Конспект "В стране насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Богатырева Марина Юрьевна

Конспект занятия по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dlya_bogatyrevoy_1.docx36.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе  

«В стране насекомых»

Цель: Уточнение и закрепление знаний детей о насекомых, их строении, жизнедеятельности.
Задачи:

Образовательные:

Углублять, расширять и обобщать представления о насекомых, как живых организмах, об их среде обитания, об особенностях приспособления к условиям существования, способах размножения, пище.
Развивающие:

      Развивать умение применять свои знания, быстро отвечать на вопрос;
      Развивать наблюдательность, сообразительность, мыслительную деятельность;
Воспитательные:

      Воспитывать чувство любви к природе, бережное отношение к окружающему природному миру, устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.

Оборудование: демонстративный материал, картинки с изображением насекомых,

Активизация словаря: жало, летает, ползает.

Ход НОД

Дети входят под звуки природы (поют птицы, насекомые жужжат, стрекочут)

Вос-ль: Весна пришла, всех разбудила

              От зимней спячки, холодов.

              Душа проснулась и раскрылась

              Весну встречать весь мир готов!

- Ребята, а вы рады приходу весны? Что происходит весной?

Дети: Весной ярче светит солнце

             Весной прилетают птицы с юга.

             Весной тает снег

             Весной текут ручьи

             Весной появляется трава

             Весной распускаются цветы

             Весной становится теплее.

Вос-ль: Молодцы, все знаете. Вы говорили что рады приходу весны. А кто еще в природе радуется приходу весны? (ответы детей)

Дети: С наступлением тепла появляются и насекомые.

Вос-ль: Давайте поиграем поиграть в игру «Найди насекомое»: перед вами лежат карточки, из них нужно выбрать только насекомых (объяснить свой выбор предложить 2-3 детям).

Вос-ль: Насекомые – это удивительные животные, они очень маленькие, у них всегда 6 ног, есть голова, грудка и брюшко, пара усиков и крылья. Как вы думаете, где можно их встретить? (везде: в городе, на лугу, у реки, в лесу). Куда бы мы ни отправились, нас везде будут окружать насекомые. Только увидеть их не всегда легко, ведь они очень маленькие.

Вос-ль:- Ребята, мы с вами недавно читали интересную книгу про путешествие Карика и Вали в страну насекомых, которую написал Ян Ларри. Вы бы хотели отправиться в такое же путешествие?

Восп-ль: - Посмотрите, тут есть волшебная жидкость, если выпить ее, мы все станем очень маленькими, размером с насекомых. Вы готовы?

(звучит загадочная музыка)

Раз, два, три! В страну насекомых попади!

Восп-ль: Вот мы с вами и попали в страну насекомых. Посмотрите как здесь интересно. Давайте подойдем поближе к пруду. Кто нас встречает? На ветке рогоза сидит стрекоза.  Давайте ее рассмотрим.  Что вы о ней знаете? (ответы детей)

Восп-ль: У стрекозы есть грудка, длинное тело-брюшко, шесть лапок, подвижная голова и огромные глаза, они размером почти во всю голову и глядят во все стороны. У стрекозы глаз состоит из множества маленьких глазков, каждый из которых может посмотреть туда, куда захочет. Как вы думаете, ля чего стрекозе такие глаза? (предположения детей). Такие глаза позволяют видеть все вокруг себя, это помогает стрекозе охотиться.

    А каких стрекоз мы с вами уже знаем? ( красотка-девушка, коромысло большое, коромысло синее- показ на экране).

Восп-ль: Как вы думаете, чем питаются стрекозы? (ответы детей)

Стрекоза – это  прожорливый хищник. Она охотится на мелких насекомых: комаров, жуков, мошек, мотыльков. За час стрекоза может съесть 40 мошек и тут же начнет гоняться за комарами, бабочками и прочей летающей живностью, а если никого нет, то начинает хватать тех стрекоз что помельче и послабее.

Восп-ль: - Как вы думаете, хорошо, что стрекозы истребляют комаров и мошек? (ответы детей). Для человека и животных – очень хорошо: погубить хотя бы одну стрекозу это все равно, что выпустить на волю целую тучу кровососущих насекомых. Но у стрекоз тоже есть враги – их поедают птицы, а личинки стрекоз – корм для рыб.

Слышится  громкий стрекот

Восп-ль: наверно стрекоза летит сюда, мы для нее сейчас будем такие маленькие как мошки, прячемся! (дети с воспитателем прячутся за ширму, в любое укрытие)

Стрекоза (ребенок в костюме стрекозы) пролетает, разбрасывая несколько белых теннисных шариков на голубую ткань - водоем, улетает из зала.

Восп-ль: - Да, не хотелось бы стать ее добычей… Как вы думаете, что это она тут разбросала? (ответы детей)  (посадить детей на кочки-коврики)

        Оказывается, когда стрекоза хорошенько наестся, приходит время откладывать яйца. Стрекоза-мама, пролетая над водоемом, как самолет-бомбардировщик,  сбрасывает маленькие яйца в воду (посмотрите на экран).  Из яиц в воде вылупляются личинки и живут на дне под водой (показать изображение личинки), дети стрекозы - тоже хищники, они поджидают мелкую добычу в зарослях водорослей и хватают ее (показать видео). Личинки стрекозы могут очень долго жить в воде, а когда подрастают, выползают на поверхность по водным растениям, распрямляют крылья (показать фото, как стрекоза выбирается из личинки), и вот уже летит стрекоза, которая под воду уже никогда не заберется. Жизнь взрослой стрекозы очень короткая, погибают они еще до наступления зимы.

Раздается пищание комара, в зал влетает комарик (ребенок в костюме комара). Делает круг, садится на цветок и хоботком «пьет нектар» и улетает

 Восп-ль:  - Ой, ребята, а кто же это? (комар). Мы с вами маленькие, а комар сейчас такой большой Что вы знаете о комарах? (ответы детей).

-  Комар – это кровососущее насекомое, но оказывается не всем комарам нужна кровь. Оказывается  кровью животных и человека питаются только комары-мамы (самочки), у комаров-пап (самцов) нет такой потребности – они питаются соком растений и нектаром. Если комариха не найдет, у кого высосать кровь, она тоже переходит на растительную диету, в этом случае она откладывает намного меньше яиц.

Дети комаров - личинки живут в воде: в лужах, прудах, даже в следах от сапог людей или копыт животных, наполненных водой (фото на экране). Рыболовы используют личинки комара как наживку, ведь рыба очень любит полакомиться ими.  Когда личинка подрастет, она поднимается к поверхности и превращается в комара (видео).

- Как вы думаете, кто же враг для комара? (ответы детей). Оказывается, комары служат пищей многим животным – лягушкам, жабам, ящерицам, летучим мышам, очень многим птицам: стрижам, ласточкам (они прилетают к нам с появлением комаров и мошек), трясогузкам, синицам, воробьям, скажите, а кто из насекомых питается комарами? (стрекоза).

 ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ «СТРЕКОЗА»

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.   (Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-                      (Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.                               (Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.                                        (Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.                                          (Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.                                         (Смотрят вперед.)

Мы летаем близко.                                         (Смотрят вниз.)

Восп-ль:

- Ребята, вам интересно в мире насекомых? (ответы детей). Нам пора двигаться дальше, давайте отправимся на луг:

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре –

Полетели, закружились.

На лугу мы очутились.

- Ребята, как вы думаете, кого из насекомых можно встретить на лугу? (ответы детей). Ой, посмотрите, кто это?

Танец бабочек

Восп-ль: Ребята, что вы знаете о бабочках? (ответы детей).

Бабочки – очень красивые создания. Названия бабочек тоже очень красивые: махаон, адмирал, лимонница…(экран). Дневные бабочки очень яркие, а ночные наоборот, серые, неприметные. Как вы думаете почему? (предположения детей). Это помогает им маскироваться. Яркие цвета дневных бабочек делают их похожими на цветы, на пестром цветочном лугу их трудно заметить хищникам, а серые ночные бабочки наоборот не выделяются среди темноты, это тоже им помогает быть малозаметными.

Ученые называют всех бабочек, и ночных, и дневных чешуекрылыми. Оказывается если сильно увеличить крыло любой бабочки, то будет видно, что оно не гладкое, а состоит из маленьких чешуек (показать). Они очень легкие, удерживают воздух и помогают бабочке легко порхать над землей. Чешуйки такие тоненькие, что даже небольшое прикосновение к крылу может разрушить их. Я знаю, что летом многие дети пытаются поймать бабочку, чтобы «потрогать, а потом отпустить». Как вы думаете, что будет с чешуйками на крыле бабочки если ее потрогать? (они разрушатся). Поэтому трогать бабочку ни в коем случает нельзя, после прикосновения она уже не сможет летать.

- Как вы думаете, чем питаются бабочки? (ответы детей). Они питаются нектаром цветов. В этом им помогает хоботок, который они опускают в цветок (фото). Хоботок, тело и ноги бабочки покрыты ворсинками. Когда бабочка садится на цветок, к этим ворсинкам прилипает пыльца. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит пыльцу с одних цветов на другие, тем самым опыляя их. Только опыленные растения могут дать семена и плоды. Поэтому бабочка, наряду с пчелой и шмелем (показать фото всех этих насекомых на одном слайде, где на лапках у этих насекомых пыльца) приносят огромную пользу всем растениям, всей природе – без них не будет урожая, растения не смогут оставить семена, чтобы вырасти вновь.

   Ребята, а вы знаете, как появляются бабочки? (ответы детей)

д/и «Что сначала, что потом»

Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась   гусеница.        
  • Гусеница питалась листьями и росла.        
  • Потом гусеница превратилась в куколку.          
  •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

Восп-ль: - Нам пора двигаться дальше

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенечки.

Восп-ль: Послушайте как весело в весеннем лесу (звуки природы. Из-за дерева появляется жук-олень)

Ребенок: Я- жук-олень (показать картинку). Меня прозвали так за огромные челюсти, которые напоминают ветвистые рога оленя. Причем рога есть только у самцов, у самок челюсти намного меньше. Жук-олень– самый большой жук в Европе. Питаемся мы соком деревьев. Обитаем мы  в лиственных лесах, очень любим дубы. Днем прячемся в траве или густой листве.
Восп-ль:- Для чего же жуку-оленю такие большие челюсти-рога? Ведь он не может ни схватить что-то ими, ни удержать (предположения детей).

Восп-ль: - Рога нужны им для проведения турниров. Битвы проходят на ветках деревьев. Они стремятся оторвать противника от дерева и сбросить на землю. Побежденный жук расправляет крылья и улетает прочь от места турнира. В поединках жуки-олени всегда ищут равных себе по размерам. Маленьких они не трогают.

Как вы думаете, как же выглядят детки этих жуков? (показ фото). Личинки живут в засохших деревьях, пнях по многу лет, они не едят живые деревья, а поедают только засохшие, превращая их в почву. Взрослые личинки жука-оленя размером с вашу ладошку. За ними охотятся многие животные: крупные птицы (дятлы, вороны, совы, филины), барсуки, ежи, кроты. Самка откладывает совсем немного личинок – для каждого яичка выгрызает свое отверстие в старом дереве, где личинка начинает расти и развиваться. Сегодня жук-олень – редкий обитатель дубовых лесов.

Восп-ль: Милый жук, ты не против с нами поиграть?

Песня «Веселый жук»»

Восп-ль: Жук, оказывается ты очень долго живешь – сначала личинкой, потом взрослым жуком. Наверно ты очень много знаешь?

Жук: - Кое-что знаю…

Восп-ль: - расскажи нам пожалуйста про наши места, какие насекомые живут у нас, но, как и тебя, встретить их сложно, потому что их очень мало…

Жук: - Могу показать картинки с их изображением!

Дети смотрят презентацию, присев у экрана (звучит спокойная музыка, перед детьми иллюстрации краснокнижных насекомых, воспитатель говорит их названия, на каждой фотографии  задержка 3-4 сек).

Жук: - Ребята, я так рад, что вы оказались у нас в гостях! Теперь вы сможете рассказать всем остальным, что мы, хоть и маленькие, но тоже чувствуем боль, нуждаемся в защите, не хотим, чтобы нас ловили. Мне пора лететь! До свидания!

Восп-ль:  - До свидания, жук-олень! Спасибо тебе! Ребята, давайте немножко поиграем.

Игра «Найди пару»: дети получают картинки с изображением стрекозы, комара, бабочки и жука-оленя, отдельные картинки с их личинками – на обратной стороне маркеры для самоконтроля. Игра повторяется 1-2 раза. Хорошо сделать ее подвижной, с музыкальным сопровождением: дети под музыку свободно движутся по залу, по сигналу – находят пару, поднимая картинки вверх.

Восп-ль: Нам пора заканчивать наше путешествие. Давайте присядем и отдохнем.
Закройте глаза. Представьте себе прекрасный весенний день. Вы сидите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Вам хорошо и приятно.

     Но вот пришло время возвращаться домой. Чтобы нам снова стать обычного размера мы съедим по волшебной конфете, закроем глаза, вместе досчитаем до трех: «Раз-два, три…». Вот мы снова стали прежними. Вам понравилось наше путешествие? (ответы детей). Что вам особенно было интересным? (ответы детей).

-  Ребята, вы сегодня много узнали о насекомых, сами были такого же размера как они, вы теперь знаете как грозен для них огромный мир. Будьте внимательны на прогулках, постарайтесь не наступать на маленьких обитателей нашей планеты и не беспокоить их.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну Насекомых"

В ходе занятия дети систематизируют и закрепляют знания о насекомых, правилах поведения при встрече с ними....

Презентация к теме "Путешествие в страну Насекомых"

Содержит мультимедиа материал о насекомых....

Конспект интегррованного занятия в старшей группе"Путешествие по стране"Насекомии"

Обучающие задачи: • Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, их развитием; • Систематизировать представления детей о многообразии насекомых; • Учить составлять группы по разным основаниям: о...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром "Страна насекомых"

Конспект занятия по ознакомлению детей с окружающим миром Воспитатель: Гупалова Стелла Анатольевна Тема: «Страна насекомых»  Цели: Воспитывать бережное отношение к окружающему мир...

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ"

Интегрированное занятие "Путешествие в страну НАСЕКОМИЮ" Власова Наталья Васильевна, воспитатель       Цели: 1. Дать знания о правилах поведения при встрече с р...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. Формирование целостной картины мира». «Путешествие в страну насекомых» подготовительная группа

Занятие построено в игровой форме, потому, что игра является основным видом деятельности дошкольников с 3 до 7 лет. При отборе содержания занятия учитывались возрастные и психологические особенности д...