Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей средней группы "Проказы Зимушки - Зимы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Смолобочкина Наталья Александровна

Конспект итогового интегрированного занятия, обобщающий знания детей по теме "Зима".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_na_fevral_2018g.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка - детский сад №3»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

 для детей средней группы «Проказы Зимушки – Зимы!»

Воспитатель 1 категории:

Смолобочкина Н.А.

14.02.2018г

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-личностное развитие.

Программное содержание:

Цель: обобщить знания детей о времени года зима.

Задачи:

  • Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру, к природе; бережное отношение ко всему живому; чувство отзывчивости и сострадания, желание помочь в трудную минуту.
  • Закреплять знания детей о зимующих птицах (отгадывать загадки, правильно называть, находить по внешнему виду, петь их песенки).
  • Закреплять знания детей о диких животных (находить животное по следу).
  • Образовывать притяжательные прилагательные, отвечающие на вопрос чьи?
  • Подбирать качественные имена прилагательные.
  • Определять зимние природные явления по условным обозначениям.
  • Закреплять умение правильно составлять предложение по картинкам.
  • Учить ребёнка отвечать на вопрос полным ответом.
  • Развивать связную речь детей.
  • Обогащать словарный запас.
  • Развивать артикуляционный аппарат, внимание, память, мышление, воображение.
  • Развивать познавательный интерес к живой и неживой природе, используя загадки, стихотворения, сказочный сюжет, игровые ситуации.

Активный словарь: зимующие птицы, дикие животные, морозная, сварливая, искристая, серебристая, вьюжная, природные явления, условные обозначения, мороз, иней, метель, гололедица, снегопад, узор.

Оборудование и материалы: сотовый телефон с записью голоса, дидактические картинки «Зимующие птицы», большая снежинка, картинки на панно диких животный, следы диких животных, карточки с условными обозначениями зимних природных явлений, дидактические картинки «Что мы делаем зимой», магнитофон, записи мелодий (волшебства, «Зимний лес», П.И. Чайковский «Зима», пение синички), на каждого ребёнка: подготовленные листы бумаги, кисточка, подставка для кисточки, стаканчик с водой, акварельные краски, клеёнка, подарок раскраска о зиме.

Предварительная работа:

  1. Чтение рассказов: отрывок К.Д. Ушинский «Проказы старухи зимы», В. Архангельская «Летят снежинки - пушинки», С. Образцов «Ничего особенного».
  2. Чтение стихотворений: А.С. Маршак «Сыплет, сыплет снег охапками», А.Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», А. Яшина «Покормите птиц зимой», В. Берестов «Птицы», С. Есенин «Заметает пурга», А. Коринфский «Одеяльце», Н. Некрасов «Снежок», А. Прокофьев «Снегири», И. Токмакова « Медведь».
  3. Чтение сказок: М. Горький «Воробьишко», В. Бианки «Сова», Г.А. Скребицкий «Всяк по-своему», русские народные сказки «Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Лисичка-сестричка и волк», «Зимовье зверей», «Морозко», «Два Мороза», «Снегурочка», татарская сказка «Хвастливый заяц», Г.Х. Андерсен «Снежная королева».
  4. Разгадывание загадок о зиме, зимних природных явлениях, зимующих птицах, диких животных.
  5. Рассматривание предметных картинок: «Зимующие птицы», «Дикие животные», «Дикие животные зимой» «Следы диких животных», «Природные явления», «Что мы делаем зимой».
  6. НОД: рисование «Следы на снегу», «Сорока - белобока», «Новогодняя открытка»; лепка «Снеговик», «Снегурочка», «Волк – зубами щёлк», «Прилетели свиристели!»; аппликация «Царство диких зверей», «Птичка – синичка».
  7. Дидактические игры: «Когда это бывает?», «Где снежинка?», «Узнай по описанию», «Кто как поёт?», «Чей детёныш?», «Чей домик?», «Кого, чем угостим?», «Что лишнее?», «Назови ласково».
  8. Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Зайка», «Зайцы и лиса», «Мыши», «Мороз Красный нос», «Два Мороза», «Сугробы, снежинки, сосульки», «Воробушки и автомобиль».
  9. Наблюдения за живой и неживой природой зимой.
  10.  Беседы: «Что такое снег, его свойства?», «Что такое снегопад, метель, иней!», «Жизнь птиц зимой», «Пришла зима - снег и радость принесла!», «Как звери в лесу зимуют?».
  11.  Организация мини – музея «Зимующие птицы».
  12.  Разучивание физминуток и пальчиковых гимнастик по теме «Зима».

Работа с родителями:

  1. Участие в проектной деятельности «Пернатые друзья»:
  • акция «Покормите птиц зимой» (наблюдали, вместе с ребёнком, за поведением птиц, прикармливали их);
  • конкурс рисунка и рассказа о зимующей птице.

.

Ход НОД

(Дети заходят в группу и здороваются с гостями).

В: Ребята, сегодня, мне на телефон пришло необычное голосовое сообщение. Кто бы это мог быть? Давайте послушаем и определим, от кого оно?

(Дети слушают голосовое сообщение на телефоне).

«Ну, что девчонки и мальчишки, настал мой час! Никогда не наступит Весна! Все звери, птицы, всё живое превратилось в снег и лёд! Мои верные подруги: Морозы, Метели и Вьюги замели все дороги, пути, не проехать, не пройти!»

Д: Это сообщение прислала Зимушка-зима.

В: Ребята, нам нужно растопить чары Зимы и сделать всё, чтобы она стала доброй. Только тогда Зима уступит место Весне. Ну, что отправляемся в заколдованный зимний лес?

Д: Да.

В: В этом нам поможет снежинка. Произнесём дружно волшебные слова: «Снежинка-пушинка помоги,

В зимний лес нас приведи!»

Д: «Снежинка-пушинка помоги,

     В зимний лес нас приведи!»

(Звучит мелодия волшебства. Дети кружатся.)

В: Так недавно к нам в оконце

Каждый день глядело солнце.

А теперь пора настала —

В поле вьюга загуляла.

Разбежалась с песней звонкой,

Все укрыла, как пеленкой,

Запушила снежным пухом —

Стало всюду пусто, глухо.

Не звенит река волною

Под одежкой ледяною;

Лес притих, глядит тоскливо,

Птиц не слышно хлопотливых.

- Ребята, Зима заморозила птиц. Нужно отгадать загадки, найти птицу и вспомнить, как она поёт. Они проснутся и вернутся в лес.

 (На коромыслах висят картинки с изображением птиц).

 

Загадки о птицах:

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ...(Сорока)

Чернокрылый,

Красногрудый

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды

- С первым снегом

Тут как тут! (Снегирь)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Кто в беретке ярко-красной,

В черной курточке атласной?

На меня он не глядит,

Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Чик-чирик!

К зёрнышкам прыг!

Клюй, не робей!

Кто это? (Воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –

Вот и весь репертуар.

Оглашает крону клёна

Своим пением …(ворона)

Посмотрите, к нам на ели

Прилетели и запели.

С хохолками прилетели

И запели как свирели. ( Свиристель)

Д: Это сорока. Чек-чек-чек.

     Это снегирь. Фью-фью-фью

      Это синица. Зинь-зинь-зинь.

      Это дятел. Тук-тук-тук.

      Это воробей. Чик-чирик.

      Это ворона. Кар-кар-кар.

      Это свиристели. Свир-свир-свир.

В: Как одним словом можно назвать этих птиц?

Д: Это зимующие птицы.

В: Молодцы! Спасли пернатых друзей!

(Звучит мелодия «Зимний лес»)

- Ребята, Зима постаралась и  от зверей оставила только одни следы. Определи, чей след, тогда волшебство исчезнет, и зверь вернётся в лес.

(На панно изображены следы: волка, кабана, белки, зайца, лисы, лося. Все звери спрятаны под сугробы).

В: Следы чьи?

Д: Следы заячьи… волчьи… кабаньи… лисьи… беличьи… лосьи.

В: Как одним словом можно назвать этих животных?

Д: Это дикие животные.

Физминутка:

 «Дружный круг!»

Собираемся в кружок, раз дружок и два дружок. (посмотрели в одну сторону и в другую)

Вместе дружно соберёмся, вместе за руки возьмёмся (делают круг и берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся. (наклон вперёд и улыбаются)

Вот какие мы ребята, мы сейчас с тобой лисята…тд. (лапки перед собой и гладим воздух)

По дорожке мы пойдём, друга мы себе найдём. ( идут врассыпную и ищут пару, встают лицом к лицу)

Я нашла, а вы ищите  лапкой другу помашите. ( кто не нашёл пару, то машет)

Поздоровайся со мной (держатся за лапки)

Самый лучший друг ты мой. (гладят друг друга)

Вот какие мы ребята, самые хорошие, (гладят по одной щеке)

Самые пригожие (гладят по другой щеке)

На себя похожие. (показывают на себя двумя руками).

В: Ребята, птиц и зверей вернули в лес, нужно теперь задобрить Зиму, рассказать, что мы о ней знаем.

- Какая зима?

Д: Зима холодная, морозная, снежная, сварливая, вьюжная, искристая, серебристая, ледяная.

В: Какие природные явления встречаются зимой? Я показываю схему, а вы называете зимнее природное явление.

(Воспитатель показывает картинки с условными обозначениями природных явлений).

Д: Мороз, метель, снегопад, гололедица, иней.

В: Найди картинки о зиме и расскажи, что делают зимой?

(На столе лежат картинки с изображением времён года).

Д: Зимой дети катаются на санках, лыжах и коньках.

     Зимой дети строят снеговика из снега.

     Зимой люди подкармливают птиц – вешают кормушки.

     Зимой дороги чистят снегоуборочными машинами и лопатами.

     Зимой все люди праздную Новый год.

В: Ребята, а кто Зиме незаменимый и верный помощник? Отгадайте загадку.

Какой это мастер

На стекле нанёс

И листья и травы,

И заросли роз?

Д: Это Мороз.

В: Правильно, как наступает зима, по свету гуляет мороз. Пришёл и в наш детский сад. Оставил каждому из вас письмо, в нём подарок для Зимушки-зимы. Он-то уж знает, как ей угодить! Сначала разомнём ручки.

 

Пальчиковая гимнастика:

Пальчиковая игра « Что зима нам принесла?»

Что зима нам принесла?

Много снега,

Много льда,

Много маленьких снежинок,

Много тонких звонких льдинок,

Много санок и коньков,

И на ёлке огоньков,

Много масок и хлопушек

И под ёлкою игрушек.

(Дети загибают поочередно пальцы на правой и на левой руке).

В: Возьмём в руки кисточку тремя пальчиками за юбочку, мочим её в воде и опускаем всем ворсом в любимую краску Зимы, синюю или фиолетовую. Плавными движениями наносим краску на всю поверхность листа.

(Звучит мелодия П. Чайковского «Зима»).

В: Посмотрите, какие красивые волшебные узоры у нас получились, спасибо Морозу за помощь.

- Зимушка-зима не гневайся, прими от нас подарки диковинные, снежные!

(Звучит мелодия «Пение синицы»).

- Ребята, слышите, синичка запела. Значит, Весна не за горами. Нам пора возвращаться в детский сад.

(Звучит мелодия волшебства).

Д: «Снежинка-пушинка помоги,

     В детский сад нас приведи!»

(Дети кружатся под волшебную мелодию).

В: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы, с проказами  Зимы справились, всем помогли. Примите угощение.