Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Строение вещества»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:

«Строение вещества»

Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stroenie_veshchestv_8.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Строение вещества»

Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Материал. Речной (или природный) песок на подносе, сахар-рафинад, сахарный песок, лупа 3 или 5-кратного увеличения, по два стакана с теплой водой, чайные ложки (на каждого ребенка).

Ход занятия.

Дети стоят на ковре, раздается стук в дверь. Вносят посылку

Воспитатель. Ребята, посмотрите, нам пришла посылка. Интересно от кого она и что нам прислали? Давайте посмотрим (Открывает посылку, просит подойти 2-3 детей посмотреть и рассказать что в ней, достаем мешочки из нее). Ребята, как вы думаете, что в этих мешочках?

Игра «Чудесный мешочек»

Воспитатель: Посмотрите тут еще письмо от «Незнайки». Давайте, прочитаем, что он пишет. Читаем письмо: «Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки:

Петя замок строит ловко,

Катя торт печет ведерком.

Здесь, у моря на часок

Всех детей собрал… (Песок)

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, желтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я-…. (Песок)

Неприступная на вид,

Подбоченившись, стоит.

А внутри — загадка,

Белая и сладкая. (Сахарница, сахарный песок)

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает. (Сахар)

Недавно, я был в магазине, и увидел на витрине сахарный песок. И мне стало очень интересно, чем он отличается от речного песка. Помогите мне пожалуйста разгадать эту загадку».

Воспитатель: Ну что, ребята поможем «Незнайке»? Дети. Да!

Воспитатель: Садитесь на свои места.

Воспитатель. Ребята, вы все, конечно, играли в песочнице. Песок твердый, мягкий или жидкий? (Мягкий) А теперь подумайте и ответьте, из чего состоит песок? (Из песчинок) Песчинки твердые или мягкие?

Педагог выслушивает ответы детей и подводит их к выводу: песчинки твердые

Воспитатель: «Давайте проверим. У вас на столе стоят подносы с песком. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Насыпали? Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком по ладошке. … Чувствуете, как песчинки колют ладошку? Что можно сказать про песчинки? Какие они? Мягкие или твердые?» Дети. Твердые.

Воспитатель. Правильно. Песчинки твердые, но они очень маленькие – как маленькие камушки, и их трудно увидеть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть поближе. Давайте проведем опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

Воспитатель: «Посмотрите на песчинку через лупу». Дети рассматривают песчинки.

Воспитатель. Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? А песок, какой? (Песок мягкий) Кто мне скажет, почему из твердых песчинок получается мягкий песок?

Воспитатель: «Песчинок много».

Воспитатель. Правильно, если песчинок много, то песок становится мягким. Песчинки, когда их много, не так сильно колются, как на ладошке.

Игра «Нарисуй сказку»

Воспитатель просит детей нарисовать на песке картинку по ходу стихотворения (во время рисования звучит приятная мелодия):

Я рисую домик:

Сверху - черепица,

На окошке - кошка,

Ей селёдка снится.

Птички на деревьях,

Бабочки летают.

Жаль, что на песочке

Места не хватает.

Воспитатель. Молодцы! Очень красивые картины у вас получились.

(Динамопауза) - на ковре.

А теперь мы с вами изучим сахар. (Дети возвращаются на свои места).

Воспитатель: «Посмотрите на этот кусочек сахара. Какой он?» Дети. Белый! Твердый! Сладкий!

Воспитатель. Правильно, сахар твердый! У вас в блюдцах лежит сахарный песок давайте рассмотрим его через лупу. (Дети рассматривают песчинки сахара через лупу). Похожи сахарные песчинки на обычный песок? (Похожи) А чем отличается сахар от песка? (Сахар сладкий, а песок нет.) Если мы положим сахар в воду, что будет? (Сладкая вода) А если мы песок насыплем в воду, что будет? Сейчас проверим.

Педагог раздает детям по два стакана с теплой водой (чтобы сахар быстрее растворялся) и по чайной ложечке.

Воспитатель: «Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель. Размешали сахар? Что же получается? Сахара нет! Куда он исчез?

Важно, чтобы дети давали свои объяснения этому явлению

Воспитатель: «Сахар растворился».

Воспитатель. Сахар остался в воде, только мы его не видим. А где же он? Наверное, его нет в стакане. Кто мне скажет? Давайте попробуем воду на вкус, какая она стала? (Сладкая) А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан. Размешайте ложечкой. Растворяется песок в воде? Дети. Нет, не растворяется.

Воспитатель. Правильно! Сахар растворяется в воде, а песок не растворяется.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет,

А вот сахар сладкий-сладкий

Растворился без остатка!

Ребята, а где работает песок?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, ребята, много ответов вы дали, а теперь мы их проверим. Выходите скорее на ковер. (Видеоряд)

Итог.

Воспитатель: Вот мы с вами и узнали, чем отличается сахарный песок от песка речного или природного. И теперь мы можем написать письмо «Незнайке» с ответом на его вопрос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе по теме "Транспорт"

Данный конспект составлен с учетом контенгента детей, с нарушением зрения. Акцент делается на развитие и коррекцию зрительного воприятия....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

  Вызвать интерес у детей к истории возникновения деревянной ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилась потребность в этих предметах и ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Свойства бумаги».

  В системе развивающего обучения большое значение я отдаю технологии исследовательской деятельности.    В этой технологии задействованы все сферы детской деятельности – игр...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Экскурсия в музей ложки.»

Тема: «Экскурсия в музей ложки».     Цель: 1. Вызвать интерес к истории возникновения ложки, понимание того, что ложки были придуманы человеком и сделаны его руками, когда появилас...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Путешествие в мир лекарственных растений».

Цель: Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы Павловского района....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Мой друг светофор»

Конспект "Мой друг светофор"  предназначен для  детей старшего дошкольного возраста. Програмные задачи:1. Уточнить имеющиеся у детей представления о светофоре, его назначении, цветовых ...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «В мире металла».

Цель: Формирование первичных представлений о металле, его свойствах и качествах, развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами и качествами металла.Задачи:Познакомить ...