Познавательно творческий проект «Загадочный космос»
проект (средняя группа)

Пенжалиева Сабина Азиз -Алиевна

Краткое содержание проекта: Проект – комплексный, включающий исследовательскую и творческую части, подразумевающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, с использованием различных форм и средств. Направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, на формирование предпосылок поисковой деятельности и совершенствование творческих умений и навыков.

Продолжительность проекта: краткосрочный (07.04.2025- 11.04.2025 г.).

 

I.Паспорт проекта

Название проекта: «Загадочный космос»

Автор проекта:  воспитатель

 

Участники проекта:

  • Воспитатель   группы :
  • Дети группы
  • родители (законные представители) воспитанников.

 

Тип проекта: познавательно - творческий.

  • - по характеру контактов – внутри  ДОУ
  • - по количеству участников – групповой,
  • - по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

 

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadochnyy_kosmos.docx43.64 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление                                                                                                                стр.

  1. Паспорт проекта…………………………………………………………………………..…...3
  2. Методическое обеспечение проекта…………………………………………….……..…....3

Приложение План реализации проекта…………………………………………………4-5

Приложение 1. Конспект итогового мероприятия  «Космонавтом быть хочу»  ……….…6

Приложение 2. Конспект беседы «Путешествие центр космонавтики»  ……….…9

Приложение 3 . Продуктивная деятельность детей фотоотчет  …….

Приложение 4.Игровая самостоятельная деятельность детей……

Приложение 5 Работа с родителями фотоотчет ……

Краткое содержание проекта: Проект – комплексный, включающий исследовательскую и творческую части, подразумевающий совместную деятельность педагога, детей и родителей, с использованием различных форм и средств. Направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей, на формирование предпосылок поисковой деятельности и совершенствование творческих умений и навыков.

Продолжительность проекта: краткосрочный (07.04.2025- 11.04.2025 г.).

I.Паспорт проекта

Название проекта: «Загадочный космос»

Автор проекта:  воспитатель

Участники проекта:

  • Воспитатель   группы :
  • Дети группы
  • родители (законные представители) воспитанников.

Тип проекта: познавательно - творческий.

  • - по характеру контактов – внутри  ДОУ
  • - по количеству участников – групповой,
  • - по продолжительности – краткосрочный (1 неделя).

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема: Что такое космос? Кто такие космонавты?

Обоснование актуальности проектной деятельности

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!». Мечта людей о полете в космос наконец-то сбылась. А самое главное, что на борту корабля «Восток-1» был гражданини нашей страны - космонавт Юрий Алексеевич Гагарин.

Важно ли знакомить с космосом воспитанников ДОО? Безусловно, да! Сегодня, во времена космических ракет, спутников и луноходов, нам есть, что рассказать своим детям. Однако масштабы Вселенной трудно представить даже взрослому человеку. Настоящий проект легко и доступно познакомит детей с основами астрономии, а для кого-то, возможно, станет первым шагом к будущей профессии.

Цель проекта: формирование знаний детей о космосе, солнечной системе, первых космонавтах, о первом полете человека в космос.

Задачи проекта:

  • Познакомить с историей освоения космоса и с первыми космонавтами;
  • Развивать творческие способности воспитанников;
  • Создать информационное пространство группы для вовлечения детей в исследовательскую деятельность;
  • Прививать навыки уважения к профессии космонавта, конструктора;
  • Расширить кругозор путем формирования знаний о достижениях в области космонавтики;
  • Привлечь родителей воспитанников к созданию стенгазеты «Человек и Космос».

Обеспечение проекта: энциклопедии; тематические альбомы; художественная литература; видео презентация «Космос».

Предполагаемый результат:

Для детей:

  1. Обогащение представлений детей о солнечной системе, космосе, космических аппаратах, космонавтах, об исторических событиях, связанных с космосом;
  2. Выставка художественных работ детей.

Для взрослых:

  1. Повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
  2. Рост профессионального мастерства воспитателей в организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Ожидаемые результаты проектной деятельности.

- у детей систематизируются представления о космосе;

- у детей расширятся представления о профессии космонавт;

- у детей расширятся представления о звездах и созвездиях;

- у детей расширится словарный запас засчет ознакомления с понятиями: космодром,  станция,   спутник,   полёт,   планета, планетарий, инопланетянин, звезда, созвездие, названия планет и др;

- дети с удовольствием будут отражать полученные знания в продуктивной и игровой деятельности.

Продукты проектной деятельности:

  • участие воспитанников во Всероссийском творческом конкурсе, посвященному Дню космонавтики и первому полету человека в космос.
  • Обобщение и распространение опыта
  • Презентация проекта:

                                                    Этапы работы над проектом:

  •        1 этап – подготовительный
  •        2 этап – основной
  •        3 этап – заключительный

План мероприятий по проекту

Этап / содержание деятельности

Сроки реализации

1. Организационный этап

сбор информации, изучение информационных источников;

анализ опыта коллег;

планирование деятельности;

подготовка оборудования и материалов для реализации проекта:

- наглядный дидактический материал (иллюстрации по теме, открытки советских времен);

- подбор технических карт по лепке;

- подбор раскрасок по теме;

- подбор загадок и стихов;

- подбор материала для развития графомоторных навыков (лабиринты);

- оформление фотозоны в приемной «Звездное небо» (тантамарески: «Звезды», «Кометы»)

1 день

07.04.2025

2. Практический этап:

ООД «Путешествие в центр Космонавтики»

Рассматривание иллюстраций «Планеты Солнечной системы»

Дидактические игры: «Космический словарь»

Чтение стихов о космосе

2 день 08.04.2025

ООД «Профессия космонавт»

Познавательно – исследовательская деятельность: «Вода в скафандре»

Дидактические игры: «Что возьмем с собою в космос»

Продуктивная деятельность «Наш космический адрес»

3 день

09..04.2025

Познавательно – исследовательская деятельность: «Запуск ракеты»

Разучивание считалки «На Луне жил звездочёт»

Рисование «Портрет пришельца»

Дидактические игры: «По следам инопланетян»

4 день

10.04.2025

Работа с родителями

Папка - передвижка «Детям о космосе и космонавтах»

1 день

Оформление информационного стенда «Рассказы о Космосе для малышей»

2  день

Участие в конкурсе детских рисунков «Просто космос»

1-5 день

3. Заключительный этап:

Итоговое мероприятия спортивное развлечения посвященный дню космонавтики  «Космонавтом быть хочу!»

Оформление выставки поделок из бросового маериала «Таинственный космос».

Подведение итогов проекта.

Анализ результативности проекта.

5 день  11.04.2025

Использованная литература

1. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М.А.Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С.Комаровой. – Москва, «Мозаика-Синтез», 2005.

2. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия. - Москва, 1999.

3. Калашников В. О звездах и планетах Калашников В. - Москва,2004.

4. Космос. Детская энциклопедия. - Москва, 2000.

Приложение 1.

Сценарий спортивного развлечения посвященный дню космонавтики

«Космонавтом быть хочу!»

Группе комбинированной направленности от 3 до 8 лет №4 «Зайка»

Цель: закрепить представления детей о профессии космонавта; совершенствовать двигательные умения и навыки.

Задачи:

Образовательная: расширение и закрепление знаний детей о Космосе; закрепление двигательных умений в эстафетах с разным видом деятельности.

Развивающая: развивать физические качества: ловкость, быстроту.

Воспитательная: воспитывать чувства патриотизма и любви к нашей планете Земля.

Предварительная работа: беседы о Дне космонавтики, о космонавтах, чтение художественной литературы, разучивание считалки о планетах, рассматривание иллюстраций, рисование, аппликация по теме.

Материалы и оборудование: музыкальное сопровождение, эмблемы команд, мешочки для игры, мягкие модули для постройки ракеты, 2 воздушных шара, 2 скафандра для игры «метеоритный дождь», звездочки для постройки млечный путь.

Ход мероприятия

Дети под песню «Орлята учатся летать» входят в зал, выстраиваются в шеренгу.

Ведущий - Ребята, мы сегодня отмечаем один из самых важных праздников на земле. Кто мне подскажет, как он называется? (День космонавтики и авиации).

- Правильно! 61 лет назад, в 1961 г. 12 апреля, впервые в мире в космос на космическом корабле «Восток» поднялся наш герой – космонавт, Юрий   Алексеевич Гагарин.

- С тех пор наша страна каждый год празднует этот день.

И сегодня наше  спортивное занятие посвящено этому дню.

В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету. А сколько планет в солнечной системе мы узнаем из считалки.

Дети читают считалку :

По порядку все планеты Назовет любой из нас:

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

 Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

За ним – Нептун.

Он восьмой идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета  Под названием Плутон.

Молодцы, действительно все планеты знаете, а вы хотели бы стать космонавтами и увидеть другие планеты?

Ну, тогда я приглашаю вас в школу космонавтов; где сегодня пройдут испытания и будут соревноваться в силе, ловкости, быстроте, смелости. Я предлагаю Вам всем стать космонавтами. Покружились-покружились и в космонавтов превратились!

 А как вы думаете какими качествами должен обладать космонавт?

- Правильно, космонавты должны быть сильными, крепкими, умелыми, выносливыми и дружными. Помогать и поддерживать друг друга. И конечно космонавтам  никак не обойтись без спорта. 
Ведущий: Начнём мы с тренировки. Готовы ребята?

Разминка «Космодром».
Всё готово для полёта, (Дети поднимают руки сначала вперёд, затем вверх).
Ждут ракеты всех ребят. (Соединяют пальцы над головой, изображая ракету).
Мало времени для взлёта, (Маршируют на месте).
Космонавты встали в ряд. (Встали прыжком – ноги врозь, руки на поясе).
Поклонились вправо, влево, (Делают наклоны в стороны).
Отдадим земной поклон. (Делают наклоны вперёд).
Вот ракета полетела. (Делают прыжки на двух ногах).
Опустел наш космодром. (Приседают на корточки, затем поднимаются).

Ведущий: Размялись, пора приступать к соревнованиям Внимание! Внимание! Приглашаем всех девочек и мальчиков, совершить путешествие в открытый космос.

И сегодня мы проведем космические эстафеты. Но сначала отправимся на космодром. А что такое космодром?

- Это место откуда запускают ракеты.

- Постройтесь в две команды.

- Прошу командиров представить свои команды.

Представление команд.

- Что нужно чтоб полететь в космос?

- Правильно! Нужна Космическая ракета.

Эстафета «Построй Космическую ракету»
Дети выстраиваются в две колонны. На противоположной стороне у каждой команды лежат мягкие модули геометрические фигуры  (треугольник, квадрат, прямоугольник, и схема  «Космического корабля». Ребята по сигналу бегут до схемы «Космического корабля», берут одну геометрическую фигуру и выкладывают ракету.
 У вас получились, замечательные ракеты, а теперь можно и в космос стартовать!

Эстафета «Команда «На старт!»
Перед каждой командой находится туннель – это вход в космический корабль. Дети по очереди пролезают сквозь тоннель, прибегают к команде, передают эстафету следующему участнику  и становятся в конец колонны.

Эстафета «Победи невесомость»

Ведущий: - Ребята, на корабле все предметы находятся в состоянии невесомости. На земле все предметы обладают весом, они притягиваются. В космосе этого нет. Внутри космического корабля все предметы закреплены на специальных держателях, чтобы они не летали. Даже самые тяжелые предметы становятся легкими как воздушный шарик.

И мы сейчас постараемся с вами справиться с невесомостью Как известно, перед тем как отправиться в космос человек долго тренируется и особенно важно, чтобы у него был хорошо развит вестибулярный аппарат, была крепкая выдержка, и обладал выносливостью. Эстафета  «Сохрани равновесие»

Ходьба с мешочком на голове, между стойками «змейкой»  руки в стороны. Обратно бегом. Передали мешочек следующему участнику.

 Ребята на нашем пути появился «Метеоритный дождь». Необходимо от него укрыться.
Эстафета «Метеоритный дождь». 

Игроки по очереди одевают «Скафандр» - бегут - оббегают ориентир; возвращаются и передают «Скафандр» другому участнику эстафеты.
 - Давайте представим, что мы с вами в открытом Космосе. Перед нами открылось «Звёздное небо». Вы наши будущие «Звёздочки». Вы сейчас возьмёте по одной звёздочке и выложите свой счастливый «Млечный путь». По ней мы возвратимся домой – в наш детский сад.
Эстафета «Млечный путь»
Дети выстраиваются в две колонны. На линии старта у каждой команды лежат картонные - «Звёзды». Участники по одному, по сигналу берут одну звезду, бегут до ориентира и выкладывают «Млечный путь» - дорожку.

Ведущий: Настало время показать командам свои знания о космосе. 

Следующий конкурс интеллектуальный. За каждый правильный ответ команды получают награду в виде звездочки.

1. Ребята, а на какой планете мы с вами живем? (Земля).

2. Фамилия первого космонавта полетевшего в космос(Гагарин)

3. Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса(Белка и Стрелка).

4. Что сказал Юрий Гагарин в момент старта(Поехали)

5. Назовите космический корабль, на котором Гагарин отправился в космос? («Восток»)

6. Как называется защитный костюм космонавта(скафандр)

7. Самая большая и горячая звезда во Вселенной? (Cолнце).

8. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос(Космический корабль).

9. Самый быстрый вид транспорта, созданный на Земле? (Ракета).

Ведущий: - Замечательно! Ребята, вы показали свою ловкость и быстроту. Мы надеемся, что когда вы вырастите, то захотите самостоятельно побывать в космосе.

Приложение 2.


ОО Познавательное развитие

На тему: «Путешествие в центр Космонавтики»

Группе комбинированной направленности от 3 до 8 лет №4 «Зайка»

Цель: познакомить детей с российским праздником - Днем космонавтики, героями космоса. Расширить и углубить знания детей о космосе. Воспитательные задачиВоспитывать уважение к профессии, развивать воображение, фантазию, воспитывать гордость за свою страну.

Развивающие задачи: стимулировать к проявлению волевых качеств, формировать умения использовать вербальное и не вербальное свойства общения. Развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать.

Образовательные задачи: формировать умения в составлении и решении логических задач. Упражнять в умении устанавливать закономерности, закрепить навыки обратного счета.

Наглядные средства обучения: Глобус, иллюстрации космоса, планет, Словарная работа: обогащать словарь (космос, иллюминатор, скафандр, космодром)

Ход занятия:

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в космическое путешествие. Как вы думаете, что нужно для начала нашего путешествия?

- Для начала - это хорошее настроение. У меня настроение замечательное и я  хочу с вами им поделиться (делаю жест руками).

- Мы живем на планете Земля, а за ее пределами – космос. Люди всегда мечтали взлететь в небо как птицы, потому что, у них возникало много вопросов о звездах, о планетах, о вселенной. Они придумывали сказки о коврах-самолетах. С тех пор прошло много-много лет, и люди давным-давно научились летать на самолетах, вертолетах, некоторые даже на ракетах.

-Вспомните, как звали первого космонавта полетевшего в космос? (показать портрет). Ответы детей.

-Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле "Восток" облетел вокруг земного шара.

- Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый космос» (показать портрет)

- Среди российских космонавтов были и женщины-космонавты. Валентина Владимировна Терешкова – первая женщина-космонавт» (Показать  портрет).

- Светлана Евгеньевна Савицкая – первая женщина-космонавт, вышедшая в открытый космос»(Показать портрет).

- Ребята, чтобы жить и работать в космическом корабле, надо быть очень образованным и здоровым человеком. Нужно пройти специальную подготовку. Вы хотите стать космонавтами?

Динамическая пауза «Ракета»

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носочки поднимись,

А потом руки вниз.

1,2, 3, потянись,

Вот летит ракета ввысь!

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим,

На такую, полетим

Но в игре один секрет

Опоздавшим- места нет.

- Внимание, внимание! Наш экипаж отправляется в полет. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,...1 Старт! (включается музыка, показ иллюстраций с изображением космоса)

- Вот мы с вами и в космосе! Вы чувствуете невесомость? Вы стали легкими словно пушинки. Если посмотреть в иллюминатор, что видно? (много звезд и планет).

В космическом пространстве множество галактик. И вот в одной из таких галактик находится наша Солнечная система. И наша планета третья по счету.

-А вот скажите что такое Луна? Планета или звезда?

-Луна- это спутник Земли.

-Поверхность Луны состоит из кратеров, больших и маленьких. Давайте проведем небольшой эксперимент и посмотрим, как они выглядят.

Эксперимент «Лунные кратеры»

В чашку или тарелку насыпается горка муки. Бросаем туда пластилиновый шарик. Осторожно вынимаем шарик и получаем подобие кратера.

-А откуда появляются кратеры на луне? (падающие метеориты)

-Что такое звезды?

Если спросят вас

Отвечайте смело:

Раскаленный газ.

Солнце-это огненный газовый шар огромных размеров. Все планеты вращаются вокруг Солнца. Планеты и Солнце напоминают дружную семью, которая называется Солнечной системой. Как вы думаете, почему? (главой этой семьи является Солнце).

- Планеты все одинаковые? (они маленькие и большие, разного цвета). Чем они походят друг на друга? (круглые). Планеты все круглые, но, тем не менее, они не похожи друг на друга и находятся на разном расстоянии от Солнца. Каждая планета вращается по своей собственной орбите.

- Давайте, посчитаем, сколько всего планет в солнечной системе?

- Вокруг Солнца – вращается 9 планет, входящих в солнечную систему.

- Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд?

(Планеты движутся по орбите, а звёзды имеют своё постоянное место).

- Какие планеты вы знаете?

Меркурий – самая близкая к солнцу планета, поэтому на этой планете очень жарко.

Венера – покрыта толстым слоем облаков. Венера светится как горный хрусталик и очень красивая. Это самая яркая планета.

Земля – есть вода, кислород, растения и животные.

Марс – планета красного цвета? Раньше люди думали, что на этой планете есть живые существа, но ученые доказали, что жизни на Марсе нет. На ней есть 4 времени года, покрыта красными песками.

- Эти 4 планеты являются твердыми и каменистыми.

Юпитер – она похожа на огромный шар, который в одиннадцать раз больше Земли. На ней могли бы уместиться все планеты. Она состоит из жидкости и газа. Эта планета совсем необитаема, потому – что на ней лютый холод

Сатурн – состоит из жидкости и газа, на ней очень холодно. Вы заметили, что она желто-оранжевого цвета? Чем она отличается от других планет? (кольцо). Эти удивительные кольца состоят изо льда и камней.

Уран – «лежачая планета».

Нептун – холодная и синяя. Самые сильные ветры на планете.

Плутон – самая дальняя планета.

- Увидеть эти планеты с Земли в телескоп невозможно.

Просмотр видеофильма

-Ребята, мы увидели все планеты и нам пора возвращаться на Землю.

-Приготовились к приземлению, начинаем обратный отсчет 10. 9. .. Земля!!!

-Ну вот мы с вами вернулись с нашего путешествия на планету земля.

- А теперь уважаемые путешественники – астронавты вам необходимо сдать экзамен. Команда «Восток» и команда «Союз» вам нужно ответить на вопросы за каждый правильный ответ вы будете получать звезду, чья команда наберет больше звезд, значит эта команда самая активная.

1. Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце)

2. Человек, который летает в космос (Космонавт)

3. Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (космический корабль)

4. Как называется и животное, и созвездие? (медведица)

6. Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин)

7. Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? ("Восток")

8. Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики) 

9.Кто и на чем впервые облетел вокруг Земли? (Собаки Белка и Стрелка на космическом  спутнике).

10. Сколько планет в Солнечной системе? (9).

11.Как звали первую женщину-космонавта? (Валентина Терешкова).

12.Как называется площадка для взлета космических ракет? (Космодром).

13.Как называется костюм  космонавта? (Скафандр).

14. Как называется окно в ракете? (Иллюминатор).

15. Как называется третья планета от Солнца? (Земля).

16. Как называется спутник планеты Земля? (Луна).

17.

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд Калейдоскоп

Астрономы в….. (телескоп)

18.

Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной ….(комета)

19.

Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный…. (спутник)

-Ну, все экипажи вы справились с заданием и показали потрясающие познания в области астрономии, давайте посчитаем чья команда набрала больше звезд (дети считают вместе с воспитателем) команда … набрала больше звезд. Наше путешествие подошло к концу. Наша планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно - познавательный проект «Загадочный мир космоса»

Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был советский человек. Подвести детей к пониманию таких нравственных и волевых качеств Гагарина. какдоброта, настойчивость, бесстрашие, которые ...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

Вопросы космического будущего человечества будет решать наше подрастающее поколение, так как им про­должать дело, начатое нашими великими предшествен­никами...

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»

Познавательно – творческий проект «Загадочный космос»«Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет се...

Познавательно-творческий проект "Загадочный космос"

Мечта стать космонавтом для современных детей не актуальна. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи де...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочный космос"

: Загадки Вселенной будоражат воображение всегда. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному, помочь ему узнат...

Информационно- творческий проект "Загадочный космос"

Космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников, побудить фантазию и воображение. Решая п...

Познавательно-исследовательский проект "Загадочнй космос" 2024 год

quot;Загадочный космос" - занимательный проект в подготовительной группе....