Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Весёлые матрёшки»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) по теме

Семенова Татьяна Владимировна


Знакомство детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров - матрёшкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno.docx18.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира в младшей группе.

Тема: «Весёлые матрёшки».  

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическая культура.

Образовательные области:

- Познавательное развитие

- Речевое развитие

- Физическое развитие

Образовательные технологии:

- Игровая технология

- Развивающее обучение

- Обучение в сотрудничестве

- Проекты в обучении

- Здоровьесберегающая технология

Цель: Познакомить детей с предметом народного творчества, изделием русских мастеров – матрешкой.

Задачи: 

Познавательное развитие. Способствовать формированию у детей представления о русской народной игрушки – матрёшке. Учить детей сравнивать и различать предметы по величине. Закреплять представление о счёте. Развивать логическое и конструкторское мышление – собрать целое из кусочков. Воспитывать любовь и интерес к русскому народному творчеству.

Речевое развитие. Обогащать словарь и активизацию в речи детей слов: матрёшка, деревянная кукла, круглолицая, расписная, румяная, русская народная игрушка, платочек, сарафан, сувенир. Развивать умение слушать небольшие стихи. Формировать диалогическую речь. Развивать навыки словообразования. Способствовать развитию мышления, памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, речи детей.

Социально-коммуникативное развитие. Развивать коммуникативные навыки, обогащать и активизировать словарь детей. Развивать желание детей участвовать в совместных игровых действиях. Воспитывать у детей доброжелательное отношения к игрушкам. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим людям, вежливое общение с окружающими.

Физическое развитие: Снять усталость и напряжение. Внести эмоциональный заряд. Совершенствовать общую моторики. Выработать чёткие координированные действия по взаимосвязи с речью.

Материалы и оборудование: Матрёшка (пятиместная), матрёшка (трёхместная), картинки с изображением матрёшек, трафареты матрёшек, фонограмма, разрезные матрёшки (по количеству детей).

Методы и приёмы: игровой, словесный, наглядный.

Предварительная работа: дидактические игры с матрёшками, чтение стихотворений о матрёшках, отгадывание загадок, рассматривание разных матрёшек, беседы о матрёшках, раскраски «МАТРЁШКИ», разучивание физкультминуток о матрёшках; мастер-класс для родителей с детьми по аппликации «Изготовление игрушки матрёшка», рассматривание иллюстраций и картинок, проект «Матрёшка».

Ожидаемый результат: дети используют в речи название русской народной игрушки -  матрёшка; с удовольствием слушают «сказку» воспитателя о происхождении матрешки; участвуют в разговоре о матрешке, отвечают на вопросы воспитателя; участвуют в играх; правильно выполняют движения в физкультминутках; активны при создании индивидуальной композиции «матрёшка».

Ход   образовательной деятельности.

Организационный момент. Воспитатель под русскую народную мелодию входит в группу, приносит что-то накрытое расписным платком.

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что там? (Да, хотим). Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская. (Матрешка) (Дети отгадывают загадку)

Основная часть.

Воспитатель. Посмотрите, а кто это к нам пришли в гости? Дуйте в дудки, (имитация движений) Бейте в ложки, в гости к нам пришли матрёшки! Вот какие яркие, нарядные, весёлые матрёшки. Вам нравятся матрёшки? (Держу матрёшку в руках, предлагаю её потрогать. Обращаю внимание, что матрёшка одета в яркий сарафан, красивый платочек; какое у неё круглое личико, светлые глазки, розовые щёчки.

Дети рассматривают и отвечают на вопросы воспитателя: - Какой сарафан? - Какой платочек? - Какие щёчки? и т.д.)

Воспитатель читает стихотворение о матрешке:

- Я, матрешка - сувенир,

В расписных сапожках.

Прогремела на весь мир

Русская матрешка!

Мастер выточил меня

Из куска березы,

До чего ж румяная,

Щеки, словно розы!

Воспитатель. Ребята, как называется игрушка, которая у меня в руках?

(Матрешка).

 Воспитатель. Трясу матрёшкой, слышите стук? Ребята может в большой матрёшке есть маленькая матрёшка, а в ней есть ещё маленькая матрёшка. Давайте посмотрим?

Мы – красавицы матрёшки –

Разноцветные одёжки.

Раз – Матрёшка, два – Малаша.

Мила – три, четыре – Маша.

Маргарита – это пять.

Нас не трудно сосчитать. (При чтении стихотворения расставляю матрёшек. Читаю стих ещё раз, дети повторяют за воспитателем).

- Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку? (Играть)

- Давайте я расскажу, как родилась матрёшка.

Воспитатель. Садитесь рядком, слушать сказку ладком.

Воспитатель. Давным-давно в одном царстве - государстве жил да был один мастер, а звали его Василий Звёздочкин. Очень любил он ребятишек: девчонок и мальчишек. И этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делал. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку - куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрёшкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. Очень понравилась всем матрёшка, начали её и другие мастера в разных городах делать. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русский людей.

Физкультминутка «Мы веселые матрешки».

Мы веселые матрешки (руки на поясе, пружинка)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки (выставляют пяточку, руки на поясе)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Завязали мы платочки (повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Раскраснелись наши щечки (растирание руками щек)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

В сарафанах наши пестрых (плавные махи руками вверх-вниз)

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Мы похожи словно сестры (руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево) 

Ладушки, ладушки (хлопают в ладоши)

Воспитатель: ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек.

- Матрёшку украшали красками, разрисовывали ей платок, сарафан. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрёшки все разные.

- Ребята, а вы уже знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? (Да, она раскрывается). Матрёшка раскрывается, давайте покажем нашим гостям.

Дидактическая игра: «Разбери и собери матрешку.»

Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка!

Воспитатель. Сколько у нас матрешек? (одна)

Воспитатель. Теперь разберём матрешку.

- Сколько стало у нас матрешек? Давайте сосчитаем. (три).

- Савва, покажи мне, пожалуйста, большую матрешку?

- Настя, покажи мне матрешку поменьше?

- Саша, покажи мне матрешку самую маленькую.

- А теперь соберём матрешку, чтобы снова получилась одна матрешка.

 Дидактическая игра: «Большая матрешка и маленькая матрешка».

Воспитатель: покажите, ребята, какая матрешка большая (поднимают вверх руки, а маленькая? (дети приседают). Повторяют еще 2 раза.

Дидактическая игра: «Собери картинку». 

Подходите к столу, здесь лежат разрезные картинки, вам нужно их собрать.
Дети собирают разрезные картинки. Звучит русская народная мелодия.
Воспитатель: ребята, кто появился у вас на картинке? 
(Матрёшка).

Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.

- Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память наш сувенир - русскую народную игрушку «Матрёшку».

- Ребята, назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?

- Ребята, а вам нравится матрешка?

- А какое у вас настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной совместной деятельности учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР

совместная деятельность учителя-логопеда, воспитателя и детей с ОНР является необходимым условием для формирования коммуникативных навыков, свободного общения детей друг с другом и со взрослыми. разви...

«Мы весёлые ребята, любим бегать и играть». Конспект непосредственно образовательной двигательной деятельности в 1 младшей группе.

Продолжить учить ходить и бегать под музыку, сохраняя устойчивое равновесие. Выполнять действия по сигналу воспитателя. Приучать детей говорить внятно, не торопясь. Продолжать совершенствовать двигате...

Конспект непосредственно образовательной конструктивной деятельности в образовательной области «Познание» - Оригами в старшей группе.Тема: « Цветущая весна»

Развивать воображение, внимание, пространственное мышление, творческие способности детей; композиционные умения; мелкую моторику рук....

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей 4 года жизни «Путешествие в страну песен»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности для детей4 года жизни «Путешествие в страну песен»Давыдова Людмила Александровна, музыкальный руководитель МБДОУ «ЦРР-детский сад №134...

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"

Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка»

Конспект непосредственно образовательной музыкальной деятельности в средней группе с использование здоровьесберегающих технологий на тему «Осенняя прогулка» Цель: Закрепление знани...