"Строение веществ"
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Полевая Надежда Владимировна

Занятие-исследование свойств песка и сахара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_veshchestv.docx13.83 КБ

Предварительный просмотр:

Строение веществ

    Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

    Материал. Речной песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

Ход занятия

   Воспитатель. Ребята, вы все, конечно,играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (мягкий) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (из песчинок) Песчинки твердые или мягкие?

    Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твёрдые. Предлагает: «Давайте проверим. Вот вам по блюдечку с песком. (раздает детям блюдца с песком) Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке....Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?

    Дети. Твердые

    Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие — как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но  можно рассмотреть их поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло,которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

    Педагог раздает детям лупы и предлагает : «Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.

    Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твердые или мягкие? (твердые) А песок какой? (песок мягкий) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

    Педагог стимулирует активность детей и подводит  их к выводу: «песчинок много».

    Воспитатель. Правильно, когда песчинок много, не так сильно колются, как на ладошке. А теперь мы с вами изучим сахар.

    Педагог раздает детям по кусочку сахара и предлагает: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?»

   Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

   Воспитатель. Правильно, сахар твердый! А теперь возьмите кусочек сахар крепко в пальцы и надавите им на стол... Сахар рассыпается на мелкие кусочки. Давайте и их рассмотрим через лупу! (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу). Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи) А чем отличается сахар от песка? (сахар сладкий, а песок нет) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.

    Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой(чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке. Предлагает: «Положите сахар в воду и перемешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

   Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?

   Важно, чтобы дети дали свои объяснения этому явлению. Педагог подводит их к выводу: «Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А теперь возьмите песок и высыпите его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде?

   Дети. Нет, не растворяется.

   Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросали песочек,

Растворяться он не хочет,

     А во сахар сладкий-сладкий

Растворился без остатка!

   Ребята, сегодня на прогулке мы с вами попробуем рассмотреть снег через лупу, и вы увидите, что он состоит из твёрдых льдинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Строение и свойства сыпучих веществ»

Цель: Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе их изучения с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

«Строение веществ»

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

Конспект ООД "Строение вещества"

Конспект ООД "Строение вещества"...

НОД " Строение веществ"

Конспект НОД по экологической познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Белочка» «Строение веществ»Цели: Расширение представлений о строении...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"

В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даю...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Строение вещества»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Строение вещества»Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью ...

" Строение вещества" в старшей группе

Конспект НОД  по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»...