проект "В мире песочницы"
опыты и эксперименты по окружающему миру (младшая группа) на тему

Цель: Создание  условий для эмоционального комфорта детей.

Задачи для детей:

  • Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
  • Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.

Задачи для родителей:

  • Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагогов:

  • Анализ и сбор информации из разных источников
  • Разработать перспективное планирование по проекту
  • Создать условия для проведения игр с песком

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_mire_pesochnitsy.docx37.4 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рябинушка»

 

Проект  

«Мир в песочнице»

Подготовила:

Воспитатель

 1 кв.категории

                                                    Романова Н.С.

п.Сосновское, 2016 г.

Тип проекта: исследовательский

Вид проекта: среднесрочный (2 месяца)

Участники проекта: дети 1 младшей группы «Рябинки», воспитатели, родители.

Место проведения: территория детского сада.

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта:

    Первый приход ребенка в детский сад, как правило, сопряжен с целым рядом трудностей. Ребенок попадает в совершенно новый для себя мир, к которому он должен еще привыкнуть, приспособится к незнакомой обстановке. Приятным для ребенка способом, помогающим решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы, являются игры с песком или песочная терапия.

   Предлагаемый проект позволит стабилизировать эмоциональное состояние детей, поможет преодолеть страх и неуверенность, снять эмоциональное напряжение.

    Моральное и психологическое благополучие ребенка, играет очень важную роль для дальнейшего обучения ребенка, формированию сферы  его интересов, общения, самооценки.

Цель: Создание  условий для эмоционального комфорта детей.

Задачи для детей:

  • Развивать игровые, познавательные способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
  • Помочь решить проблемы поведенческой и эмоциональной сферы с помощью песочной игры.

Задачи для родителей:

  • Создавать в семье благоприятные условия для развития личности ребенка, учитывая опыт детей, приобретенный в детском саду.

Задачи для педагогов:

  • Анализ и сбор информации из разных источников
  • Разработать перспективное планирование по проекту
  • Создать условия для проведения игр с песком

Участники проекта:

  • Воспитатели группы
  • Дети 1 младшей группы
  • Родители и другие члены семьи

Длительность проекта: 2 месяца

Ожидаемый результат:

  • Создать атмосферу эмоционального благополучия в группе. Наладить доверительные отношения с детьми.
  • Формирование игровых навыков
  • Обогащение родительского опыта

Использование различных методов и приёмов:

Игровые методы:

- воображаемая ситуация

- дидактическая игра

         

Методы и приемы организации исследовательской деятельности:

- беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- использование художественного слова;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие

ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.

1. Подготовительный этап

Месяц

Содержание

   Июль

 Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

   Июль

1. Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?

2. Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.

2.  Основной этап реализации проекта

Месяц

Содержание

Июль

- беседа «Для чего нужен песок?»;

- подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке;

- предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»;

- игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук);

- детское экспериментирование: опыты с песком;

-рассматривание песка через лупу;

- проведение развивающих игр «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»;

-проведение психогимнастики «Загораем на песке».

Июль

Творческая познавательная деятельность детей:

-совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;

-слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»;

-сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница».

3. Заключительный этап

Месяц

Содержание

   

   Август

-Праздник песка «Песочная страна».

-Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».

-Выпуск газеты  (Ваза из песка)

-Презентация проекта «Мир в  песочнице».

Перспективное планирование по проекту «Мир в песочнице»

Июль

Программные цели и задачи: совершенствовать мелкую моторику рук, обогащать представления детей о свойствах песка (сухой – мокрый; лепится – рассыпается, лёгкий - тяжёлый), что обогащает сенсорный опыт и способности малышей, а также освоением простейших форм строительства; закреплять простейшие конструкторские навыки, развивать фантазию, активизировать мыслительную деятельность детей через постановку конкретной задачи строительства, обогащение детского опыта, проговаривание результатов строительства, обогащать  активный и пассивный словарный запас ребёнка; воспитывать коллективизм, и умение уважать чужой труд (не ломать чужое строительство), вырабатывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, желание узнавать и учиться новому, доставить детям радость.

Художественное слово.

Пальчики сложу в ладошке

Вот ладошка как лукошко.

Если пальчики разжать –

Песочек может убежать.

У меня песок сухой

Сквозь пальцы убегал рекой.

Полью водичкой я песок

И вылеплю вам пирожок.

На песочек разложу

Бусы, камешки, цветочки,

С этим делом не спешу

Чтоб была картинка точной

Из ладошечки в ладошку

Пересыплю я песочек,

Не просыплю я ни крошки

Постараюсь очень-очень.

1-я неделя

1. Познакомить детей со свойствами песка (сухой - рассыпается, влажный - лепится). Предложить детям сделать пирожное из сухого и мокрого песка.

2. Предложить детям насыпать песок в стаканчик, пересыпать из одного стаканчика в другой, высыпать на стол, рассыпать по бортику. Задаются вопросы по игре.

3. Предложить детям игру: "Кто быстрее всех насыплет и покажет мне стаканчик с песком". Задаются вопросы по игре.

4.Предложить детям д/и: Кто насыплет песок из одного стакана в другой так, чтобы не просыпать мимо.

5.Предложить детям стаканчик и сито.    Попросить детей высыпать песок из стаканчика на ситечко, встряхнуть сито, и посмотреть, как песок высыпается на бортик. Вопросы: какой песок? (сухой) Через что высыпается песок? (через дырочки в сите).

2-я неделя

1. Постройка из песка домика для Миши.

- стимулировать воображение.

2. Украсим домик из песка камушками.

- упражнять в проявлении творческих возможностей, развивать умение детей использовать, разную форму камней.

3. Сделаем из формочек пирожные для мамы.

- закрепить знания, свойственные песку. Из мокрого песка можно слепить пирожное.

4. Сделаем домик для черепахи.

-украсим его зелеными листочками.

5. Угощение на мамин праздник - лепим пирожки, украшаем их камешками.

3-я неделя

1. Строим башню - закрепить знание свойств песка; показать, как сгребать влажный песок в кучки, утрамбовывать, выбирать его из нутрии, чтобы домики не обваливались. Задаются вопросы по игре.

2. Гараж для машины - развивать воображение и творчество. Задаются вопросы по игре.

3. Строим улицу - предложить детям построить в одну линию домики, чтобы получилась улица. Задаются вопросы по игре.

4. Строим дорогу - выравнивание и трамбование песка. Предложить детям покатать машины. Задаются вопросы по игре.

5. Найди сюрприз

- выкапывание из ямок различных предметов. Развить любознательность, интерес.

4-я неделя

1. Постройка домика для зайчика — закрепить навыки построения, воспитывать самостоятельность. Задаются вопросы по игре.

2. Испечём торт для бабушки

- развивать воображение, изобретательность.

3. Украсим домик из песка камнями - закрепить свойства камней (большой, маленький, легкий, тяжёлый). Задаются вопросы по игре.

4. Построим горы из песка

- выравнивание и утрамбовывание наклонной поверхности.

5. Построим бассейн для куклы Маши

- показать, как песок быстро впитывает воду.

Август

Программные цели и задачи: продолжать совершенствовать мелкую моторику рук, обогащать представления детей о свойствах песка (сухой – мокрый; лепится – рассыпается, лёгкий - тяжёлый), что обогащает сенсорный опыт и способности малышей, а также освоением простейших форм строительства; закреплять простейшие конструкторские навыки, развивать фантазию, активизировать мыслительную деятельность детей через постановку конкретной задачи строительства, обогащение детского опыта, проговаривание результатов строительства, обогащать  активный и пассивный словарный запас ребёнка; воспитывать коллективизм, и умение уважать чужой труд, вырабатывать аккуратность при работе с сыпучим материалом, желание узнавать и учиться новому, доставить детям радость. 

Художественное слово

Пальчики сложу в ладошке

Вот ладошка как лукошко.

Если пальчики разжать –

Песочек может убежать.

У меня песок сухой

Сквозь пальцы убегал рекой.

Полью водичкой я песок

И вылеплю вам пирожок.

На песочек разложу

Бусы, камешки, цветочки,

С этим делом не спешу

Чтоб была картинка точной

Из ладошечки в ладошку

Пересыплю я песочек,

Не просыплю я ни крошки

Постараюсь очень-очень.

1 неделя

     1. Испечём пироги. 

2. Делаем узоры и дорожки.

3. Сделаем норку для мышки .

4. Кладоискатели.

5. Сухой и влажный.

2 неделя

    1. Пересыпаем песок из одной формочки в другую.

2. Формочки.

3. Построим высокую горку.

4. Сделаем следы на мокром песке.

5. Рисуем палочками на песке.

3 неделя

1.        Лепим колобки.

2.        Делаем фигурки.

3.        дорожки из песка.

4.        Соберём песок в ведёрко.

5.        Домик для мышки.

4 неделя

1.        Испечём пироги.

2.        Копаем канавки.

3.        Сделаем большую кучу из песка.

4.        Пересыпаем песок из одной ёмкости в другую.

5.        Рисуем на песке.

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

- Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими принята, что позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей

- Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на игры  с песком, дети  проявляли интерес и желание играть. Сформировались  игровые навыки с песком.

- Наладились доверительные отношения с детьми, что положительно повлияло на эмоциональное благополучие в группе.

Считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог – родители. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Приложение №1

                                                       Игры с песком.

  1. В гости к песочному человеку

(занятие проводится по подгруппам).

Цели: познакомить с Центром песка и воды, правилами поведения в нем;

развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; снизить психофизическое напряжение.

Оборудование: песок, вода и игрушка «песочный человек», формочки, мелкие предметы для обыгрывания.

Содержание: воспитатель обращает внимание детей на то, какой красивый песок (желтый, мелкий, зернистый) воспитатель говорит о том, что даже такой знакомый всем детям материал, как песок, может многому научить, рассказать немало тайн. Например, песок может научить строить дома, ходить по пустыне, может рассказать о море или о реке, в которых он живёт. В нашем Центре песка и воды живёт хранитель песка – песочный человек. Он маленький, весёлый, знает много историй и игр. Но рассказывает эти истории песочный человек только тем, кто выполняет правила (не ссориться, не сыпать песок на пол, не бросать песок в глаза и т.п.).

Приложение №2

2. Оставляем «необыкновенные следы»

Цели: развивать представления детей о разнообразии окружающего мира, свойствах песка и воды; развитие тактильной чувствительности и воображения

Содержание:

Играем, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку.

«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

«Прыгают зайчики» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» — ребенок расслабленными или напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).

«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Приложение №3

3. Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса; знакомство со свойствами песка.

Оборудование: песок, перышко, палочки, кисточки.

Содержание:

Воспитатель: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот.

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Приложение №4

4. «Узоры на песке».

Цель:закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей;

знакомство со свойствами песка.

 Оборудование: песок, кисточка.

Содержание:

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Воспитатель: « Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй, как я. Придумай свой узор, рисунок. В верхней части песочницы будут узоры из кругов, а внизу — из треугольников».

                           

   Приложение №5

Работа с мокрым песком.

Мокрый песок – предоставляет огромный простор детскому творчеству: из такого песка можно лепить не только фигуры из мелких деталей, но и грандиозные по своему внешнему виду фигуры-скульптуры. Из песка можно сооружать не только дворцы, но и корабли, машины, скульптуры, украшать их камешками, цветными бусинками, ракушками.

Игры с мокрым песком:

1. Секреты мокрого песка

Цели: познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства сухого (подвести к выводу); научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур, стабилизация эмоционального состояния.

          Ход занятия:

1.  Приветствие.

2.  Психологический настрой.

3.  Повторение свойств сухого песка.

4.  Что нужно сделать, чтобы песок стал влажным? (добавить воды)

Выливаем    немного   воды,    перемешиваем    так,    чтобы   половина песочницы была мокрой, а половина - сухой.

Опустим руки во влажный песок. Что ты чувствуешь? (холод, он влажный, мокрый, сырой, он перестал быть рассыпчатым, из него теперь можно что-нибудь слепить, он не «течет», а падает).

Давайте попробуем что-нибудь слепить из мокрого песка, («пирожки», комочки, можно поработать с формами для песка, а можно и показать, как из мокрого песка слепить буквы, например, или цифры).

Итак, какой вывод мы можем сделать? Мокрый песок - вязкий, из него можно делать любые формы.

Приложение №6

2. Игра «Кто к нам приходил?»

Цель: развитие зрительного и тактильного восприятия; познакомить со свойствами мокрого песка, вспомнить свойства;  научить пользоваться мокрым песком для создания объемных фигур.

Оборудование: мокрый песок, формочки

Содержание:

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребенок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. Потом они меняются ролями. Формочки предварительно осматриваются и ощупываются, обводятся их контуры. Усложнение задания — игра с новыми формочками без предварительного их ощупывания.