проект "Берегите птиц зимой!"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пилипенко Галина Викторовна

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 с.Заветное

Проект в подготовительной группе «Берегите птиц зимой !»hello_html_109432b6.jpg

Составила: Пилипенко Г.В.

Цель проекта:

Изучение образа жизни и поведения птиц зимой. Привлечение учащихся к практической природоохранной деятельности, закрепление понятия "зимующие птицы", оказание помощи птицам в зимний период для сохранения количества особей, развитие интереса к живой природе, воспитание  экологической культуры, бережного отношения ко всему живому.

Задачи проекта:

-расширить представления детей о зимующих птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.

-провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;

-организовать регулярную подкормку птиц.

-практическое выполнение кормушек;
- сделать анализ и обобщить результат.


Актуальность

Зимой и ранней весной подкормка птиц — самый эффективный способ помочь пернатым. Птицы довольно успешно могут противостоять холодам, но только в том случае, если вокруг много подходящего корма. Большое число птиц в зимние месяцы гибнет именно от бескормицы. Кормушка может спасти жизнь многим десяткам птиц.

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, развивать желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц  зимой от гибели.

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Практическая значимость проекта

Данный проект является важным звеном экологического воспитания детей, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить  природу.


Дети и взрослые получают огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдают за поведением даже обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение детей к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.       

Кроме того, привлечение птиц на кормушки создает дополнительные возможности для увеличения видового состава птиц данной местности и их изучения. Даже только время от времени наполняемая кормушка способна увеличить разнообразие птиц в станице и её окрестностях. Особенно интересно проследить, как растет число видов-посетителей в течение ряда лет, и какие факторы влияют на его увеличение. В дальнейшем мы планируем провести исследование, которое поможет ответить на вопросы, вызвавшие у нас интерес.

После завершения проекта дети смогут:

-закрепят умение классифицировать зимующих и перелётных птиц;

-научатся различать птиц по внешнему виду;

-смогут узнавать и называть зимующих птиц; будут знать, как правильно наблюдать за птицами у кормушки;

-у детей будет сформировано умение получать сведения об объекте наблюдения и умение применять знания в процессе практических действий.

Ожидаемый результат:

-дети, имеющий представление о зимующих птицах; умеющий совместно с родителями изготовить кормушку; знающий каким кормом и как подкармливать птиц; зимой регулярно подкармливающий птиц; умеющий наблюдать, анализировать собственную деятельность и делать выводы.

Участники проекта:  дети подготовительной группы  «Солнышко» , родители воспитанников, воспитатель.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап.

Срок проведения - январь.

- Основной (практический) этап.

Срок проведения – февраль .

- Заключительный этап.

Срок проведения - март

План  реализации проекта

-Наблюдение за зимующими птицами; рассматривание иллюстрации с изображением жизни птиц в зимнее время.

-Разучивание стихотворений, песен, пословиц о птицах.

-Чтение сказок и рассказов о жизни птиц.

-Составление связанного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах.

-Проведение выставки кормушек, сделанных своими руками.

-Просмотр документальных видеофильмов о зимующих и перелетных птицах нашего края.


Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

-Как тебе живется, птица?

Проблемные вопросы

-Остаются ли птицы зимовать?

-Будут ли птицы пользоваться помощью человека?

Развивающие вопросы

-Чем птицы питаются, если нет кормушек?

-Из чего можно сделать кормушку?

-Как правильно наблюдать за птицами у кормушки?

-Зависит ли внешний вид птицы (клюв, лапы) от способа питания?

-Почему снегирь и синица зимой прилетают ближе к жилью человека?

-Какие птицы зимуют в нашей местности?


Методы и приёмы:

1. наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа.

Этапы работы:

1. Теоретический

Задачи:

-расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях сельской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания

-обсуждение цели и задач с детьми и родителями

-создание необходимых условий для реализации проекта.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Водоёмы покрыты льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам. Многие птички погибают.

Вывод: зимующим птицам нужно помогать.

2. Практический.

Проведение природоохранной акции:

- экскурсии по экологической тропе;

- изготовление совместно с родителями кормушек;

- выставка кормушек;

- размещение кормушек;

- уход за кормушками;

- заготовка корма для птиц;

- подкормка и наблюдение за птицами

- тематические выставки (фотовыставка, выставка книг);

- выставка детских работ (рисунки; аппликации; рисунки-раскраски с математическими примерами; фигурки птиц, сделанных из пластилина, поделки );

Развитие речи:

- составление описательного рассказа по сюжетным картинам "Как помочь птицам зимой", а также проба самим написать мини-рассказы о птицах;

Ознакомление с художественной литературой:

- В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц», загадки и стихи.


Дидактические игры:

- «Меню для птиц», «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?», «Четвертый лишний».

Подвижные игры:

- «Совушка», «Собачка и воробьи», и т.д..

3.Зключительный этап.

- Обработка  результатов по реализации проекта;

- Презентация проекта;

- Изготовления кормушек

- Анализ полученных результатов, сравнение того, что получилось с тем, что было задумано;

- Оценка воспитанниками, педагогом и родителями своего участия в проекте;

- Оценить пользы проведенного творческого дела (наблюдение за птицами, прилетающими к кормушкам).


Покормите птиц зимой!hello_html_46d23830.jpg

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько  гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце ест

И для птиц тепло.

А. Яшин

Зима – трудное время для птиц. Это значит, что птицам приходится очень тяжело в этот период. Для того чтобы не замёрзнуть, птицам нужно много корма. Когда ночная температура падает до –10°С и ниже, синички за ночь теряют до 10% собственного веса! Чтобы поддержать температуру тела (а она у них около +40°С) и выжить, птицам с самого раннего утра нужен корм. Но бывает, что к нему не добраться — естественные места кормления либо занесены сугробами, либо покрыты непробиваемой ледяной коркой. Орнитологи утверждают: если не помочь птицам в зимний период, то из десяти синиц до весны доживут только две. Гибнут птицы не от холода, а от голода. И помочь птицам выжить могут только люди.
Реализация проекта

Проект "Зимующие птицы" был заведен нами в январе. Во время прогулок, наблюдая за птицами, воспитанники детского «Солнышко» отметили, что птиц стало меньше, и они ведут себя беспокойно. Сделали выводы: с наступлением холодов исчезли все насекомые, семена растений замело снегом и поэтому птицам нечего есть. Мы решили: птицам надо помогать! Затем мы обратились к родителям, вместе с ними обсудили, как можно помочь птицам. Совместно с родителями и администрацией д/сада решили организовать работу в проекте «Зимующие птицы». В группе мы обсудили основные направления деятельности в проекте, определили цели и задачи, предполагаемый результат, выяснили возможности, определили средства.

Для того чтобы успешно реализовать проект, мы с родителями собрали в группе библиотечку познавательной и художественной литературы. Дети в группе под руководством воспитателя и самостоятельно изучали эту литературу. Дома с родителями ребята изучали информацию в интернете о птицах, населяющий нашу местность, их образе жизни, искали информацию о том, чем можно подкармливать птиц в зимний период и как изготовить кормушки, которая расширила кругозор родителей и воспитанников, способствовала организации природоохранной деятельности. Дети с большим интересом рассказывали, что они узнали нового, отгадывали загадки, читали стихи, сказки и рассказы.

В непосредственно образовательной деятельности с детьми проводятся занятия по познавательному развитию «Кто такие птицы?», «Как зимой помочь птицам?», «Где зимуют птицы?», на которых дети расширили свои представления о птицах, об их образе жизни. С детьми организованы беседы, в ходе которых воспитанники систематизируют знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период. Мы с детьми обсуждаем, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Ребята узнали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.

Чтобы поддержать интерес воспитанников к теме «Птицы» и закрепить их знания, оформлены дидактические игры «Зимующие птицы», «Покормим птиц», «Четвертый лишний», "Кто на кормушке", "Сколько птиц на кормушке", "Дорисуй птицу" и др. В играх дети систематизировали знания о зимующих птицах, уточнили "меню" для птиц.

В это время для родителей оформлены консультации "Как сделать кормушку для птиц из пластиковой бутылки", "Кормушки для птиц", "Правила содержания кормушек", "Чем подкармливать птиц", чтобы они тоже приняли активное участие в проекте и оказали помощь детям в природоохранной деятельности.

Воспитанники с родителями дома изготовили кормушки из разного материала: В группе организована выставка кормушек. Во время занятий мы с детьми обсудили, какие кормушки прослужат дольше, куда и как их надо укрепить, чтобы не повредить деревья. Мы с воспитанниками тщательно изучили территорию и решили закрепить кормушки на деревьях, а одну кормушку - расположить возле нашего окна, чтобы мы смогли наблюдать за птицами и во время занятий и игр.

Надеюсь, что в ходе реализации проекта появятся активные участники, которые каждый день из дома будут приносить различный корм и кормить птиц. Некоторые воспитанники свои кормушки развесили и возле своих домов, они с родителями подкармливают птиц, наблюдают за их поведением и рассказывали всем, какие птицы прилетали на кормушки.

Заключение

Таким образом, я уверена, что в процессе реализации проекта у детей успешно формируется гуманно-ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта воспитанники не только расширяют и систематизируют свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнают, какие корма предпочитают птицы и какие разнообразные кормушки можно сделать своими руками, используя разный материал. Они также учатся организовывать природоохранную деятельность, взаимодействовать с социумом и радоваться результатам своего труда.

Так как это становится для них важным они уже не останавливаются на достигнутом, а определяют перспективы: птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку птиц мы будем продолжать до тех пор, пока не появятся насекомые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Покормите птиц зимой! Кто поможет птицам зимой? Конечно, заботливые малыши! Мастерить кормушки – занятие такое интересное!"

Зима – тяжёлое время года для птиц. Зимой пернатым не до весёлого чириканья – весь короткий световой день уходит на поиски пропитания.  Маленькие птички должны часто есть, чтобы ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Лепбук "Зимующие птицы" Экологическое воспитание дошкольников.Знакомство детей с птицами, зимующие в нашей местности.

Лепбук «Зимующие птицы» Экологическое воспитание дошкольников. В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно...

Конспект интегрированного познавательного занятия «Зимующие птицы» «Покормите птиц зимой...» с применением ИКТ (старшая группа)

Конспект интегрированного познавательного занятия "Покормите птиц зимой..." с применением ИКТ в старшей группе....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...