" Перелётные птицы."
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Корчагина Наталия Ивановна

Цели занятия:

- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт);

- закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания;

- активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой);

- учить согласовывать имена существительные с числительными;

- учить согласовывать имена существительные с глаголами;

- развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику;

- воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_pereletnye_ptitsy.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ  ПТИЦЫ»

Программное содержание:

        1.Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой»,   «стайкой».

        2.Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, соловье; о частях тела птиц.

        3.Упражнять детей:

- в образовании сложных прилагательных;

- в составлении сложноподчиненных предложений.

4. Воспитывать у детей доброе отношение ко всему живому в природе.

Материал:

Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах.

Ход занятия:

Потихоньку

Снег  сошел,

Почернел

И стаял,

Всем на свете

Хорошо:

В роще –

Птичьим стаям…..

- Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении?

/ О ВЕСНЕ/.

- Назовите, пожалуйста, характерные признаки весны? /КАПЕЛЬ, СОЛНЦЕ СВЕТИТ ЯРКО И ТЕПЛО, ПТИЦЫ ПРИЛЕТЕЛИ/.

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются зимовать? /ПЕРЕЛЕТНЫЕ  И ЗИМУЮЩИЕ/.

Перелётные птицы

-это те птицы, которые не находят поздней осенью и зимой для себя корм и улетают на тёплый юг, где много корма.

- Назовите перелетных птиц? /ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, ЖУРАВЛЬ, ЦАПЛЯ, СКВОРЕЦ/

- Отгадайте, пожалуйста, загадки:        

1.Эта птица никогда

Для птенцов не вьет гнезда. /Кукушка/- Отгадайте следующую загадку.

2.Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

  Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину.

/Ласточка/

3.Это старый наш знакомый:

 Он живет на крыше дома -

    Длинноногий, длинноносый,

 Длинношеий, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту.    /Аист/

- Правильно вы отгадали, эти птицы  тоже относятся к перелетным.

Кукушка – небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца  откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Подросший кукушонок выкидывает из гнезда других птенцов, а их родители продолжают его кормить.

Прилетает в конце апреля или первых числах мая. Сначала появляются одни самцы, а через неделю или две к ним присоединяются самки.

Аист – большая птица  белого цвета с большим клювом.

Живет рядом с человеком, на  крышах домов и других возвышенностях,

  у водоёмов.

В нашей стране живут два вида аистов: белый и черный.

Питаются   - лягушками, змеями, крупные насекомые, рыбами.

Возвращаются в феврале-марте. Самцы прилетают на место гнездовья на несколько дней раньше самок.

Высиживают яйца   обе птицы, около 40 дней.

Птенцов чаще всего бывает четверо.

Родители  приносят им рыбу  или лягушек.

 Улетают в теплые страны  в сентябре.

Ласточка - Много  времени ласточки проводят в воздухе,  летая  за добычей.  Они не садятся на землю, так как их короткие и слабые ножки не могут  удержать тело.

Прилетают они в конце апреля или начале мая и  приступают к постройке гнезда.

 Гнезда они лепят из комочков грязи,  глины, соломы, веточки, травинки  и все это скрепляют липкой слюной.

Внутри гнездо выстилают перьями, пухом.

В кладке бывает 4—6 белых Яйца насиживают оба родителя, сменяя друг друга через каждые 3—5 минут. ИГРА  «Отгадай и присядь».

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите  название зимующей  птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками.

соловей, ласточка, грач, скворец,  аист, журавль, цапля        дятел ,синица, снегирь,

        - Назовите, пожалуйста, части тела птиц. /КЛЮВ, ГОЛОВА, ШЕЯ, ТЕЛО, КРЫЛЬЯ, ХВОСТ, НОГИ /.

Тело птицы состоит из головы, шеи туловища, передних и задних конечностей и хвоста. На голове расположены рот и органы чувств. Шея отличается большой подвижностью. Тело является опорой для прочного крепления крыльев. Хвост у птиц сильно укорочен и выполняет рулевую функцию. Обтекаемая форма тела способствует уменьшению силы трения о воздух, что является важным условием для полета.

- У  всех птиц одинаковое строение, но люди их называют по-разному, как же они их различают? /По оперению, внешнему виду,  величине/

- Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? /Потому что здесь наступают холода, зимой нет  насекомых/.

- А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/. Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе;  некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника;  другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 Мы немножко отдохнём 

Встанем, глубоко вздохнём. - вдох

Дети по лесу гуляли – шаг на месте

За природой наблюдали. – руки ко лбу наблюдать

Вверх на солнце посмотрели, - поднять голову вверх

И их лучики согрели. – руки вверх протянуть

Чудеса у нас на свете – удивиться

Стали карликами дети, - присесть

А потом все дружно встали- встать

Великанами мы стали. - потянуться

Птицы по лесу летали, - крыльями машем

Крыльями махали

Дружно хлопаем, - в ладоши

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли!

Упражнение   «Скажи одним словом».

- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

        У аиста длинные ноги, он какой?  … /длинноногий/.

        У аиста длинный клюв, он …   /длинноклювый/.

        У ласточки длинный хвост, она  …  /длиннохвостая/.

        Ласточка любит тепло, она …   /теплолюбивая/.

        У ласточки острые крылья, она …  /острокрылая/.

        У соловья звонкий голос, он …  /звонкоголосый/.и др.

Пальчиковая   гимнастика:

На двери висит замок

Кто его открыть бы мог?

Покрутили,

Потянули,

Постучали

И открыли!

Работа в тетради ДЕЛИМ СЛОВА НА СЛОГИ.

По-пу-гай

Во-ро-бей

А-ист

Фа-зан

 Глазная гимнастика.

У леса на опушке -  Моргать глазами в такт

Высоко на суку-  Поднять глаза вверх

С утра поет кукушка: - Зажмуривают глаза

Ку- ку! Ку-ку! Ку-ку! -  Моргать в такт.

Внизу бежит речонка -  Глаза вниз

По желтому песку. -  Глаза вправо

Поет кукушка звонко: -  Глаза влево

Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку! -  Моргать в такт

4. Упражнение  «Продолжи предложение, найди причину»

•        Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/.

•        Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/.

•        Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и  др.

•        Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ:

        - Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

        - О каких  новых перелетных птицах  вы узнали?

        - Что интересного мы узнали о кукушке?

        - Как  они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

        - Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно  

        слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Домашние птицы", "Перелётные птицы" - методический материал по развитию речи и речевому творчеству для детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

В содержание входит материал по словарной работе, словообразованию и словоизменению, а так же различные игры: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные. Тексты для чтения, тематика занятий по развитию...

Презентация к занятию "Перелётные птицы. Кольцевание птиц."

С помощью этой презентации ребята узнают о некоторых перелётных птицах, познакомятся с методами изучения миграции птиц....

календарное планирование в подготовительной группе по теме: «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»

Календарное планирование в подготовительной группе по Теме недели:  «Осень в жизни птиц.Перелётные птицы»...

План конспекта занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»» на примере темы «Дикие птицы» в подготовительной группе с обучающимися ОНР с использованием презентации "Перелётные птицы".

Тема: «Слова, отвечающие на вопрос «какие?»»Цели: 1. Упражнять в практическом употреблении качественных прилагательных с существительными множественного числа на материале лексической темы «Птицы».2. ...

Берегите птиц. Материал и презентация на тему "Перелётные птицы"

В дошкольном детстве закладываются основы личности. А это невозможно без общения ребёнка с природой, животным миром. Начиная знакомиться с окружающим, малыши с удовольствием впитывают всё новое. Их ин...

Конспект итогового мероприятия по педагогическому проекту «Перелётные птицы осенью» в старшей группе детского сада Тема: «Перелётные птицы осенью».

Образовательные задачи:1. Расширить представление детей о перелетных птицах.2. Активизировать употребление в речи детей существительных, имен прилагательных, глаголов.Развивающие задачи:1.Развивать мы...