Главные вкладки

    Из опыта работы «Воспитание экологической культуры у дошкольников».
    материал по окружающему миру на тему

    Зайцева Наталья Владимировна

    «Воспитание экологической культуры у дошкольников».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta.docx21.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Из опыта работы на тему:

    «Воспитание экологической культуры у дошкольников».

     

    На современном этапе развития советского общества, когда в процессе жизненной и трудовой деятельности человека нарушаются взаимосвязи с природой, огромное значение имеет экологическое воспитание подрастающего поколения и неоспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем действия человека в окружающем мире.

       Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, именно в дошкольном периоде закладывается основа осознанного отношения к окружающей действительности, человек накапливает  эмоциональные впечатления, которые надолго  останутся в памяти человека.      

       В своей работе  использую такие  доступные средства, которые условно можно разделить на три направления:

    1. Образовательная деятельность.

    2. Совместная деятельность с детьми.

    3. Самостоятельная деятельность детей.

             Первый шаг к началу  экологического воспитания детей  дошкольников – это создание необходимых условий для этой работы. В нашем  детском саду созданы все необходимые условия для формирования экологической культуры детей. Это природные уголки в группах, комната природы, огород, сад, цветники, экологическая тропа.

    В своей работе я выбрала  одну из самых важных задач – воспитание у детей интереса к явлениям природы, любовь и бережное отношение к растениям, животным и умение делать выводы.

    Большое внимание уделяю   формированию у детей знаний о живой и неживой природе, о явлениях природы, а также воспитанию нравственных чувств. Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула задачу формирования у детей ответственного отношения к природе.

    На данном этапе изучила  литературу по экологическому воспитанию детей:

    – С.А. Веретенникова – «Ознакомление детей с природой»

     – М.М. Марковская – «Уголок природы в детском саду»

     – Технология Н.Н.Кондратьевой – «Мы»

     – Н.А. Рыжова – «Наш дом природа»

     – Л.Б. Поддубная – «Природа вокруг нас»

     – З.Ф. Аксенова – «Войди в природу другом»

     – П.Г.Федосеева – «Система работы по экологическому воспитанию».

    На практике продумываю и применяю разнообразные методы и приемы в работе. Особую роль отвожу  занятиям, так как считаю это важное средство воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста. На начальном этапе –  ознакомительные  занятия, затем комплексные, которые заканчивались продуктивной деятельностью. Я  считаю, что комплексные занятия – творческое дело воспитателя, ведь их можно организовать по-разному, они должны быть интересными и познавательными для детей.

    Чувственные представления детей о природе, полученные в повседневной жизни, на занятиях могут быть расширены, углублены, систематизированы. На проводимых мною занятиях главную роль отвожу наглядности (рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов, художественной литературе),  словесный метод работы также имеет первостепенное значение. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями, рассуждениями, уточнениями помогают восприятию детьми новых образов о природе и обеспечивают успешный результат. Занятия по экологическому воспитанию развивают у детей логическое мышление, воображение и воспитывают инициативность, ответственность и любовь ко всему окружающему.

    С возрастом отношение к окружающему миру меняется, острее чувствуешь все явления в природе, и  если мы сумеем научить ребенка ощущать красоту, изумляться дивным творениям человеческих рук, красоте природы, то вырастим человека с высокой культурой чувств. Открывать детям красоту мира можно через музыку слова, которое несет радость или грусть, нежность и восторг. В своей работе я использую стихи разных поэтов, потешки., песенки, загадки.

    Немаловажное значение имеют наблюдения, которые бывают: краткосрочными и длительными. Наблюдения  проводятся последовательно – от простого,  к сложному.

    Г.А.Ягодин отмечал, что «экологическое образование – это гораздо больше, чем знания, умения и навыки, это мировоззрение, это вера в приоритет, поэтому важнейшая часть образования состоит в конкретных действиях, поступках, закрепляющих и развивающих это мировоззрение».

    В сочетании с наблюдениями вместе с детьми занимаюсь заполнением календаря природы, так как  это важная совместная деятельность, в процессе которой  происходит познавательное общение с детьми, вместе с детьми находим нужные клеточки, обозначаем значками или рисунками  те явления природы, которые наблюдали,  а также учу детей понимать символы обозначения. С детьми младшего дошкольного возраста выполняем самые простые действия, например,  выкладывание картинок  на стенд, с тем явлением природы, которое наблюдали на прогулке или одеваем куклу в ту одежду, которая нужна ей по сезону. Именно такая  совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.

    С.Н.Николаева считает, что формирование экологических представлений может идти на протяжении всего дошкольного возраста, но малыши могут прослеживать только единичные связи, в то время как в старшем возрасте – при последовательной работе – понимать связи комплексного развития в природе.  У старших дошкольников уже формируются достаточно правильные и полные картины окружающей их природы, поэтому всю работу с детьми строю с учетом их возрастных особенностей.

    В группе создан богатый природный уголок, с подобранными растениями для детей данного возраста, его обитателями,  а так же оборудованием в уходе за ними, разнообразный материал для экспериментирования и опытно – исследовательской деятельности.

    Опытно – экспериментальная  работа с детьми активно  способствует всестороннему развитию  дошкольников, они учатся умению устанавливать причинно-следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

    С помощью игрушек и разнообразных картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы  подготовила презентацию на тему: «Дикие и домашние  животные», где  дети видят разницу жизни домашних и диких животных.

    Большое внимание уделяю сказкам, ее очарованию поддаются  дети всех возрастов, да и взрослых она не оставляет равнодушными. Поэтому сказка должна быть одной из обязательных составляющих экологического воспитания детей, так считает доктор педагогических наук Н.А.Рыжова.. Чтение  сказок о животных очень нравится детям, они внимательно слушают,  запоминают, но сами рассказать затрудняются. Но с этой проблемой мне помогает справиться театральная  деятельность, которой я люблю заниматься с детьми разного возраста. Детям нравиться показывать сказки, быть артистами, уходит смущение, даже самый застенчивый ребенок выступает с удовольствием. В этом виде деятельности формируется правильная  речь детей, пополняется и активизируется словарь и конечно развивается память, внимание. Я очень хорошо знаю индивидуальные особенности каждого ребенка, на что он способен в той или иной ситуации, поэтому при распределении ролей подхожу с пониманием к ним. Если ребенок захотел быть кем-то в сказке, а я знаю, что у него может не получиться и он расстроится, замкнется, тогда я стараюсь убедить его взять другую роль и при этом не ущемлять его достоинства. Еще с детьми  любим переделывать сказки на новый лад., что очень  помогает в развитии воображения, фантазии, связной и правильной  речи. Придумываем новых героев, новые поступки, приключения и заканчиваем ее обязательно добром. Все высказывания детей я записываю на бумаге, потом читаю, где что нам с детьми не нравится, мы переделываем. На втором этапе – читаю детям  нашу новую сказку, они сами выбирают кто что будет рисовать, объясняю им, что теперь мы художники-оформители, а уже потом «как бы издаю»  новую книжку, переплетаю ее и вписываю текст сказки. Мы с детьми вновь и вновь перечитываем придуманные сказки. Придумывание таких сказок помогает сплотить детский коллектив , так как работаем вместе, выбираем самые интересные высказывания и получается в результате настоящая книга.

    Все воспитание и обучение детей строю в личностно-ориентированной модели. И  главное – это необходимость развития каждого ребенка как личности, для этого стараюсь создать  все условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, творческое отношение к делу, свобода поведения и самооценка.

    Результат работы очевиден: знания детей о живой природе углубились; дети стали дисциплинированными и ответственными, более самостоятельными, могут работать в коллективе, у детей появилась уверенность; охотно делились полученными впечатлениями;

             На современном этапе необходимо  поднимать уровень экологического воспитания не только у детей, но и у родителей. Главными задачами во взаимодействии с родителями: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника и объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы общности интересов; активизация и обогащение воспитательского умения родителей.

    Детские годы самые важные и как они пройдут зависит от родителей и нас, педагогов. Очень важно раскрыть во время перед родителями стороны развития каждого ребенка и порекомендовать соответствующие приемы воспитания.

    Опыт работы показал, что работу всегда надо начинать с изучения семьи, в этом помогают посещения на дому, проведение анкетирования, индивидуальные беседы, а затем: консультации, родительские собрания, оформление ширм-передвижек. Вся документация в родительском уголке доступна для родителей. Немаловажное значение в работе с семьей имеет и такое направление, как видение достижений у детей, поэтому все работы детей вывешиваются, выставляются на стенде, где родители могут оценить творческие способности своего ребенка, сравнить с работами, поделками, рисунками других детей.

    Таким образом, воспитывая экологические начала, дети будут более внимательными, любознательными, эмоционально – отзывчивыми, усвоят приёмы выращивания растений, ухода за животными. Ребята накопят много ярких конкретных фактов из жизни природы, научатся замечать связи и отношения между ними. Всё это способствует развитию их мышления, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Опыт работы "Проектная деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников"

    Одним из перспективных методов воспитания экологической культуры у дошкольников является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, о...

    Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

    Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...

    Презентация из опыта работы: "Формирование экологической культуры дошкольников посредством изодеятельности"

    Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для познавательного, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в...

    "Воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе работы с природными материалами"

    Влияние труда с природным материалом, на  развитие ребёнка дошкольного возраста....

    Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

    Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....