" Строение вещества" в старшей группе
опыты и эксперименты (старшая группа)

Смирнова Екатерина Валентиновна

 

Конспект НОД  по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД  по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе «Строение веществ»

Цели: Расширение представлений о строении знакомых веществ, рассматривая  их через лупу. Развитие способностей к преобразованию.

Задачи: 

Образовательные: - дать понятие, что такое вещество;

 - формировать представление детей о составе веществ:  песка и сахара.

- развивать наблюдательность;

- активизировать мыслительную деятельность;

- развивать речь, обогащать словарный запас.

Развивающие:  - развивать познавательную активность;

- способствовать умению самостоятельно формулировать выводы, анализировать и сравнивать;

-  познакомить с лупой и умение использовать лупу для рассматривания веществ.

Оборудование: тарелочки  с песком, с сахаром, лупа  на каждого ребёнка, по два стакана с тёплой водой  чайные ложки на каждый стол.

 

Ход занятия

Воспитатель: Сегодня, ребята я вам предлагаю исследовать вещества. В мире много веществ, из них состоят предметы, тела. Вещества бывают твёрдые, жидкие и газообразные. Кто из вас знает вещества, которые нас окружают?

( Ответы детей)

Воспитатель: Отгадайте  загадку о веществе:

Из камней он появился,

Зёрнами на свет явился:

Жёлтый, красный, белый

Или светло – серый.

То морской он, то – речной.

Отгадайте кто такой? (Песок)

Ребята, скажите, какие свойства песка вы знаете?

 Ответы детей: Когда песок сухой он рассыпчатый,  влажный – липкий; быстро пропускает воду; тяжёлый.

Воспитатель: Ребята, а из чего состоит песок?

Дети:  Из песчинок

Воспитатель: Песчинки твёрдые или мягкие?

Ответы детей: Твёрдые.

Воспитатель: Давайте проверим,  действительно ли песчинки твёрдые. У вас на столах  блюдца с песком. Насыпьте немного песчинок себе на ладошку. Теперь посильнее надавите на ладошку пальчиком и покрутите пальчиком песчинки на ладошке, что вы чувствуете?

Ответы детей: Песчинки колючие.

Воспитатель: А раз они колючие, значит они…

 Дети: Твёрдые.

Воспитатель: Правильно. Песчинки твёрдые, но они очень маленькие - как мелкие камушки, их трудно рассмотреть. Вот если бы муравьишка посмотрел на песчинку, то она показалась бы ему большим камнем! А для нас песчинки очень маленькие, и их много. Но можно рассмотреть их поближе. Давай проведём опыт: посмотрим на песчинку через специальное стекло, которое увеличивает. Такое стекло называется лупа.

Педагог предлагает детям рассмотреть песчинки через лупу.

Воспитатель: Видите, ребята, песчинки все разные. Похожи песчинки на камушки? Они твёрдые или мягкие?

 Дети:  Твёрдые.

Воспитатель: А песок, какой?

Дети:  Песок мягкий.

Воспитатель стимулирует активность детей и подводит их к выводу: если песчинок много, то песок становится мягким.

Воспитатель: Засиделись, ребята. Предлагаю поиграть в подвижную игру

« Замри». Представьте, что вы песчинки, лёгкие, подвижные  пока сухие.Воспитатель: Подвигались, побегали, а теперь предлагаю вам, ребята, отгадать загадку:

Что же это за песочек,

Сладок с ним у нас чаёчек,

В каждой кухне проживает,

Всем хозяйкам угождает.

 Ответы детей.   (Сахар.)

 Воспитатель:   А теперь мы с вами изучим сахар. На столах у вас лежит кусочек сахара. Скажите, какой сахар?

Дети: Белый, твёрдый, сладкий.

Воспитатель: Правильно, сахар твёрдый. А теперь возьмите кусочек сахара  крепко в пальцы и надавите им на стол… Что произошло?

Ответы детей: Сахар рассыпался на мелкие кусочки. Давайте  их рассмотрим через лупу.

Дети рассматривают песчинки сахара через лупу.

Воспитатель: Похожи сахарные песчинки на обычный песок?

Дети: Да.

Воспитатель: А чем отличается сахар от песка?

Дети: Сахар сладкий, а песок нет.

Воспитатель: Если мы положим сахар в воду, что будет?

Дети: Он растворится, и вода станет сладкой.

Воспитатель: Предлагаю вам поместить песок  и сахар в воду и понаблюдать, что произойдёт.

Педагог раздаёт детям по чайной ложке и по два стакана с тёплой водой

( чтобы сахар быстрее растворился). Предлагает: « Положите сахар в воду и помешайте ложечкой». Дети растворяют сахар в воде.

Воспитатель: Размешать сахар? Что же получается? Сахара нет. Куда он исчез?

Дети: Растворился. 

Воспитатель: Как вы думаете , сахар остался в воде?

Дети: Да.

Воспитатель: Почему вы так решили? Мы же его не видим?

 Дети: Вода с сахаром, так как она сладкая.

Воспитатель:  А теперь возьмите песок и высыпьте его в другой стакан.

Размешайте ложечкой. Растворятся песок в воде?

Дети:  Нет, не растворяется.

Воспитатель:  Правильно.

В воду бросили песочек,

Растворяться он не хочет.

А вот сахар сладкий – сладкий

Растворился без остатка!

Воспитатель предлагает детям рассмотреть ещё раз через лупу песок и рассказать одного ли цвета песчинки?

Дети зарисовывают песок, который они увидели под лупой.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребятки дома рассмотреть через увеличительное стекло различные предметы. Это могут быть: манная крупа, пёрышко, кору дерева и т. п.  А затем рассказать, что вы увидели через лупу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе с элементами ТРИЗ «Вода растворяет некоторые вещества»

Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды,           о   твердых, жидких и газообразных веществах.Задачи:1. Познако...

"Строение веществ"

Занятие-исследование свойств песка и сахара....

«Строение веществ»

Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию....

Конспект ООД "Строение вещества"

Конспект ООД "Строение вещества"...

НОД " Строение веществ"

Конспект НОД по экологической познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе « Белочка» «Строение веществ»Цели: Расширение представлений о строении...

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ"

В конспекте по опытно-экспериментальной деятельности "Строение веществ" описываются опыты, проведенные с детьми подготовительной группы по изучению свойств песка и сахарного песка. Детям даю...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Строение вещества»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему:«Строение вещества»Цели. Расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения их с помощью ...