, вороны, малиновка…)

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

ПЧЁЛЫ

-как называется жилище пчелы (улей)

-из чего состоит улей? (корпус, крыша, подкрышник, рамка, кормушка, дно улья)

-назвать жителей улья (пчёлы: пчела-матка, рабочие пчёлы, трутни)

-особенности строения улья

-где зимуют пчёлы? (в улье, а дикие в нижней части дупла) 

-как называется та часть улей, где находится мёд? (соты)

-как защищается пчела от врагов? (жало)

-какую пользу приносят пчёлы? (для человека мёд, в природе опыляют растения)

-какие птицы, поедают пчёл? (синицы, ласточки, осоед, щурка золотистая)

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Ведущий: Спасибо всем, за интересные проекты.

Команды

Дети+

родители

13

9 конкурс

Игра – путаница «Детки и ветки»

Ведущий: - Друзья мои напомните нам, где берут нектар пчёлы? (в цветах) А, что такое цветы? (растения). Где можно увидеть муравейники? (в лесу). Что растёт в лесу? (деревья, кусты, цветы, травы)

Как, это всё называется одним словом? (растения)

Так вот девочки мальчики, у воробья произошла путаница в картинках с изображениями растений, цветов, плодов. Давайте ему поможем. Вам нужно правильно соединить части растений

Ведущий: Спасибо дети, думаю, теперь воробей запомнит, что помидоры растут не на деревьях, а шишка сосновая растет не на ели.

Команды

Дети

Столы

Картинки с изображением растений, цветов, плодов.

15

«Украсим наш город цветами»

Ведущий: Растения не только полезны для нашего здоровья, но и  украшают нашу землю, наш город.

Я предлагаю вам зажечь «Звездочку обдумывания». Для   каждой команды родителей  приготовлено  изображение цветов

Для одной команды бархатцы, для другой ноготки

На столах лежат лепестки, на которых нужно написать как можно больше  вариантов необходимости и пользы этих  растений в нашей жизни, способы ухода за ними.

Ведущий: Да, команда родителей нам поведала много интересного и полезного о цветах, спасибо. Думаю, настало время приступить к посеву семян цветов  цинии, ноготков, что бы весной они украшали участки нашего детского сада, пусть даже маленький уголок нашего города.

Посев семян цветов

Дети+

родители

Авторучки лепестки бумажные

Изображение цветка

Цветочные горшки,

семена цветов, совочки, стеки, лейки с водой, резиновые перчатки, фартуки.

Пока жюри подводит итоги конкурсов. Скажите мне, понравилось ли вам наше путешествие

Ведущий: Какой конкурс больше понравился, почему? (ответы детей и родителей)

Городской птичке-воробью,  тоже понравилось наше путешествие, ведь он много интересного узнал благодаря вам

Друзья мои, любите и берегите природу. Спасибо всем.

Награждение команд

Звучит «Гимн природе»

(все встают полукругом и подпевают)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;формировать пер...

Познавательно – исследовательский проект для детей старшей группы на тему «Друзья природы» в номинации «Мы оберегом станем для природы»

Познакомить дошкольников с Красной книгой Саратовской области, умение ценить и создавать красоту, воспитывать бережное отношение к природе....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с природой в подготовительной группе «Мы – друзья природы»

Цель: Систематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:1)       Выявить знания о птицах,  животных, деревьях;2)...

Занятие по ознакомлению с миром природы "Мы друзья природы"

Занятие по ознакомлению с миром природы...

Интегрированное занятие по экологии в старшей подгруппе МБДОУ «Крутогорский д/с» (тематическая неделя «Мы друзья природы» - с 17.04. по 21.04.) «Жалобная книга природы»

Цель: Расширять представления детей о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, взаимосвязи природы и человека.Задачи: развивать познавательный интерес к миру природы;форми...

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе №9 на тему: «Мы друзья природы природы»

Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.Программное содержание:Образовательные:- продолжать уточнять и обобщать знания детей о растительном и жи...

Сценарий мероприятия "Мы друзья природы" раздел Безопасность в природе

Предлагается конспект сценария мероприятия для детей старшего дошкольного возраста "Мы друзья природы"....