Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Бушковская Марина Николаевна

В конспекте представлены опыты, расширяющие знания детей о свойствах воздуха. На примере опытов дети получат представление о том, что такое атмосферное давление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspektmy_issledovateli.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

совместной деятельности воспитателя с детьми по экспериментальной деятельности в подготовительной к школе

Тема: «Мы – исследователи»

Задачи:

1.Расширять представления детей о свойствах воздуха.

2.Показать на примере, что такое атмосферное давление.

3.Развивать умение действовать самостоятельно в соответствии с предлагаемым алгоритмом.

4.Учить делать выводы во всех проводимых экспериментах.

Материал: стаканчики по количеству детей, трубочки для коктейлей, чайные ложки, жидкое мыло, вода; схема-алгоритм «Сделаем мыльные пузыри»; тазики с водой, бумажные человечки, приклеенные на плотик из пробки, стеклянные банки (0,5л); апельсин в кожуре и очищенный апельсин, открытки; кукла Знайка.

Ход:

- Дети, кто из вас знает, кто такие исследователи, экспериментаторы? (ответы детей).

- Что бы вы хотели сегодня исследовать?

Знайка: Я хочу узнать, тонет апельсин в воде или нет?

- Кто из вас, ребята, хочет узнать ответ? Может, кто-нибудь из вас проверял, тонет апельсин или нет?

- Как вы думаете, утонет он или нет? (предположения детей).

- Давайте проверим. (Опускаем в воду одновременно два апельсина: 1 – в кожуре, 2 – очищенный).

Наблюдаем. Апельсин в кожуре плавает, а без кожуры – утонул.

- Как вы думаете, почему апельсин в кожуре не тонет? ( В апельсиновой кожуре есть много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды, не дают ему утонуть).

Вывод: Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую он вытесняет.

А в кожуре есть воздух, и он удерживает апельсин на поверхности воды.

Знайка: Да, теперь я знаю, что апельсин не тонет, потому что в его кожуре есть воздух. Ребята, а где ещё есть воздух? (ответы детей).

- Да, воздух есть повсюду. Отгадайте загадку: «В воде купался, а сух остался?». Кто это? (гусь)

- А у меня есть вот такой бумажный водолаз. Может ли он выйти сухим из воды? (предположения детей).

- Как это сделать?

Знайка: Я знаю. Надо осторожно накрыть фигурку водолаза банкой и опустить на дно. Банку держать крепко, не наклонять, иначе вода вытолкнет её и ворвётся в банку на место воздуха. Тогда придётся спасать размокшего водолаза.

- Кто хочет попробовать? (дети по очереди повторяют опыт).

Вывод: Водолаз не намок, потому что в банке был воздух. Воздух занимает место.

Знайка: Ребята, скажите, кто из вас любит варенье? Ваши мамы заготовили варенье на зиму. В чём оно хранится? (в банках). А чем банки закрыты? (крышками).

- А я могу закрыть банку с водой обычной открыткой, и вода не выльется, даже, если я переверну банку вверх дном. Не верите? Давайте проверим.

Беру банку, наполняю её водой, закрываю открыткой и, слегка придерживая её пальцами, переворачиваю банку вверх дном. Убираю руку – открытка не падает, вода не выливается.

- Почему вода не выливается из банки? (на открытку снизу давит воздух, он прижимает открытку к краям банки и не даёт воде вылиться, т.е. причина – атмосферное воздушное  давление.

Об этом более подробно вы узнаете, когда будете учиться в школе. ( Дети по желанию повторяют этот опыт).

Знайка: Ребята, в конце нашей встречи я предлагаю вам устроить шоу из мыльных пузырей. Хотите?

- А вы умеете сами делать мыльные пузыри? Что нам для этого надо приготовить? (жидкое мыло, стаканчики, трубочки для коктейлей, ложечки, воду).

(Смотрим на схему-алгоритм).

- Сколько надо взять жидкого мыла? (3 ложки).

- Сколько надо взять воды? (1 ложку).

(Дети самостоятельно подготавливают раствор для мыльных пузырей).

- Что внутри мыльных пузырей? (воздух).

Вывод: Жидкое мыло может растягиваться в очень тонкую плёнку. Она остаётся в отверстии трубочки. Мы выдыхаем воздух, пленка его обволакивает, и получается пузырь.

Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе.

- Каждый исследователь должен поделиться своими открытиями с другими людьми. Давайте и мы поделимся своими знаниями с нашими детьми. (Дети показывают опыты другим детям).

- Сейчас понравившиеся опыты, чтобы вы не забыли и могли повторить снова, я предлагаю вам зарисовать.