Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».
статья по окружающему миру

Крылова Ольга Александровна

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы «Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Экологическое воспитание и образование детей дошкольного возраста - это необходимость нашего времени: детям надо показывать связь человека с природой, его зависимость от нее, раскрывать суть природных процессов, законы природы, гармонию и красоту.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

К сожалению, в наш электронно-компьютерный век, многие люди забывают об этом. По вине человека от пожаров и вырубки гибнут леса, засоряются водные просторы, а значит и гибнет животный мир, живущий там. Нависла угроза экологической катастрофы, угроза жизни человека.

Экология в наше время, одна из важных тем нашей жизни, тема о взаимоотношениях человека и природы.

Великий писатель К. Д. Ушинский высказывал такое мнение. Что «если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу».

«Зови меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать…» - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский.

В. А. Сухомлинский говорил: «человек стал человеком тогда, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи – услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни». 

Целью моей работы стало воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем. У детей необходимо формировать элементарные экологические знания, начала экологического мировоззрения, представление об экологических проблемах села, воспитать любовь к родному краю, бережное отношение к природе, отзывчивость и коммуникабельность, способствовать включению родительской общественности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Основными направлениями в моей работе я выбрала: чтение художественной литературы, организацию экологических бесед, с использованием мультимедийного оборудования, организация дидактических игр, прослушивание музыкальных произведений о временах года, звуках природы, создание условий для продуктивной деятельности, организация наблюдений, экскурсий, проведение опытов, организация трудовой деятельности, проведение праздников и развлечений.

На первом этапе своей работы я повышала свой профессиональный уровень в вопросе экологического воспитания дошкольников в процессе ознакомления их с родным краем. Я изучила психолого-педагогическую и методическую литературу по теме; подобрала программно-методическое обеспечение; подобрала инновационно-развивающие технологии; составила перспективный план по теме и план взаимодействия с родителями; способствовала обогащению предметно-развивающей среды для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении. Для предметно-развивающей среды я изготовила макеты «Насекомые», «Домашние животные», «Дикие животные», «Аквариум». Изготовила дидактические игры и пособия: альбом «Гербарий», коллекцию «Плоды и семена», фотоальбом «Мой родной посёлок», игру «Человек и природа», «Сортируем мусор правильно», летбук «Берегите природу», летбук «Красная книга Нижегородской области».  Совместно с родителями, организовали экологический мини- музей «Природа родного края», в который поместили растения, соответствующие возрасту, атрибуты для экспериментирования и мини-библиотеку с книгами «Растения и животные моего края».

На основном этапе я использовала такие формы работы с дошкольниками: беседы, игры, организовывала прогулки, наблюдения, экскурсии, практическую деятельность в природе. Провела экологическую викторину «Умники и умницы. Знатоки природы.», игру «Травоядные и хищники», «Синичкин праздник», с показом настольного театра В.Бианки «Синичкин календарь. Апрель.», праздник «Русская берёзка». Поставили и показали экологическую сказку на новый лад «Репка», «Сказку о том, как лесные жители яблоко нашли». Реализовала мини-проект «Огород на подоконнике» и мини- проект «Экологическая тропа». С ребятами участвовали в Региональном конкурсе «Я исследователь» с темой «Волшебный лёд» и «Очистим реки нашего края».

 В своей работе экологического воспитания дошкольников привлекала к активному участию родителей ребят: провела анкетирование родителей по формированию экологической культуры детей дома, организовала родительское собрание, на котором объяснила родителям важное значение экологическому воспитанию детей дома и в детском саду и необходимости родительской помощи в этой работе. Вместе с родителями мы отправились в поход, организовали акцию «Чистый посёлок», изготовили кормушки для птиц, ввели традицию сажать новые деревья на территории детского сада. Приняли участие в конкурсе «Домашний театр», с инсценировкой немецкой народной сказки «Три бабочки». В нём приняли участие две семьи ребят из нашей группы. Совместно с родителями организовали фотовыставку «Природный и животный мир моего края».

Опыт моей работы показал, что целенаправленная, систематическая работа по экологическому воспитанию дошкольников, в интересной, занимательной форме, помогает детям увидеть всю красоту природы, раскрыть все ее тайны и законы, воспитает в детях доброту, ответственное отношение к окружающему миру, людям, которые живут рядом. У дошкольников появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности, экспериментировать; появился интерес к исследовательской деятельности.

В дальнейшем планирую продолжать развивать дошкольников по теме «Воспитание экологической культуры в процессе ознакомления с родным краем», пополнять предметно-развивающую среду, использовать новые методы в работе, повышать профессиональную компетентность, публиковать на интернет-сайтах материалы, принять участие во Всероссийском конкурсе «Животные и птицы родного края», в районных конкурсах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»

«Совершенствование экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с природой, историей и традицией родного края»...

«Воспитание экологической культуры дошкольников в процессе ознакомления с родным краем».

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...

Сообщение из опыта работы " Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность"

Экологическое воспитание дошкольников без "воспитания сердца" невозможно. На помощь прихоит музыка. Она помогает увидеть красоту природы, развивает желание оберегать её. Приобщение детей к в...

Опыт работы "Духовно-нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем"

Цель: формирование системы взаимодействия с социальными партнерами, направленной на приобщение дошкольников к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание любви к родному краю, к людям, ...