Познавательно-творческий проект "Загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelno-issledovatelskiy_proekt_kosmos.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно – творческий проект в старшей группе на тему:
«Загадочный космос»
Авторы проекта: Кайтан И. М.
Актуальность
Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.
Цель:
Расширить представление детей о многообразии космоса
Задачи:
Дать детям представление о том, как видели Землю и небеса в древности;
подвести их к пониманию уникальности нашей планеты, т. к. только Земля – единственная известная нам обитаемая планета;
Дать понятие о том, что Солнце – это звезда и источник жизни на Земле, а Луна – спутник Земли;
Познакомить детей со звёздами и созвездиями;
Дать представление о том, как происходило освоение космоса, о создании первой космической ракеты, о работе космонавтов.
В ходе работы над проектом, использовав все средства информации, дети узнали, какими представляли Землю и небеса люди в древности.
Так, например, древние греки думали, что Земля плоская и похожа на огромное блюдо, на котором расположены горы и равнины, леса, моря, реки и озёра; что звёзды – это маленькие гвоздики с золотыми шляпками, прибитые молоточком к небесному своду.
Некоторые народы полагали, что Земля лежит на трёх могучих слонах – великанах.
Другие думали, что Землю держат огромные киты.
Предложили детям подумать: почему же у народов древности сложились такие представления о Земле и небе?
Пришли с ними к выводу, что в те далёкие времена у людей ещё не было прочных и быстрых кораблей, на которых можно было бы совершить кругосветное путешествие, не было самолётов и спутников, вращающихся вокруг Земли, с которых можно было бы сфотографировать нашу планету. И конечно, не было современных приборов.
Предложили детям подумать, чем космическое пространство отличается от воздушного. Сделали вывод, что:
- в воздухе мы можем дышать, в пустоте дышать нечем;
- в пустоте всегда одинаково холодно;
- воздух мешает летать, а в пустоте мешать нечему;
- в воздухе птицы летают, в пустоте им пришлось бы ходить по земле – крыльям там не на что опереться;
- в пустоте не могут летать самолёты.
Из познавательной литературы прочитали, что Солнце – самая близкая к нам звезда. Определили с детьми: что общего между Землёй и Солнцем и чем они отличаются?
Подвели итог:
- И Солнце и Земля имеют форму шара;
- Оба небесные тела движутся в космическом пространстве;
- Но Солнце – звезда, а Земля – планета;
- Звезды состоят из раскаленных газов и излучают в окружающем пространстве яркий свет и тепло, а Земля – твердый шар, поверхность её не горячая;
- Солнце в 109 раз больше Земли!
Рассказали детям, что в космическом пространстве есть звезды и более крупные и более яркие, но Солнце – самая близкая к нам звезда.
На вопрос детей, почему бывает день и бывает ночь, рассказали им, что Земля вращается вокруг Солнца. Из-за этого вращения происходит смена времен года.
Но Земля вращается и вокруг своей оси. И поэтому происходит смена времён суток.
Чтобы доказать это, провели опыт:
На столе поставили настольную лампу (солнце), рядом глобус. На глобусе значок в том месте, где мы проживаем. Включаем лампу и потихоньку вращаем глобус. Дети наблюдают, как перемещается значок и меняется освещение.
Провели дидактическую игру «День и ночь» - произвольно устанавливали значок по отношению к Солнцу и предлагали назвать часть суток .
Дали детям домашнее задание – узнать, почему Солнце называют источником жизни на Земле?
Объединив все высказывания детей, пришли к выводу, что:
Если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами Землю, то наша планета превратилась бы в мертвую ледяную пустыню;
Погибли бы все растения, ведь для жизни им необходимы солнечный свет и тепло;
Погибли бы люди и животные, потому что они питаются в свою очередь растениями. Кроме того, растения забирают из атмосферы углекислый газ, выделяют в неё кислород, который нужен нам для дыхания.
Пришли к выводу: благодаря Солнцу мы живём на Земле!
Познакомили детей со спутником планеты – Луной. Дети узнали, что поверхность Луны холодная и тёмная. Она не светится сама, а лишь отражает падающие на неё солнечные лучи.
На поверхности Луны много глубоких ям, их называют кратерами – это следы огромных метеоритов, которые падают на неё. На Земле таких кратеров очень мало. Попросили детей подумать – почему? Пришли к выводу, что Землю защищает атмосфера, в которой метеориты сгорают, а у Луны нет атмосферы.
Поставили перед детьми проблемную ситуацию: почему Луна выглядит по разному?
Из познавательной литературы узнали, что Луна вращается вокруг Земли. Если участок Луны оказывается в тени нашей планеты, то Солнце освещает не всю её поверхность, а только открытую часть. Эту часть мы и наблюдаем в ночном небе и называем её месяцем.
Сделали с детьми вывод:
Луна и месяц – это одно и то же небесное тело!
Познакомили детей с названиями планет, которые, как и Земля, вращаются вокруг Солнца. Все вместе они и составляют Солнечную систему.
Дети узнали, что каждая из планет вращается по своей собственной, раз и навсегда установленной, орбите. Ни одна из планет никогда не сталкивается и не покидает пределы Солнечной системы.
Для закрепления материала играли в дидактическую игру: «Восстанови порядок в Солнечной системе».
Поставили детей перед проблемой: почему именно на Земле благоприятная для жизни температура?
Вместе с детьми пришли к выводу: когда планета расположена далеко от Солнца, ей достаётся мало солнечного тепла и света. На такой планете холодно и темно (Юпитер, Сатурн). А если планета находится слишком близко к Солнцу, то оно обжигает её своими горячими лучами (Меркурий, Венера). Земля же находится не слишком далеко, но и не очень близко от Солнца.
Познакомили детей с удивительной планетой Сатурн – это единственная планета, которую окружают кольца, состоящие из ледяных глыб и камней.
Из энциклопедии узнали, что Уран – единственная планета «лежебока», которая вращается, лёжа на боку, поэтому к солнцу обращён то один его бок, то другой. И каждое полушарие освещается Солнцем ровно 40 лет, а потом 40 лет там царит ночь.
И что все звёзды – это огромные огненные шары. Но температура у этих раскалённых шаров разная, поэтому и цвет у них разный.
Самые горячие звёзды – белые, чуть менее горячие – голубые, затем следуют жёлтые, а замыкают ряд – красные.
Наиболее яркие звёзды нашего Северного полушария – Сириус и Альдебаран.
На вопрос - почему звёзды на небе кажутся маленькими, словно песчинки, дети догадались и ответили правильно – они находятся от нас бесконечно далеко.
Объяснили им, что свет от далёких звёзд приходит на Землю спустя сотни и даже тысячи лет.
Рассказали детям о телескопе – приборе для наблюдения за звёздным небом. Прочитали произведение П.О.Клушанцева «О чём рассказал телескоп».
Дети узнали, что есть особые звёзды – Чёрные дыры. Все космические тела, оказавшиеся рядом с этими звёздами, притягиваются к ним и падают на их поверхность.
Почему так происходит? Потому что Черная дыра состоит из очень плотного сжатого вещества, даже иногда это звезда превращается в точку. Она обладает громадной силой притяжения.
Чтобы дети поняли, почему звёзды объединяются в созвездия, рассказали им, что в древности путешественники и мореплаватели находили путь по звёздам, но их было очень много, запомнить их расположение было нелегко, поэтому ещё в старину звёзды соединяли линиями на специальных картах звездного неба. Эти группы звёзд назвали созвездиями. Таких созвездий 12. Их называют зодиакальными.
Дали детям домашнее задание: вместе с родителями нарисовать свой знак Зодиака и выложить его из маленьких звёздочек. Рассказать легенду о своём созвездие
Играли с детьми в дидактическую игру: «Подбери созвездие» с заданием: соединить линиями созвездие с нужной картинкой.
Предложили детям игру на развитие логического мышления «Найди недостающую ракету»
Рассказали детям, что прошло много веков, прежде чем человечество нашло способ преодолеть земное притяжение и подняться в космическое пространство с помощью ракеты.
Первым, кто увидел в ракете снаряд, способный вынести землян в межпланетные пространства, был великий русский ученый К. Э. Циолковский. Он доказал, что освоить космическое пространство можно только с помощью ракеты. Ракете не нужен воздух, значит, она может летать в пустоте, в космосе, и развить там огромную скорость.
Идеи Циолковского сумел воплотить в жизнь Сергей Павлович Королёв. Им был создан институт, в котором создавались проекты межпланетных летательных аппаратов.
В 1957 году был запущен первый искусственный спутник Земли..
Показали детям как он выглядел: это был небольшой шар с радиопередатчиком и четырьмя антеннами. Весь мир мог слышать его сигналы, летящие из далёкого космоса на Землю. С тех пор русское слово «спутник» вошло в словарь многих народов.
Дети узнали, что в 1961г., 12 апреля на орбиту был выведен космический корабль «Восток». Его пилотировал первый космонавт в мире – Юрий Гагарин. С тех пор 12 апреля в стране отмечают праздник: День космонавтики. Прочитали детям рассказ В.Бороздина «Первый в космосе».
Первым космонавтом, вышедшим в открытый космос, стал Алексей Леонов, а первой женщиной космонавтом – Валентина Терешкова.
В космосе нет воздуха, чтобы дышать, там нет воды, тем более там нет еды. Всё это загружается в космический корабль на земле и затем расходуется в полёте. В космосе ничего нет, кроме пустоты и солнечного света. Именно свет питает космический корабль через солнечные батареи.
На корабле все предметы, в том числе животные, находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются к земной поверхности. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях. Иначе бы они все летали.
На вопрос: почему при выходе в космос космонавты надевают специальный костюм - скафандр, дети ответили самостоятельно: в космосе нет воздуха, который необходим человеку. Этот воздух поступает внутрь скафандра.
Лепили с детьми на тему: «Космонавт в скафандре»
Побеседовали с детьми об орбитальных станциях – они созданы для длительной работы в космосе, на них могут работать сразу несколько космонавтов.
Искусственные спутники Земли ведут наблюдение за Солнцем, Луной, звездами, атмосферой. С помощью спутников можно предсказывать погоду, осуществлять телевизионную, телефонную связь.
Оформили с детьми коллективное панно «На бескрайних просторах Вселенной».
В итоге работы над проектом была проведена презентация детских работ на тему «Мой знак Зодиака».
Организована выставка моделей образцов ракет и орбитальных станций – совместные творческие работы детей и родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-творческий проект "Космос" для детей старшего возраста.
Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, космическом пространстве, космонавтах, так как всё неведомое, непонятное, недоступное будоражит детскую фантазию. Д...
Познавательно-творческий проект "Космос"
Посвящен 50-летию полета первого космонавта в космос...
Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»
Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет се...
Познавательно-творческий проект «Мир космоса»
Участники проекта: Воспитатель: ...
Познавательно творческий проект «Открытый космос»
Организация педагогического процесса с учетом способностей и творческого потенциала детей. Создание условий для выявления и развития способностей воспитанников в изобразительной деятельност...
Познавательно-творческий проект «Покоряем космос»
Дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, его возможностях, обществе, культуре, о...
Познавательно- творческий проект «Далекий космос»
Звездное небо всегда привлекало взоры людей и манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше, о космических ракетах, спутниках, луноходах... И наши ...