НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Рябцева Людмила Владимировна

« Любопытная Маша »

Цель: Познакомить детей с разными свойствами предметов. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКДОУ детский сад с. Тимирязево

НОД по познавательно-исследовательской

 деятельности в старшей группе.

Воспитатель Рябцева Л. В.  

« Любопытная Маша »

Цель: Познакомить детей с разными свойствами предметов. Развивать наблюдательность. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

Задачи:

1. Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова.

2. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную деятельность, формировать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

3. Развитие целостного восприятия, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать коммуникативные навыки.

4. Упражнять в самоанализе и эмоциональном реагировании детьми всех этапов занятия, закреплять положительные эмоции.

 Оборудование:  Кукла Маша. Кувшинки из альбомной и тетрадной бумаги. Два водоема. Стаканы на всех детей. Пластилин. Минеральная вода. Камушки по два на каждого ребёнка.  Кисточки, подставка для кисточек. Пластмассовые крышки из под майонеза или картонные квадраты, разносы. Магнитики, мольберт с железной поверхностью.  Кусочек шерстяной ткани, ручки, вырезанные  мелкие бабочки из бумаги.

Ход  занятия.

Воспитатель. Ребята, как много к нам пришло гостей.

                        Скажите - здравствуйте им скорей.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель.

- О том, что сказки любите, я знаю.

Поэтому сегодня  в мир сказки чудесной вас приглашаю.

Там есть волшебство и там всё интересно.

- Скажите, ребята, а что вы любите делать со сказками - слушать или играть в них?

Дети: Слушать и играть.

Воспитатель: Я сегодня приготовила вам такую сказку, которую можно, и слушать и играть в неё.

- Вы готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: А с кем мы отправимся туда, вы узнаете, если отгадаете мою загадку.

Девочка смешная

Всегда  Мишку достаёт.

Только он ей всё прощает,

От досады чуть не ревёт.

Воспитатель: Вы узнали героя этой сказки?

Дети: Это Маша из мультфильма «Маша и Медведь»

(Показ куклы Маши.)

Воспитатель: - Жила-была девочка Маша. Однажды рано утром она услышала, как птички разговаривали о том, что вокруг так много всего интересного. Маша  решила поглядеть.  Она вышла на улицу и увидела  пруд. В нём росли удивительные цветы.

 Опыт №1.

-  Ребята, что это за цветы?

На пруду большой цветок

С жёлтой сердцевинкой

На воде растёт, растёт

Белая.... (кувшинка).

- Правильно, ребята. Это кувшинка.  Встало солнце и кувшинки стали раскрываться.  Я предлагаю понаблюдать, как  это происходит. Для этого каждый листочек завернем на карандаш вверх, желательно побольше.  Ребята, сравните бумагу, из которой  сделаны кувшинки. Видите разницу в плотности бумаги?

Дети: - Кувшинки, изготовленные из тетрадной бумаги тоньше, чем кувшинки из альбомных листов, альбомный лист плотнее)

Воспитатель:- А где ещё растут кувшинки?

Дети: На болоте, в озере, в пруду, в реке.

Воспитатель: Возьмите по одной кувшинки из тетрадного листа, все вместе скажите волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» и опустите в воду. А теперь внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.

Дети: - Они просыпаются, раскрываются.

Воспитатель: - Ребята, скажите, отчего  так происходит?

Дети: - Потому что, бумажные лепестки намокают,  становятся тяжелее и раскрываются.

Воспитатель: - Правильно. Бумага впитывает воду, и лепестки постепенно раскрываются.

Теперь возьмите ещё по одной кувшинки из альбомного листа, говорим  волшебные слова «Эй, цветочки, просыпайтесь, лепесточки раскрывайтесь» опустите в воду. Внимательно наблюдаем, что сейчас будет происходить с кувшинками.

Дети: - Они просыпаются, раскрываются.

Воспитатель: - Сравните, как быстро раскрывались наши кувшинки?

Дети: -  Кувшинки быстрее раскрываются из тонкой бумаги чем  из плотной  т.к она намокает медлен и медленней распрямляется.

 Воспитатель: - Правильно.  Кувшинки быстрее раскрываются из тонкой бумаги, т.к она бастре намокает и быстрей распрямляется, а из плотной бумаги  дольше, т.к она намокает медлен и медленней распрямляется.

Воспитатель: - Ещё  Маша кого-то увидела в водоёме, кто-то всплывал и появлялся на поверхности воды, потом исчезал. Оказывается  это были рыбки. Я вам предлагаю посмотреть, как же рыбки всплывают на поверхность воды, а потом исчезают.

Опыт №2

Воспитатель: - Для этого нам понадобиться минеральная газовая вода. Наливаем её в стаканы. Что за пузырьки в воде?

Дети: - Это пузырьки газа в воде, они всплывают на поверхность.

Воспитатель: - Из пластилина делаем маленькие зернышки-рыбки  и опускаем в воду. Что же происходит?

Дети: - Сначала они тонут, потом всплывают.

Воспитатель: -  Как вы думаете, почему это происходит?

Дети: - Газы выталкивают рыбок вверх, и они всплывают.

Воспитатель: -  Почему рыбки опускаются на дно?

Дети: - Газ выходит из воды и рыбки опускаются т.к.  становятся тяжелее воды.

Воспитатель:  -  Правильно. Пузырьки газа выталкивают на поверхность рыбок, как только  газ выходит  из воды, рыбки становятся тяжелее воды и  опускаются на дно.

Пока она шла, вдруг подул сильный ветер, на небе появились тучки, и пошёл дождь. Маша спряталась под дерево, чтобы не промокнуть.

- Ребята, давайте пока идёт дождь, мы с вами немного отдохнём. Встаньте свободно по залу.

Физминутка «Капля»

Капля раз, капля два (Притопы правой и левой ногой.)

Очень медленно сперва. (Прыжки на носочках, руки на поясе.)

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом. (Бег на месте.)

Мы зонты свои раскрыли (Развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)

Воспитатель: - После сильного дождя Маша на листочках увидела  впадины с водой, которая с листьев не стекала. Что это происходит?

Опыт №3.

Воспитатель: - Стакан воды накрываем картоном или пластмассовой крышкой. Ладошкой держим и переворачиваем вверх дном. Опускаем руку из под картонка или крышки. Что мы видим?

Дети: - Вода притянула картон, и он не падает.

Воспитатель: - Ещё Маша обратила внимание, что до дождя камушки на дорожке были светлыми, а после дождя они потемнели. Ребята объясните Маше, что же произошло.

Дети: - До дождя камушки были сухими и имели светлый цвет, потом дождь камушки намочил и они стали сырыми и темными.

Опыт №4.

Воспитатель: - Предлагаю с нашими камушками провести волшебное изменение. (Дети один камушек кисточкой смачивают, и он становится темным, сырым. Другой камушек остаётся сухим и светлым)

Воспитатель: Опять на улице стало солнечно, тело и Маша отправилась в сад, где распустились красивые цветы. Маша заметила, что в саду от цветка к цветку летали пчелки и бабочки.

Опыт №5 

Воспитатель: - Возьмите пчелок, бабочек и посадите на любой понравившийся вам  цветок. (Дети сажают пчелок , бабочек на цветы).

Воспитатель: - Ребята, что произошло, почему наши пчелки и бабочки притянулись к цветам?

Дети: - Наши пчёлки и бабочки на магнитиках, а магниты притягиваются к любой металлической, железной поверхности, цветы у нас находятся на железной доске.

Воспитатель: Правильно, магнит притягивается к железной поверхности.

Опыт №6

Намагничиваться могут и другие предметы, например если потереть край пластмассовой ручки  об шерстяную ткань, то она наэлекролизуется и будет притягивать маленьких бабочек из бумаги. Давайте Машу научим такому фокусу. (Дети выполняют задание)

Воспитатель: - Ребята, вам понравилась сказка и путешествие вместе с Машей?

- Мы с вами провели сегодня много экспериментов, Маша обязательно расскажет и покажет их Мишке. А что интересного сегодня  вы узнали?

Дети:

- Что бумажная кувшинка раскрывается в воде, потому что бумага становится мокрой и тяжёлой и лепестки раскрываются.

- Пузырьки газа выталкивают пластилиновых рыбок на поверхность, они всплывают, а потом опускаются на дно т.к становятся тяжелее воды.

- Сухой камушек светлей, а мокрый темнее.

- Магнит притягивает только металлические и железные предметы.

- Наэлекролизованные кончики  ручки  притягивают  мелкие кусочки бумаги

Воспитатель: - Давайте скажем Маше с Мишей до свидания, пожелаем им удачи.

Мы чудесно погуляли

Много нового узнали

Но прощаться нам пора

Скажем до свидания, друзья!

 



Предварительный просмотр:

Подготовила Рябцева Людмила Владимировна.

 Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму.
(Китайская пословица)

Технология  исследовательской деятельности.

http://zal-liski.detkin-club.ru/images/union/_vizov_58e76ec949ba5.jpg

Экспериментирование − деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установленных закономерностях.

Правила безопасности при проведении экспериментов.

  1. Если опыты с песком – дружи с метелкой и совком.
  2. Со стеклом будь осторожен, ведь оно разбиться может.
  3. Коль с водой имеем дело рукава засучим смело. Если разлилась вода – тряпка под рукой всегда.
  4. Ты работу завершил, всё на место положи.

 

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-129527-1423985728.jpg

 

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2017/03/19/k_58ceb4ba297d1/img_user_file_58ceb4baa2ee0_8.jpg

В чем заключается достоинство  метода экспериментирования.

В процессе эксперимента:

- дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания;

- идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации;

- развивается речь ребенка, так как дошкольнику необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы;

- происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения; 

   https://s.pfst.net/2010.12/424303228855ad79cb461c41679a98aa71a3d79fc8_b.jpg

L:\ЭКСПЕРЕМЕНТИРОвание для аттестации воспитатель\119937-nomer-m764bf582.jpg

L:\ЭКСПЕРЕМЕНТИРОвание для аттестации воспитатель\4 (1).jpg

Необходимое оборудование для экспериментирования.

      приборы – «помощники»:                                      

посуда, весы, ёмкости для игр с водой     природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;

утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

разные виды бумаги;

красители: гуашь, акварельные краски;

медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл);

прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стёкла, сито, свечи.

    http://900igr.net/up/datai/253196/0004-003-.jpg

L:\эксперементирование для аттестации Люда воспитатель\detsad-1392543745.jpg

 

      http://edusnab.ru/upload/iblock/a62/a628277f5c5e1071cb8350d90fc8ea91.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по развитию речи (старшая группа): Занятие в старшей группе "В сказочном лесу"

Данное занятие я показывала на методическом объединение. Занятие по развитию речи в (Старшей группе)...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Комплексное занятие по математике с элементами аппликации в старшей группе «Путешествие в математику» в старшей группе (5-6 лет)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениеДетский сад №82 «Подсолнушек»Республика Татарстан, город Набережные челны...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Буклет для родителей «Роль экспериментирование в познавательно-исследовательскойдеятельности старших дошкольников»

Познавательно – исследовательская деятельность скудно развита у детей в современном мире, дети не проявляют познавательного интереса к экcпериментированию, предпочитая другие виды деятельноcти, ...