Итоговая беседа о лете
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, о насекомых, их строении, местах обитания, о лесных ягодах и грибах;
закреплять умение отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания;
развивать коммуникативные навыки; 
улучшать общую моторику и координацию движений; 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bezopasnost_letom.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

Занятия для средней группы  д/с №18

Тема: «Итоговая беседа о лете»

Воспитатель: Савельева Т.В.

Интеграция образовательных областей: «Познание» (ФЦКМ), «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».
Цель: Обобщение и расширение знаний детей по теме «Лето».
Задачи:
Образовательные: 
закрепить знания о сезонных изменениях в природе, в летний период, о насекомых, их строении, местах обитания, о лесных ягодах и грибах;
закреплять умение отгадывать загадки, классифицировать одежду по сезону, образовывать прилагательные из существительных, самостоятельно оценивать свои знания;
развивать коммуникативные навыки; 
улучшать общую моторику и координацию движений; 
Воспитательные: 
развивать эмоциональную отзывчивость и экологическую воспитанность;
воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Виды детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы, музыкальное восприятие.
Материалы и оборудование: искусственная полянка с цветами и насекомыми, гусеница, нитки для кокона, бабочка в коконе, паук, счётные палочки, плакат рисунками одежды, кепки и панамки, два гелиевых шарика, панно с цветами и бабочками по количеству детей, ИКТ: презентации «Где чей дом?, « Кто лишний?, «Прогулка в летний лес», «Проверь корзину с грибами», видеоклип с Кикиморой. 
Структура занятия. 
1.Организационный момент. (У воспитателя в руках солнышко) Ребята, посмотрите, к нам в гости заглянуло солнышко. Мы радуемся солнышку во все времена года. Какое сейчас время года? (Весна). 
2.Времена года
Какие, ещё, времена года вы знаете? (Ответы детей).
Последовательность времён года: 
Ребята, кто может составить картинки времён года последовательно, начиная с осени? (Воспитатель вывешивает картину с изображением осени, желающий ребёнок продолжает цепочку.) Завершает цепочку какое время года? (Лето) О нём мы сегодня и поговорим.
3.Постановка проблемы.
Ребята, мы уже на занятиях говорили о лете. Но солнышко хочет знать: много мы знаем о лете или нет? Как вы думаете? (Ответы детей). 
Кто считает, что мы знаем достаточно много о лете, встают под жёлтый шарик. Кто считает, что мы знаем мало о лете, встают под оранжевый шарик. (Дети встают под шарики, воспитатель считает и просит пройти на стульчики).
4.Лето.
Чтобы отправиться в лето мы должны подобрать соответствующую одежду.
Д/игра «Летняя одежда».
Цель: Показать умение детей классифицировать одежду по сезону.
Итак, летняя одежда выбрана. Я вас приглашаю на летнюю полянку. Подходите, надевайте кепки, панамки, шляпки… (дети надевают головные уборы). 
Скажите, зачем, отправляясь в лето, мы надели головные уборы? (Солнце светит летом ярко, жарко и без панамок может голова перегреться и наступить солнечный удар).
Педагог хвалит ребят за правильный ответ, зовет поиграть в игру: 
«Лето, лето, лето – какого оно цвета?
А ну-ка расскажите, а ну-ка покажите.
Нежно – зеленого, как в траве кузнечик (прыгают, как кузнечики),
Желтого, желтого, как песок у речек (показывают песок и волну реки),
Яркого, синего, самого красивого (поднимают руки вверх, кружатся вокруг себя),
Вот какое лето.
Все готовы отправиться в лето? (Да!) Тогда в путь. (Звучит спокойная музыка, дети подходят к подготовленной полянке и рассаживаются вокруг). Дети рассматривают цветы, узнают и называют их. Педагог хвалит детей за правильные ответы, показывает зеленую мягкую травку и спрашивает: «Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?». Если ребята испытывают трудности с ответом, подсказывает, что эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные. Подытоживая детские рассуждения, воспитатель рассказывает о том, что насекомые необыкновенные животные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит; интересуется каких насекомых знают дети? (Муха, пчела, комар, муравей, стрекоза, оса,..)
Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете и найдёте это насекомое на полянке.
Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз. (Муравей.)

(Ребёнок читает стихотворение)
Муравью нельзя лениться, 
Муравей живёт трудом.
Всё, что только он увидит,
Тащит в свой подземный дом.
Воспитатель: Муравьи, как пчёлы - большие труженики.
Я предлагаю вам, ребята, превратиться в братишек-муравьишек.
Игра «Муравьи строят дом».
Цель: Развитие двигательной активности.
Дети строятся в две колонны. Каждая должна перенести счётную палочку на стол и построить муравейник.
Не мычит коровка та, 
Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
С вредной тлёй воюет ловко 
эта... (божия коровка.)
Шевелились у цветка 
Все четыре лепестка, 
Я сорвать его хотел, 
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).
Имя взял у кузнеца, 
Цвет — у огурца, 
Крылья — у морошки, 
Ножки — у блошки.
(Кузнечик.)
Что за девчонка: 
В поясе тонка, 
Огромные очи, 
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.) 
Она щедрая хозяйка;
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделиться медком.
(Пчела.)
Воспитатель напоминает детям чем питаются пчелы, перелетая с цветка на цветок, поощряет правильные ответы. Объясняет, что пчелка из нектара производит мед; закрепляет уже известное слово «трудолюбивая», поскольку эти насекомые очень любят трудиться; уточняет знания детей о домике пчел; рассказывает малышам, что в улье живет очень много пчел.
5.Выполнение заданий о насекомых:
Д/Игра "Кто где живет?" 
Цель: Закрепление знаний о местах проживания насекомых.
(На экране картинка с домиками насекомых). Нужно назвать «домик», сказать какое насекомое там живёт. И, тогда, это насекомое прилетит в свой дом. (Дети называют домики и насекомых, и на экране появляется соответствующее насекомое).
Д/Игра «Кто здесь лишний?»
Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
(На экране насекомые и среди них паук). Ребята, посмотрите внимательно на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и расскажите почему? (Дети находят лишнюю картинку с пауком и объясняют, что у насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко, у насекомых шесть лапок, а у паука больше,). Какие вы молодцы, так много знаете о насекомых, посмотрите на экран, вам солнышко улыбается, значит вы выполнили задания верно.
6.Прогулка в летний лес.
А хотите прогуляться по летнему лесу?
Тогда, вперед!
Ждет нас в гости друг зеленый, 
Ждут березки, липы, клены, 
Травы, ягоды, грибы
Небывалой красоты.
Сосны, ели до небес,
Друг зеленый, это…(лес).
Физкультминутка.
А в лесу растёт черника, Приседания
Земляника, голубика.
Чтобы ягоды сорвать,
Надо ниже приседать.
Нагулялся я в лесу, Ходьба на месте
Корзинку с ягодой несу.
(Слайд «Лес»)
Что растёт в лесу летом? (Ягоды, грибы).
Какие ягоды вы знаете? Покажите и назовите знакомые вам ягоды.
(Слайд с лесными ягодами: земляника, малина, черника, клюква, смородина, крыжовник).
Словесная игра «Какой? Какое?»
Цель: Закрепление умения образовывать прилагательные из существительных.
Сок из клубники (какой?) – клубничный.
Варенье из черники (какое?) – черничное.
Компот из малины (какой?) – малиновый.
Варенье из смородины (какое?) – смородиновое.
Отлично, про ягоды вы тоже много знаете! Вам, опять, улыбается солнышко. (Слайд «Солнышко улыбается»).
Ягоды собрали, а что ещё, в лесу, можно собирать летом? (Грибы). 
Д/Игра «Проверь корзинку грибника».
Цель: Закрепление умения отличать на вид ядовитые грибы: мухомор и бледную поганку.
(Слайд «Ёжик с корзиной грибов») Ребята, ёжик набрал грибов и не знает, все ли они съедобные. Давайте поможем ему перебрать грибы. 
(Слайд с картинками съедобных и несъедобных грибов). Дети находят несъедобные грибы (мухомор и бледную поганку) и называют их. 
Беседа «Что может случиться, если съесть ядовитый гриб?» (Ответы детей). Какие молодцы, про грибы , тоже , много знаете.
7.Вывод.
Путешествие в лето закончилось. Я хочу, чтобы вы ещё раз подумали и сделали вывод, мало вы или много знаете о лете. Прошу вас пройти к шарикам и встать под оранжевый шарик тех ребят кто так и думает, что мы почти ни чего не знаем о лете, а под жёлтый шарик встанут ребята, которые думают, что все-таки о лете мы уже много что знаем.
(Дети встают под шарики, воспитатель подсчитывает и делает вывод о динамики роста восприятия знаний и повышения самооценки).
8.Рефлексия. 
О чём мы сегодня говорили? (О лете).
Чтобы лето быстрей наступило, мы с вами посадим бабочек на эту цветочную полянку. (Заранее приготовить панно с цветами по количеству детей). Каждый по очереди возьмёт бабочку, и прежде чем посадить её на цветок, скажет, что больше всего понравилось на занятии.