Проект для детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория удивительных наук» с применением ИКТ – технологий.
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Алёхина Марина Васильевна

Проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Лаборатория удивительных наук»

с применением ИКТ – технологий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_laboratoriya.docx804.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 85»

город БийскE:\Очень важные документы\09953-Размер-4000x3000.jpg

                                                                                                                   Слайд1C:\Users\Марина\Desktop\мусор август 2015\логотип\логопит1.jpgСлайд1C:\Users\Марина\Documents\Мусор рабочий чтол\мусор\логотип\Управление.jpg

Проект

для детей старшего дошкольного возраста

«Лаборатория удивительных наук»

с применением ИКТ – технологий.

   

воспитатель

Мурашова Марина Васильевна

2018 год                                                               

Тип проекта.        

Познавательно-исследовательский.

Вид проекта.

Групповой.        

Участники.        

Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность.

Средней продолжительности (с марта по апрель, 2018 г.).

Актуальность.

Экспериментальная деятельность дошкольников получила новый толчок в развитии с введением Федерального Государственного стандарта дошкольного образования. В требованиях к выпускнику детского сада выделены следующие интегративные качества: «Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе». Актуальность проекта по использованию ИКТ - технологий в экспериментальной работе с детьми очевидна, ведь современный мир сегодня предъявляет новые требования к подрастающему поколению. Ребёнок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Применение ИКТ - технологий в специально организованной экспериментальной деятельности ребёнка  способствует развитию наглядно-образного мышления,   формированию  у ребёнка дошкольного возраста целостной картины мира. Использование информационных технологий закладывает  у ребёнка уже в дошкольном возрасте основы организации мыслительной и практической деятельности, что является залогом  в дальнейшем успешной  учебно-познавательной деятельности.  ИКТ - технологии в совокупности с собственной экспериментально-продуктивной деятельностью формирует структурные компоненты системного мышления. Использование ИКТ - технологий в дошкольном образовании позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Использование ИКТ – технологий  в организованной образовательной деятельности позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками. Информационно коммуникационные технологии расширяют возможности взаимодействия между ребенком и воспитателем и помогают формировать у детей такие умения и навыки, которые им необходимы для полноценной деятельности в XXI веке. Среди таких навыков:

•        самостоятельность и независимость;

•        творчество и способность к инновациям;

•        критическое мышление.

Для воспитания поколения XXI века необходимо использовать новые педагогические методики. Среди них такие как:

•        активное обучение

•        метод проектов

•        личностно ориентированное обучение

•        неформальное обучение

•        метод экспериментов

Мы остановились на методе экспериментов -  метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследование предоставляет ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Элементарные опыты, эксперименты помогают ребенку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познает их свойства и связи, недоступные при непосредственном восприятии. Знания, полученные при проведении опытов, запоминаются надолго.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, направлена на создание таких условий, в которых предметы  наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных  ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Применение ИКТ в образовательной деятельности позволяет давать материал в привлекательной для ребёнка форме, что способствует повышению познавательной активности, мотивации на самостоятельную деятельность вне детского сада. Одна из важнейших функций занятий с применением компьютерных технологий - обучающая. Занятия должны быть составлены так, чтобы ребёнок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, а получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. Таким образом, у него развиваются такие важные операции мышления как обобщение и классификация.

Исходя из вышесказанного, использование современных информационных

технологий является эффективным средством воспитания, развитием творческих способностей, формирования личности, обогащения интеллектуальной сферы, сохранения и укрепления здоровья старших дошкольников, происходит обучение целеполаганию, планированию, контролю и оценке результатов самостоятельной деятельности. Таким образом, реализовать данную деятельность с дошкольниками нам помогла  интерактивная лаборатория "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда "Висма" предназначенная для постановки экспериментов в домашних условиях. Внутри лаборатории множество химических веществ, которые станут объектами для исследования в ходе проведения опытов, описанных в красочной инструкции. Такие занятия станут не только развлечением, но и обучением, в ходе которого ребенок познакомится с простыми и доступными для дошкольного возраста законами химии. В этой лаборатории представлены не только химические вещества для проведения опытов, но и специальное оборудование, как у настоящих ученых, а так же интерактивные игры и опыты на диске, при прохождении которых, дети проводят опыты, общаясь с ученым, и знакомятся с простыми химическими свойствами окружающих предметов. Комплект позволяет ребенку в домашних условиях провести множество интереснейших экспериментов: «Сода как индикатор для кислоты», «Почему нельзя нагревать минеральную воду?», «Что такое сода и какая она бывает?», «Роль соды при приготовлении теста?», «Яйцо-ныряльщик», «Добываем углекислый газ?», «Где в газировке прячется кислота?», «У цветов тоже есть газ», «Как растворить карбонат кальция в воде?», «Накипь: как с ней бороться?». Процесс проведения экспериментов подробно описан в красочной иллюстрированной инструкции и представлен в видео варианте на интерактивном компакт-диске из набора. Такое интересное и увлекательное занятие поможет детям поближе познакомиться с такой интересной наукой, как химия и разовьёт его кругозор. При проведении опытов необходимо присутствие рядом взрослых и тщательное соблюдение техники безопасности. В него вошли химические реактивы, а также лабораторное оборудование: резиновые перчатки, пробирки и стеклянные трубки, чашка Петри, лакмусовая бумага, шпатель, штативы и многое другое. С таким арсеналом средств у ребенка будет возможность поставить серию опытов из области бытовой химии. В частности, он научится выводить пятна и бороться с накипью, а также проверять качество продуктов питания. Таким образом, сочетание традиционных и инновационных методов, позволяет сделать опытно-экспериментальную деятельность детей более интересной, насыщенной, увлекательной

Следовательно, считаю данную проблему актуальной для данного проекта.

Объект исследования.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми дошкольного возраста с применением ИКТ – технологий (интерактивной доски).

Предмет исследования.

Опыты и эксперименты по разделу «Химия для дошкольников».

Цели проекта.

Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях с применение ИКТ - технологий.

Задачи проекта:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
  2. Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
  3. Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение);
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость);
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей.
  6. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека;
  7. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину;
  8. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;
  9. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
  10. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.
  11. Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

  1. Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы.
  2. Развитие у детей умений пользоваться интерактивной доской.

Успех реализации данных задач обеспечивается несколькими обязательными условиями: 

  • готовностью педагога к осуществлению опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками с использованием ИКТ - технологий;
  • личностно - ориентированным взаимодействием взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
  • построением развивающей среды в группе;
  • активным участием родителей в воспитательном процессе.

А так же соблюдением принципов:

Принцип научности:

  • предполагает подкрепление всех средств познания  научно-обоснованными и   практически апробированными методиками;
  • содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии     и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике     дошкольного образования.

Принцип доступности:

  • предполагает построение процесса обучения  дошкольников на адекватных   возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей           детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности         взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;

Принцип систематичности и последовательности:

  • обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач        развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
  • предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям        применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
  • формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных        повторений.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:

  • предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства,        обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-        дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
  • обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт,         создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности           ребенка.

Принцип целостности:

  • основывается на комплексном принципе построения непрерывности и          непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
  • предусматривает решение программных задач в совместной деятельности        педагогов, детей и родителей.

Принцип активного обучения:

  • предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой      экспериментальной детской  деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
  • обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников,      способствующих развитию  у детей самостоятельности, инициативы, творчества.

Принцип креативности:

  • предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее       сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать      и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных      задач и проблемных ситуаций.

Принцип результативности:

  • предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.

Принцип воспитывающего и развивающего обучения:

  • ведущая цель обучения опирается на познавательную, развивающую и воспитательную задачи и направлена на формирование у дошкольников знаний и умений, значительно повысить уровень познавательной активности детей дошкольного возраста, воспитать с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Формы работы по проекту: 

Познавательно-исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, учебно-игровая деятельность, коммуникативно-диалоговая  деятельность.

Материалы и оборудование для исследования и проведения эксперимента.

Дополнительная литература, энциклопедии, уголок по экспериментированию, наборы индивидуальные: трубочки-соломинки, воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски, фартуки (по количеству детей), оборудование для занятий, интерактивная лаборатория "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда "Висма", в которую входят инструкция, перчатки, пипетка Пастера, подставка под пробирки (штатив), ершик для пробирок, пробирки химические, трубка стеклянная Г-образная, трубка стеклянная прямая, фильтровальная бумага, чашка для выпаривания, чашка Петри, стакан мерный, шпатель, сухое горючее, кальций хлористый, 10% раствор соляной кислоты, пробиркодержатель, 10% раствор азотной кислоты, 10% раствор фенолфталеина, кальция гидроокись, бумага индикаторная лакмусовая нейтральная, компакт-диск с видео, опытами, экспериментами и интерактивными играми.

Альбомы со схемами опытов, картотека опытов, проектор, интерактивная доска, ноутбук, музыкальные колонки, презентации Power Point, картотека опытов и экспериментов по теме проекта.

Связь с другими видами деятельности.

Организация образовательной деятельности (занятия) из раздела «Формирование целостной картины мира» (образовательная область – познавательное развитие), художественно-эстетическое развитие.

Беседы, наблюдения, экспериментирование (образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие).

Проблема исследования: Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?

В  ходе реализации проекта мы поставили перед собой следующие вопросы:

Проблемные вопросы:

«Как устроена живая и неживая природа?»

«Что такое факторы среды?»

«Как устроен наш мир?»

«Что такое физические свойства предметов?»

«Что такое химические свойства предметов?»

«Как увидеть химические и физические свойства предметов своими глазами?»

«Что такое опыты и для чего они нужны?»

Гипотеза исследования заключается в предположении, что если дети будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, то они смогут использовать свои знания в жизни.  Предполагаем, что с помощью исследований и экспериментов мы сможем узнать о свойствах веществ и предметов (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.), а так же увидеть своим глазами результаты опытов, доказывающие присутствие у предметов определенных свойств, а так же познакомимся с основными физическими явлениями (отражение, преломление света, магнитное притяжение), узнаем все о факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость), и с помощью интерактивной доски и интерактивной лаборатории "Юный химик" из серии "Увлекательная химия" от бренда «Висма», мы сможем почувствовать себя настоящими химиками и провести настоящие химические опыты с помощью взрослых (воспитателей и родителей).
Предполагаемый результат.

  1. Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
  2. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  3. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов.
  4. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
  5. Рост уровня любознательности, наблюдательности.
  6. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями.
  7. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I. Подготовительный этап

1.Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований.

2.Подбор картотеки экспериментов.

3.Организация работы  с энциклопедиями-

«Рассматривание иллюстраций».

4.Проведение беседы на тему: «Как устроена живая и неживая природа?»,

«Что такое факторы среды?»,

«Как устроен наш мир?»,

«Что такое физические свойства предметов?»,

«Что такое химические свойства предметов?»,

«Как увидеть химические и физические свойства предметов своими глазами?»,

«Что такое опыты и для чего они нужны?».

5.        Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

6.        Разработка перспективного плана работы с детьми.

7.        Разработка конспектов занятий с детьми по опытно - экспериментальной деятельности.

8.        Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

9.        Анкетирование родителей по теме проекта.

10.        Оформление консультативного материала для родителей.

1.Сбор, анализ и систематизация информации в соответствии с проблемой и задачами исследований совместно с родителями при помощи дополнительной литературы, энциклопедий и ресурсов интернета.

2.Работа с энциклопедиями

«Рассматривание иллюстраций».

3. Активное участие в беседе на тему: «Как устроена живая и неживая природа?»,

«Что такое факторы среды?»,

«Как устроен наш мир?»,

«Что такое физические свойства предметов?»,

«Что такое химические свойства предметов?»,

«Как увидеть химические и физические свойства предметов своими глазами?»,

«Что такое опыты и для чего они нужны?».

1.Познакомить родителей с целями и задачами проекта.

2.Помощь детям в поисках дополнительной информации в литературе, СМИ и интернете.

3.Участие в анкетировании родителей по теме проекта.

4.Ознакомление с информацией по теме проекта в  консультативном уголке для родителей.

II.

Практический этап

1.Организация проведения опыта «Сода как индикатор для кислоты». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ.

2.Организация проведения опыта «Почему нельзя нагревать минеральную воду?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

3.Организация проведения опыта «Что такое сода и какая она бывает?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

4.Организация проведения опыта «Роль соды при приготовлении теста?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, появление кислорода, углекислый газ.

 5.Организация проведения опыта «Яйцо-ныряльщик». Формировать представления детей, о том, что при смешивании веществ, можно

изменять форму и вес предмета. 

6.Организация проведения опыта «Добываем углекислый газ?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

7.Организация проведения опыта «Где в газировке прячется кислота?». Формировать представления детей, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение, кислота.

8.Организация проведения опыта «У цветов тоже есть газ».

9.Организация проведения опыта «Как растворить карбонат кальция в воде?».

10.Организация проведения опыта «Накипь: как с ней бороться?».

11.Организация проведения опыта «Лакмусовая бумага»

Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через экспериментирование; познакомить с понятиями: кислота, щелочь; упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

12.Организация проведения опыта «Рыбалка» Дать представления детям, что от соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает веревку к кубику.

13.Организация проведения опыта «Торнадо в бутылке».

Для такого «торнадо» нужно набрать в бутылку воды, но не до самого горлышка. Затем капнуть в бутылку немного средства для мытья посуды. Закрыть бутылку, вращать ее против часовой стрелки и любоваться вихрем внутри нее. Чтобы вихрь был зрелищней, добавьте в воду блестки и несколько капель пищевого красителя. Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать настоящее торнадо.

14.Организация проведения опыта «Извержение вулкана». Этот эксперимент в домашних условиях всегда был одним из самых любимых для детей! Чтобы создать «вулкан», необходимо соорудить из картона конус, склеить его скотчем и отрезать острый его конец. На любую бутылку, одеть конус и облепить его сверху коричневым или любым темным пластилином, имитируя вид горы. Эту конструкцию лучше поставить на большую тарелку или противень, чтобы потом ничего не вылилось. Через горлышко в бутылку, что стоит внутри конуса, засыпаем соду, краску красного цвета, каплю средства для мытья посуды и доливаем воду. Размешиваем эту смесь внутри емкости, а потом доливаем туда немного уксуса.

Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно создать настоящее извержение вулкана.

15.Организация проведения опыта «Ледяные самоцветы». Заранее намораживаем льда в красивых формочках разных размеров. Для этого можно использовать посуду с рифлеными краями или силиконовые формы для выпекания. Когда лед готов, приготовим несколько мисочек и в каждой из них сделайте цветной солевой раствор, добавив в воду много соли и пищевой краситель. Разложим ледяные глыбы на подносе, и с помощью пипетки наносите краску на их поверхность. Капая таким раствором на лед, соль его расплавит, оставив в нем дырочки, через которые просочится краска. Формировать представления детей, что если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!

16.Организация проведения опыта «Танцующие червячки».
Смешиваем пару стаканов крахмала и один стакан воды. Затем вливаем жидкость в миску или на противень, капнем туда немного разноцветной краски и поместите его сверху на колонку. Чтобы насладиться с детьми танцем разноцветных червячков, просто включим по громче музыку и прижмем миску руками к динамику.

Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать красивое зрелище!

17.Организация проведения опыта «Само надувающийся шарик»

Заполним бутылку уксусом на 1/3. Поставьте  воронку и засыплем в бутылку 3-4 ч. л пищевой соды. Теперь быстро натянем воздушный шарик на горлышко и пронаблюдаем, как он надувается без чьей-либо помощи! После того, как шарик надуется, снимем его с бутылки, завяжем и потрем о синтетическую ткань. Благодаря этому шарик поднимется к потолку, и будет держаться там несколько часов! Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно надуть углекислым газом воздушный шарик. Дать понятие наэлектризованность.

18.Организация проведения опыта «Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Мягкое яйцо». Возьмем 2 сырых яйца и положить из в разные жидкости: одно — в банку с водой, другое — в банку с уксусом. Для того, чтобы увидеть изменения, нужно подождать пол дня, когда скорлупа начнет размокать. А уже через неделю можем достать яйца и увидеть, что то, которое достали из уксуса, стало мягким и на нем нет скорлупы!

Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно окунать в предметы в жидкие вещества и изменять их формы.

19.Организация проведения опыта «Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Многослойная жидкость». Нальем на дно вазы сок, затем постепенно вольем растительное масло, по стенке вазы. Добавим в спирт краску или пищевой краситель любого цвета, чтобы было интересней, и налейте его поверх масла в вазу.

Формировать у детей представления о том, почему некоторые жидкости не смешиваются, наблюдение за трехслойной палитрой.

20.Организация проведения опыта «Зубная паста для слона». Наливаем в пустую пластиковую бутылку 150 мл. перекиси, добавим средства для мыться посуды и пищевой краситель. В отдельной мисочке смешаем чайную ложку дрожжей и пару столовых ложек теплой воды. Вымешиваем смесь до однородной консистенции, затем вольем в бутылку. Обязательно ставим бутылку на поднос или в глубокую посуду, чтобы «зубная паста» не оказалась по всей квартире!

Формировать представление детей о том, как может с помощью различных веществ

появиться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

21.Организация проведения опыта «Дождь в кувшине». Наливаем  в кувшин воду, а сверху нанесем большой слой пены для бритья. Набираем в пипетку немного пищевого красителя синего цвета и капаем сверху на пену. Формировать представления детей, как с помощью смешивания веществ можно создать белые «тучки» и пронаблюдать, как пойдет волшебный дождь!

1.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Сода как индикатор для кислоты». Дети узнают, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ.

2.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Почему нельзя нагревать минеральную воду?». Дети узнают, что такое химическая реакция, индикатор, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

3.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Что такое сода и какая она бывает?». Дети узнают, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

4.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Роль соды при приготовлении теста?». Дети узнают, что такое химическая реакция, появление кислорода, углекислый газ.

5.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Яйцо-ныряльщик». Дети узнают, что при смешивании веществ, можно

изменять форму и вес предмета. 

6.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Добываем углекислый газ?». Дети узнают, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение.

7.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Где в газировке прячется кислота?». Дети узнают, что такое химическая реакция, смешивание веществ, углекислый газ, шипение, кислота.

8.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «У цветов тоже есть газ».

9.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Как растворить карбонат кальция в воде?».

10.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Накипь: как с ней бороться?». Дети узнают, что такое накипь, и каким образом можно ее растворить.

11.Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Лакмусовая бумага»

Дети узнают, что такое лакмусовая бумажка, каким цветом она может быть, при соприкосновении с разными веществами.

12. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Рыбалка» Дети узнают, что от соли поверхность льдинки немного тает, а вода, которая образовалась, вскоре примораживает веревку к кубику.

13. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Торнадо в бутылке».

Дети узнают, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать настоящее торнадо.

14. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Извержение вулкана». Дети узнают, что как с помощью смешивания веществ можно создать настоящее извержение вулкана.

15. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Ледяные самоцветы». Дети узнают, что если накапать на льдинки несколько цветов такого раствора, можно получить очень красочные узоры!

16. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Танцующие червячки».
Дети узнают, как с помощью смешивания веществ можно наблюдать красивое зрелище!

17. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Самонадувающийся шарик»

Дети узнают, как с помощью смешивания веществ можно надуть углекислым газом воздушный шарик. Дать понятие наэлектризованность.

18. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Мягкое яйцо». Дети узнают, как с помощью смешивания веществ можно окунать в предметы в жидкие вещества и изменять их формы.

19. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Многослойная жидкость». Дети узнают, почему некоторые жидкости не смешиваются, наблюдение за трехслойной палитрой.

20. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Зубная паста для слона». Дети узнают, о том, как может с помощью различных веществ

появиться пенистая субстанция, которая очень похожа на пасту из огромного тюбика.

21. Активное участие в наблюдении и проведении опыта «Дождь в кувшине». Дети узнают, как с помощью смешивания веществ можно создать белые «тучки» и пронаблюдать как пойдет волшебный дождь!

1.Проведение с детьми дома ряд опытов с водой, воздухом, смешиванием жидкостей.

2.Участие в опросе, ответы на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? 3.Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

4.Получение консультации на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

5.Участие родителей в совместной с детьми деятельности, помощь в проведении опытов и экспериментов.

3III.

Заключительный этап

1.Создание презентации на тему «Лаборатория удивительных наук».

2.Организация просмотра презентации родителей совместно с ребенком на тему «Лаборатория удивительных наук».

3.Организация мероприятия совместно с  детьми и родителями «Экспериментируем вместе».

1.Создание презентации совместно с воспитателем на тему «Лаборатория удивительных наук».

2.Организация просмотра презентации детьми совместно с родителями на тему «Лаборатория удивительных наук».

3. Подготовка дома опыта совместно с родителями для мероприятия совместно с  детьми и родителями «Экспериментируем вместе».

1.Помощь в создании презентации на тему «Лаборатория удивительных наук».

2.Организация просмотра презентации родителей совместно с детьми на тему «Лаборатория удивительных наук».

3. Подготовка дома опыта совместно с детьми для мероприятия совместно с  детьми и родителями «Экспериментируем вместе».

Вывод:

Реализованный проект показал свою эффективность в процессе познавательного развития, дети владеют знаниями о физических свойствах окружающего мира, познакомились с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.), имеют представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение), о некоторых факторах среды (свет, температура воздуха и её изменчивость; вода-переход в различные состояния: жидкое, твердое, газообразное их отличие друг от друга; воздух - его давление и сила; почва - состав, влажность, сухость), расширили представления об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей, о значимости воды и воздуха в жизни человека, познакомились со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину, научились целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. Так же дети закрепили умения пользоваться интерактивной доской.

Тем самым, дети, реализуя данный проект, сформировали познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать, наблюдать, проводить опыты, отражать изучаемую картину в творческой деятельности и т.д. У дошкольников сформировались представления о том, какими химическими свойствами могут обладать жидкие вещества и твердые предметы, с помощью воспитателя и родителей. Можно сделать вывод, что все поставленные цели и задач в начале создания проекта были полностью достигнуты и реализованы.

Список используемой литературы:

  1. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Поддьяков А.И. «Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком» Вопросы психологии, 1990 №5.
  4. Поддьяков Н.Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз¬раста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.
  5. Прохорова Л.Н., БалакшинаТА. «Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Формированиеначал экологичес¬кой культуры дошкольников» (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.
  6. Рыжова Н. А. «Волшебница –вода»Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997.
  7. РыжоваН.А. «Игры с водой и песком», Обруч,— № 2.
  8. Рыжова НА. «Опыты с песком и глиной» Обруч,— № 2.
  9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольнаяпедагогика, 2001. — № 1.
  10. Цыплякова О. «Где же пятый океан?» Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.

        Приложение 1.

C:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0050.jpgC:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0067.jpg

C:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0018.jpgC:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0077.jpg

C:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0030.jpgC:\Users\Марина\Downloads\23-03-2018_11-03-54\IMG-20180323-WA0063.jpg

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВЛЕЧЕНИЕ для детей старшего дошкольного возраста «ШКОЛА ПЕШЕХОДНЫХ НАУК»

Цели: закрепить знания о правилах перехода ули­цы , пешеходном переходе, светофо­ре, правилах поведения в общественном транспорте; познакомить с понятиями «перекресток» и «двусто­роннее движение»; зак...

Математический КВН для детей старшего дошкольного возраста «Математика – царица наук»

Математический КВН поддерживает интерес детей к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры с математическим содержанием, проявляя настойчивость, целеустремленность, сообразительность и смека...

Интегрированный досуг для детей старшего дошкольного возраста "Школа пешеходных наук"

Интегрированный досуг (физкультура и окружающий мир) для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятиядля детей старшего дошкольного возраста "Школа вежливых наук"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста...

Сценарий досуга по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста. «Школа пешеходных наук».

Сценарий досуга по правилам дорожного движения  " Школа пешеходных наук" для детей старшей группы...

ПРОЕКТ Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста . «Лаборатория удивительных наук»

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Школа дорожных наук"

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Школа дорожных наук"...