"Волшебный магнит"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тертова Елена Михайловна

Предварительный просмотр:

Частное дошкольное образовательное учреждение
’’Детский сад №233 ОАО ”РЖД”

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПОЗНОВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательная область
"Познавательное развитие"

Тема: "Волшебный магнит"

старшая группа

Разработала воспитатель Тертова Е. М.

Улан-Удэ

2017г.


Организованная образовательная
познавательно-исследовательская деятельность

в старшей группе

Тема: «Волшебный магнит»

Цель: Стимулировать познавательную активность детей в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций в ходе опытно - экспериментальной деятельности

Задачи:

  1. Продолжать формировать представления детей о свойствах магнита: притягивать - отталкивать, о действие магнетических сил через разные материалы; способствовать формированию умения выявлять магнетические и немагнетические материалы.
  2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Развивать речь, внимание, память.

Активизировать словарь детей: магнетические и немагнетические материалы, намагничивать, притягивать, отталкивать, магнитная сила.

  1. Способствовать воспитанию самостоятельности, навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Предварительная работа: Чтение сказки А. Толстого «Золотой ключик». Дидактические игры на магнитной основе. Игры с магнитной доской и магнитными буквами. Игры с магнитом в уголке экспериментирования.

Материалы: магниты; магнетические предметы (монеты, железные ключи, скрепки и т. д.); немагнетические предметы (деревянные палочки, пластмассовые, резиновые предметы); карта-схема маршрута, презентация.


Ход:

Воспитатель играет вместе с детьми в игры. Затем у воспитателя из кармана выпадает письмо. Дети заинтересовываются.

Воспитатель: «Ой, ребята, я совсем забыла про это письмо. Его сегодня принёс почтальон и сказал, чтобы я его вам прочитала. От кого это письмо могло бы быть, представления не имею?» (на письме изображён Буратино). Дети предполагают, что письмо может быть от Буратино (если дети не догадываются, необходимы наводящие вопросы).

Воспитатель: «А о чём он мог бы нам написать?» (дети предлагают открыть и прочитать письмо)

«Здравствуйте, ребята! У меня проблема.

Мне нужен ключик от потайной двери.

Дверь находится в коморке Папы Карло под холстом,

А ключик находится у черепахи Тортиллы на дне пруда,

Но я не знаю дороги к ней.

Помогите мне, пожалуйста, ребята дойти до пруда и достать золотой ключик! Вам поможет кар га.

Воспитатель: «Ребята, что же нам делать?»

Воспитатель: «Ребята, а где же может быть карта - схема, о которой говорил Буратино?»

(на экране телевизора - слайд с изображением Буратино, здесь же на видном месте лежит карта). Дети находят карту-схему.

Воспитатель: Ребята, поможем Буратино? (дети соглашаются) Конечно, ведь вы маленькие исследователи, первооткрыватели, любознайки, экспериментаторы. Ребята, а где работают исследователи и экспериментаторы?

Дети: «В лаборатории»

Воспитатель: «А что делают в лаборатории?»

Дети: «Проводят опыты и эксперименты»

Воспитатель: Но мы не будем сегодня работать в лаборатории, мы отправимся на помощь Буратино, где нам пригодятся умения проводить опыты и эксперименты.

Прежде чем отправимся на помощь Буратино, повторим правила работы, которые, нам помогут провести опыты. (слайд)

Воспитатель: Итак, мы готовы и можем отправляться в дорогу. В пути нам будет помогать вот эта карта-схема. Ребята, а кто из вас умеет пользоваться картой- схемой, помогите, мне пожалуйста, я что-то не пойму откуда мы должны начать своё путешествие и куда надо идти сначала

(дети рассматривают карту).

На полу сделана специальная разметка, такая же, что и на карте. В начале пути стоит знак - кружок.

(Дети предполагают, что начать путешествие нужно с красного кружка и идти по дорожке, как на карте.)

Воспитатель - 1 пункт нашего маршрута называется «Кладоискатели».

  • Ребята, здесь зарыт клад. Лиса Алиса и кот Базилио спрятали от Буратино золотые монеты в песок. А как же нам помочь Буратино вернуть денежки?
  • Как мы можем их найти в песке? Ведь они такие маленькие.

Варианты ответов (перекопать песок лопатой; высыпать весь песок; поискать руками; можно поискать с помощью магнита).

Воспитатель - Почему магнит может нам помочь?

Дети выдвигают гипотезу: монеты можно найти с помощью магнита, т. к. он имеет свойство притягивать металлические предметы (если детям трудно, то педагог помогает)

  • Давайте проверим.

Опыт № 1. Дети берут магниты, подносят к поверхности песка и собирают их в корзиночку. Вывод (вместе с детьми): Магнитные силы действуют через песок.

Воспитатель: «Двигаемся дальше. Следующий пункт нашего пути - «лесные приключения»

  • Ребята, а лес-то какой густой, если мы с вами пойдём по отдельности, то потеряем друг друга из виду? Давайте сделаем цепочку из вас и пойдем вон по той узкой извилистой тропинке, чтобы никто не потерялся. А чтобы цепочка не разорвалась, что мы возьмем? (дети: - магнит).

Описание игры: ребенок - магнит, остальные дети - звенья цепочки. До кого дотрагивается ребенок - магнит, того - притягивает, «намагничивает». Дети цепляются друг за друга и двигаются под музыку.

Воспитатель - А вот мы пришли к следующему пункту нашего пути - «Чудесная поляна». Здесь мы сделаем привал, отдохнем, поиграем с магнитами. (Дети садятся за столы).

Опыт № 2.

- Ребята, давайте поможем героям сказки «Золотой ключик» добраться к месту назначения. Перед вами лежат разнообразные дорожки, вам необходимо провести своего героя по этим дорожкам и добраться до конечного пункта. Как это сделать, не прикасаясь к нашим героям. Дети: "С помощью магнита" Воспитатель - Почему наши герои двигаются? Что действует на них? (дети: магнитные силы). Проверьте этот опыт с пластмассовыми тарелочками, а теперь со столом. Действует ли магнит через эти материалы?

Вывод (вместе с детьми): магнитные силы действуют через дерево, пластмассу, бумагу.

Воспитатель: «Ребята, а какие еще свойства имеет магнит, кроме притягивания (дети: отталкивает друг от друга). Давайте проверим.

Опыт № 3. Дети берут два магнита и присоединяют их друг к другу, меняя полюса, и убеждаются в эксперименте.

Вывод: разные полюса притягиваются, а одинаковые - отталкиваются

Воспитатель - Однако, ребята, нам надо двигаться дальше, Буратино ждет. Конечный пункт нашего пути - «Волшебный пруд», в котором живёт черепаха Тортилла.

Дети подходят к импровизированному пруду, садятся вокруг.

Воспитатель: «Ребята, смотрите, сколько здесь ключей и других предметов! Как же нам достать их, не замочив рук?»

(Варианты ответов - удочкой с крючком; длинной палкой; вылить воду; ведром; сочком; с помощью магнита).

Опыт № 4. Дети опускают в воду удочку с магнитом на конце и достают предметы.

Дети достают предметы с помощью магнита. Рядом с вами стоят стаканчики с водой, там тоже ключ, как его достать, не замочив руки?

Воспитатель - Какие предметы вы смогли достать? Почему вы смогли достать ключики?

Дети: Потому что они железные, металлические.

Вывод (вместе с детьми): Магнит притягивает металлические предметы, эти предметы обладают, ребята, каким свойством? (дети: магнетическим)

Воспитатель: А какие предметы не обладают магнетическим свойством (ответы детей).

Пока мы играли, Карабас Барабас смог добраться до волшебного пруда и украл золотой ключик

опыт№5 Он спрятал его под одной из салфеток, но я не знаю под какой. Как же нам теперь это узнать? (ответы детей)

Дети проводят самостоятельно опыт с помощью магнита.

Воспитатель: А вот и золотой ключик! Молодцы ребята! Давайте отдадим его Буратино!

Слайд: Буратино с ключиком

А сейчас для Буратино и для нас нам расскажет Ярослав, где применяют магниты. (презентация)

Давайте попрощаемся с Буратино. Теперь у него есть золотой ключик и он сможет открыть потайную дверцу в каморке папы Карло. До свидания!

Воспитатель: Наше путешествие закончилось.

Предлагаю зафиксировать результаты наших опытов в карточке и сделать общий вывод о свойствах магнита.

Дети: Магнит притягивает железные предметы, действует сквозь бумагу, ткань, стекло, картон, воду, магниты притягиваются друг к другу, магнит действует на расстоянии.

Ребята, Вам понравилось помогать Буратино, какое у вас настроение после путешествия? Давайте отобразим наше настроение с помощью магнитов на доске (Дети отмечают смайликами настроение).

Воспитатель: Зная свойства магнита можно придумать поиграть в интересные игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект непосредственно образовательной деятельности область "Познание" "Волшебный магнит""

экспериментальная деятельность предоставляет ребёнку уникальную возможность освоить научные понятия через ииследование предметов...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в области познания в подготовительной группе на тему «Волшебный магнит»

Знакомство детей дошкольного возраста с понятием магнит и его свойствами опытным путем...

Познавательно-исследовательская деятельность .Тема "Волшебный магнит"

Цель: познакомить детей с магнитами и его свойствами, их формой, цветом, размерами, весом.Задачи: 1.Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. Формирование словаря (магнети...

Волшебный магнит.

Конспект занятия по развитию исследовательских способностей детей . Дети опытным путем изучают свойства магнита, и в этом им помогают их любимые мультгерои Смешарики....

Конспект организованной образовательной деятельности «Этот волшебный магнит» (подготовительная группа)

Цель образовательной деятельности:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами эксперимента.Задачи:Образовательные:Дать детям пре...