Конспект НОД "Земля - наша кормилица"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Толстун Инна Александровна

Конспект НОД по экспериментальной деятельности, ознакомлению с экологией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytoy_nod_konkurs.docx20.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад № 21 г. Россоши

Районный конкурс

Профессионального мастерства

Молодых педагогических работников

«Педагогический дебют – 2015»

Номинация

«Молодой воспитатель – 2015»

Конспект НОД в старшей группе

Тема «Земля – наша кормилица»

Выполнила И.А. Толстун

Воспитатель

Россошь 2015

Цели: - дать детям представление о том, что почва – верхний слой земли; познакомить с составом почвы;

- воспитывать бережное отношение к природе; прививать любовь ко всему живому;

- подвести детей к пониманию того, что от действий каждого человека зависит благополучие окружающей среды;

- увлечь детей процессом экспериментирования; создать условия для развития положительных эмоций.

Оборудование: грунт цветочный, почва, стаканы одноразовые прозрачные, тарелки одноразовые, ложки пластиковые, бамбуковые палочки, ящик для рассады, целлофановый пакет, вода, бумага А3, фломастеры, карандаши, совок для грунта, 2 пластиковые прозрачные емкости, лейка, клеенки на столы, мусор (фантики, крышки от бутылок, пуговицы), изображения кашпо с почвой, клей-карандаш, цветы из бумаги, семена газонной травы, эмблемы на каждого ребенка.

  • Добрый день, ребята. Меня зовут И. А. Я очень рада, что мне посчастливилось попасть в ваш детский сад и провести немного времени с вами, - ребятами старшей группы.
  • Сегодня у меня так много важных дел… Даже не знаю, смогу ли я все успеть. Я работаю над одним научным проектом. И мне необходимо провести прямо сейчас несколько опытов. Боюсь, опоздаю в свою лабораторию. Ребята, вы знаете что это такое? Лаборатория – это оборудованное помещение , приспособленное для специальных опытов. Что же делать? Поможете организовать лабораторию у вас? Будете моими помощниками? Тогда я назначаю вас младшими научными сотрудниками (одеваем эмблемы каждому ребенку). Теперь вы мои коллеги. Прошу пройти вас в лабораторию. (Дети подходят к оборудованным столам).  Прошу запомнить, коллеги: инструменты, препараты, материалы можно брать только тогда, когда я скажу.
  • Коллеги, прошу вас посмотреть на экран.

Слайд – Земля много веков тому назад.

- Вот так выглядела наша Земля много-много веков назад. На суше не было ни растений, ни животных – только горы, скалы, реки, озера и моря. От жаркого солнца, сильных ветров, частых дождей горы постепенно разрушались, и их обломки скатывались вниз.

Слайд – обломки гор катятся вниз.

- Там они перетирались друг о друга (демонстрирует) и превращались в песок и глину. Первые растения и животные появились в воде, а когда животные выползали на сушу, то тащили за собой растения.

Слайд – первые растения и животные , которые жили в воде.

- Оказавшись на суше, растениям трудно было расти в песке и глине, они часто засыхали, затем их засохшие листья и корешки перегнивали, смешивались с песком, глиной и камешками – образовывали почву, а почва богата полезными веществами.  Эти вещества как раз и дали ей перегнившие листья и корни, т.е перегной.

Слайд – почва

- Некоторые растения росли наполовину в воде, а их цветы как будто плавали на ее поверхности. – Слайд . Выживали самые сильные растения, когда у них появлялись семена, ветер подхватывал их и разбрасывал по суше. Семена, попадавшие в камни, погибали, а те, что  попадали в почву, росли высокими, раскидистыми, сочными. Растения благоухали..

 Слайд- первые растения на суше.

-Затем на почве появились другие растения, из которых через некоторое время образовывался перегной. Так слой почвы увеличивался, становился толще. Что же такое почва? Почва – это плодородный слой земли. Плодородный – это значит тот, который породит плод, произрастут плоды.

Слайд – красивая природа , зеленые растения.

-Сегодня мы с вами исследуем почву и проверим ее состав.

- Коллеги, подойдите к столам. У нас есть образцы почвы. (Почва на одноразовых тарелках) Давайте с помощью палочки обследуем, рассмотрим почву. (Выясняем, что в почве действительно содержатся песок, глина, камни, перегной) . А теперь давайте возьмем ложкой немного почвы и аккуратно бросим ее в стакан с водой. (При необходимости размешать коктейльной трубочкой)

- Что появилось на ее поверхности? (Пузырьки воздуха) Значит, в земле есть воздух. А что упало на дно стаканов вместе с землей? (Камешки) Значит в земле есть маленькие камешки.

- Коллеги, мы завершили 1-ую часть нашего исследования. Предлагаю зафиксировать результаты. Для этого сядем за столы и на листах бумаги нарисуем составляющие почвы. Песок изобразим желтыми точками, глину коричневым цветом, камешки можно серыми, коричневыми овалами. (Дети рисуют за столами, один ребенок на мольберте)

-Коллеги, сделаем вывод: из чего же состоит почва? Из воздуха, песка, глины, камешков.

 -Посмотрите в окно. Какое сейчас время года? (Весна) . Весна только наступила, еще лежит местами снег и лед. А где мы можем увидеть вот такую почву сейчас? (В горшках с комнатными растениями)  В комнате растения живут у нас круглый год. Как вы думаете, почему? (Поливаем, рыхлим, им тепло)

-Правильно, мы ухаживаем за растениями. Как вы думаете, коллеги, а нужно ли ухаживать за растениями, которые растут на улице? Совсем скоро все они проснутся от зимней спячки и будут радовать нас своим разнообразием.

- А что может мешать растениям чувствовать себя в природе хорошо? Как вы думаете? (Мусор)

 - Давайте, коллеги, проведем еще один опыт. У нас есть 2 таза с почвой. Накроем почву в одном из них целлофановым пакетом. Сверху потихоньку из лейки польем эту почву. Проверим, одинаково ли увлажнилась почва? ( Та почва, которая находилась под пакетом, увлажнилась плохо,  не вся. Так и в природе, дорогие коллеги, мусор, который лежит на земле, не дает дождику хорошо увлажнить почву, она засыхает, растения могут погибнуть.

-А теперь на эту же почву положим мусор и все перемешаем. Проверим, смогут ли растения пускать корни в такую почву. Проткнем палочкой сначала обычную почву, а потом загрязненную . Вывод – бытовой мусор загрязняет почву.

-Коллеги, предлагаю зафиксировать результаты следующим образом: посмотрите на картинку. Вы выберете горшок, в котором растения будут чувствовать себя хорошо, по два человека будете подходить к мольберту, брать цветочек из цветной бумаги и с помощью клея-карандаша приклеивать его над кашпо.

-Друзья, я хочу чтобы осталась память от нашей с вами встречи. Давайте посмотрим, как я в своей лаборатории смогла вырастить вот такую травку.

-Красивая? Вам нравится? Я хочу, чтобы в вашей группе тоже появилась такая же. Давайте возьмем ящик, почву, семена травы и посадим их. Как мы это будем делать? (Совком наложим земли в ящик, польем ее, посеем семена, присыпем еще землей, снова немного польем.)

-Вскоре и у вас в группе появится сочная, молоденькая, зеленая травка. Как вы будете за ней ухаживать?

-Спасибо, коллеги, вы мне очень помогли сегодня. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наша кормилица — земля!

Позновательная беседа на тему "Почва"...

Конспект НОД "Земля-Кормилица"

Конспект НОД "Земля-Кормилица"...

Конспект занятия «Наша Родина – Россия. Святые наши имена». Социально-коммуникативное развитие. Подготовительная группа.

Воспитывать в детях чувство любви к Родине, ее природе, людям, святыням. Воспитывать радость от того, что родились и выросли в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории....

Web-квест "Почему корову называют "Наша Кормилица" статья

При знакомстве детей с произведениями о домашних животных,  ребята были удивлены, что корову в народе называют «Наша Кормилица», поэтому я и выбрала тему Web – квеста: «По...

Конспект занятия "Наше здоровье-в наших руках"

Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей. Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, ка...

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная».

Конспект НОД «Наша Армия» в старшей группе Тема: «Наша Армия родная»....

"ОСЕННЕЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ" "КАРТОШКА-НАША КОРМИЛИЦА"

500 лет назад никто в Европе не знал, что есть такое растение - картофель....